Каждый человек несет ответственность за исполнение и соблюдение повелений Аллаха по мере своих возможностей. Следовательно, и в Судный день каждый человек будет держать ответ за всё это.
С человека будет спрошено абсолютно за всё, что он совершил и чего он не выполнил со дня совершеннолетия до конца своей жизни. Пока он не отчитается за все благодеяния и милость Всевышнего Аллаха, которые получил в земной жизни, он не покинет место Суда.
В хадисе, переданном от Абу Барзата (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَومَ القِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَ أفنَاهُ وَعَنْ عِلمِهِ فِيمَ فَعَلَ فِيهِ وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبلاهُ
«В Судный День раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании его: на что он его использовал; и о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его: как он его использовал». (Тирмизи)
Каждый человек в Судный день непременно будет отвечать за то, как он провёл отведённые ему в этом мире дни и какие деяния он совершал. Нас спросят не только о том, как мы сами провели жизнь в этом мире и распоряжались этими благами. С нас также будет спрос и за тех, кто был нашей паствой. То есть нас спросят о семье и о тех, за кого мы были ответственны в этом мире.
Как видите, человек будет спрошен обо всём, но, в первую очередь, об обязательном намазе, ибо намаз является опорой религии. Конечно же, обо всех наших поклонениях тоже будет спрошено, однако самое трудное и самое значимое из всех - это отчёт за намаз.
Это будет очень тщательный и подробный допрос, о каждом стоянии, руку‘е и суджуде (поясном и земном поклоне), о каждом омовении и о смиренности в каждом намазе.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ الصَّلاةُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَة قَالَ الرَّبُّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ ؟ فَيُكَمِّلُ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ
«Поистине, в День Суда расчёт с рабом Аллаха – первым из его всех его деяний – будет произведён за его намаз. Если он будет хорошим, то человек преуспеет и добьется желаемого, а если окажется негодным, то он потерпит неудачу и понесет убыток.
Если же в обязательных молитвах обнаружатся недостатки, Господь скажет (ангелам): "Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь из добровольных деяний?" И за счёт этого будут восполнены недостатки в обязательных молитвах, а затем и со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи 413, Абу Дауд 864, Ибн Маджах 1425)
Общеизвестно, что самым важным поклонением человека после свидетельства единобожия (шахады) является совершение пятикратного обязательного намаза. Пока человек жив и находится в здравом уме, он обязан совершать намаз. Только немногие обстоятельства могут освободить человека от намаза.
Как только ребёнок становится совершеннолетним, или уже взрослый человек принимает Ислам (произносит шахаду), он обязан, как можно скорее научиться правильно совершать омовение и намаз. Если даже не успел выучить всё необходимое для совершения намаза, он должен делать его так, как знает и может.
Тем не менее, мы можем найти людей, которые всю жизнь провели в Исламе, но полноценно совершить намаз не умеют. Практически в каждом населенном пункте, в селе и в городе есть мечети, при которых имеются курсы по правильному совершению намаза.
Если не удаётся пойти в мечеть, почти у каждого человека есть родственники, друзья, знакомые, к которым можно обратиться за помощью. Но, к сожалению, часто приходится видеть, как люди совершают намазы, допуская серьезные ошибки, которые в большинстве случаев делают их намазы недействительными.
Ещё печальнее слышать, как некоторые мусульмане говорят: «мои родные против намаза», «я целый день на работе или учебе», «у меня муж и дети, по хозяйству работы много», и самое популярное: «в старости будем молиться» - кому не приходилось слышать что-то подобное?
Конечно же, все эти и другие возражения беспочвенны, и он не будут иметь никакой силы в Судный день, когда человеку придётся держать ответ.
Кто из нас может точно сказать, сколько он проживет? Может быть, этот день для нас последний – ведь и молодых людей может поразить болезнь, с каждым может случиться несчастный случай. И что мы скажем Всевышнему, когда нас спросят – почему вы не исполняли то, что Он повелел вам?
Нурмухаммад Изудинов