Может ли жена дать закят мужу, если она зарабатывает больше, чем он?

Выплата закята является обязанностью каждого мусульманина вне зависимости от пола. Следовательно, и женщина, независимо от того, замужем она или нет, должна выплачивать закят, если владеет имуществом, которое облагается им.

Исключением является закят аль-фитр, ибо за жену закят разговения обязан выплатить муж. Однако если муж не в состоянии выплатить закят аль-фитр за жену, она по при возможности имеет право сама выплатить его.

Что касается выплаты закята мужу, то большинство учёных-богословов согласны с тем, что жене дозволяется сделать это. В этом решении они опираются на хадис, который приводят Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисов.

От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха велел женщинам подавать милостыню, и жена Ибн Мас‘уда Зайнаб (да будет доволен ими обоими Аллах) пришла к Пророку и попросила разрешения войти к нему. Её впустили. Войдя в дом, она сказала:

يَا نَبِيَّ اللَّهِ، إِنَّكَ أَمَرْتَ اليَوْمَ بِالصَّدَقَةِ، وَكَانَ عِنْدِي حُلِيٌّ لِي، فَأَرَدْتُ أَنْ أَتَصَدَّقَ بِهِ، فَزَعَمَ ابْنُ مَسْعُودٍ: أَنَّهُ وَوَلَدَهُ أَحَقُّ مَنْ تَصَدَّقْتُ بِهِ عَلَيْهِمْ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: صَدَقَ ابْنُ مَسْعُودٍ، زَوْجُكِ وَوَلَدُكِ أَحَقُّ مَنْ تَصَدَّقْتِ بِهِ عَلَيْهِمْ

«О Посланник Аллаха, сегодня ты велел подавать милостыню, а у меня были украшения, которые я хотела отдать бедным, но Ибн Мас‘уд сказал, что он сам и его дети имеют на это больше прав, чем кто бы то ни было».

На это Пророк сказал: «Ибн Мас‘уд сказал правду: твой муж и твои дети действительно имеют на них больше прав, чем те, кому бы ты отдала их». (Бухари, 1462)

В другой версии этого хадиса сообщается, что жена Абдуллаха Ибн Масуда Зайнаб (да будет доволен ими Аллах) сказала:

 فَانْطَلَقْتُ، فَإِذَا امْرَأَةٌ مِنَ الْأَنْصَارِ بِبَابِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَاجَتِي حَاجَتُهَا، قَالَتْ: وَكَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ أُلْقِيَتْ عَلَيْهِ الْمَهَابَةُ، قَالَتْ: فَخَرَجَ عَلَيْنَا بِلَالٌ فَقُلْنَا لَهُ: ائْتِ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَخْبِرْهُ أَنَّ امْرَأَتَيْنِ بِالْبَابِ تَسْأَلَانِكَ: أَتُجْزِئُ الصَّدَقَةُ عَنْهُمَا، عَلَى أَزْوَاجِهِمَا، وَعَلَى أَيْتَامٍ فِي حُجُورِهِمَا؟ وَلَا تُخْبِرْهُ مَنْ نَحْنُ، قَالَتْ: فَدَخَلَ بِلَالٌ عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَأَلَهُ، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ هُمَا؟ فَقَالَ: امْرَأَةٌ مِنَ الْأَنْصَارِ وَزَيْنَبُ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ الزَّيَانِبِ؟ قَالَ: امْرَأَةُ عَبْدِ اللهِ، فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَهُمَا أَجْرَانِ: أَجْرُ الْقَرَابَةِ، وَأَجْرُ الصَّدَقَةِ

«Когда я пришла, я нашла у дверей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одну женщину из числа ансаров с таким же вопросом, как у меня. Мы все благоговели перед Посланником Аллаха. К нам вышел Биляль (да будет доволен им Аллах), и мы сказали ему:

"Подойди к Посланнику Аллаха и сообщи, что две женщины у двери спрашивают у него, можно ли подавать милостыню своим мужьям и сиротам, которые с ними живут. Но не сообщай им, кто мы".

Биляль зашёл к Посланнику Аллаха и спросил его, тогда Посланник Аллаха спросил его:

"Кто они?" Он ответил:

"Одна из жён ансаров и Зайнаб".

Тогда Посланник Аллаха , спросил: "Которая Зайнаб?"

Он ответил: "Жена Абдуллы".

И Посланник Аллаха сказал: "Им обеим две награды – награда за родственную связь и награда за милостыню (садака)"». (Бухари, 1466; Муслим, 1000)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», комментируя этот хадис, сказал:

«Этот хадис приводится в качестве довода в пользу дозволенности женщине отдать свой закят мужу. Это является мнением имама Аш-Шафии, Ас-Саври и обоих соратников имама Абу Ханифы (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана), а также одним из двух мнений, переданных от имама Малика и имама Ахмада».

Далее Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни сказал: «Это мнение также подтверждается тем, что отсутствие разъяснения говорит об универсальном характере этого решения. Когда упоминается милостыня и не разъясняется, желательная она или обязательная, это всё равно, как если бы Пророк сказал: "Тебе этой милостыни достаточно, будь она обязательной или желательной"».

Поэтому, если жена, увидев несостоятельность и нужду мужа, даст ему закят, этого ей достаточно, если её муж из числа тех, кто заслуживает закят. После получения этого закята муж имеет право расходовать это имущество по своему усмотрению на дозволенные цели.

Если он будет расходовать их в качестве обеспечения жены и детей, то он имеет на это право. Он также может за счёт имущества, полученного в виде закята от жены, выплатить долг или построить дом, в котором он будет жить со своей семьёй.

Не будет ничего предосудительного, если муж отдаст это имущество в качестве обеспечения (нафака) жене, хотя по сути это возврат закята к тому, кто его выплатил.

Однако жене не дозволяется вместо выплаты закята простить мужу своё обеспечение. При прощении обеспечения, которое по сути стало долгом, цель заката не осуществляется, и все необходимые условия выплаты закята не выполняются.

Условием выплаты закята является непосредственная передача имущества человеку из категории людей, которым положен закят, будь то муж или посторонний человек. Следовательно, прощение долга по обеспечению жены, который имеется за мужем, подпадающим под категорию получающих закят, нельзя считать выплаченным закятом, пока закят не будет непосредственно передан ему.

Тем не менее, муж в мусульманской семье всегда остаётся ответственным за принятие каких-либо бытовых решений. Поэтому, даже если супруга финансово независима от него, она должна советоваться с ним и принимать решения только после его одобрения.

Когда мусульманин тратит свои средства на содержание своей семьи, он получает только награду за выполнение своего долга. Однако, поскольку женщина не обязана тратить своё имущество на кого-либо, кроме себя, она получает две награды: одну – за помощь родственникам, потому что предоставление родственнику чего-то для удовлетворения их потребностей улучшает отношения и укрепляет кровные связи, и одну – за благотворительность на пути Аллаха.

Конечно же, следуя этим хадисам, муж не имеет права перекладывать ответственность за содержание семьи на свою жену, даже если она зарабатывает больше, чем он. Обеспечение семьи всем необходимым – долг мужчины, и жена не обязана тратить свой заработок или накопления на какие-либо семейные финансовые нужды.

Понравилась статья?

 Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

 

 

Смотрите также:

Всё о закяте

Можно ли брать закят на оплату обучения детей?

Закят в Дагестане = 2 750 625 000 рублей

Закят беднякам

Откладывание выплаты закята

Закят для путника

Ислам и его столпы

Досрочный закят

Нужно ли платить закят с оборудования, используемого в торговле?