Дело, из-за которого даже Пророк Мухаммад ﷺ отложил намаз

13 Февраль 2019 3393

Что в этом мире могло отвлечь Посланника Аллаха и что вынудило его отложить намаз? Намаз, который Посланник Аллаха называл опорой религии и признаком, отличающим мусульманина от немусульманина?

Посланник Аллаха всякий раз, когда был чем-то огорчён, прибегал к намазу, ибо совершение намаза воодушевляло Пророка и приносило ему отдых и комфорт.

Тем не менее, было однажды такое дело, из-за которого Посланник Аллаха отложил совершение намаза, ибо оно имело первостепенное значение, и дело это – примирение людей, которое должно быть и для нас – его последователей – таким же важным делом.

Однажды люди из племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф, которые жили в селении Куба (пригород Медины, где была построена первая в истории Ислама мечеть), подрались между собой. Когда об этом сообщили Посланнику Аллаха , он сразу отправился в Куба, чтобы примирить их.

Это дело заняло у Пророка так много времени, что ему пришлось отложить коллективный намаз. Поэтому Билял (да будет доволен им Аллах) и предложил возглавить коллективную молитву Абу Бакру (да будет доволен им Аллах).

От Сахля ибн Са‘да Ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عَنْ سَهْلِ ابْنِ سَعْدٍ السَّاعِدِيِّ قَالَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَهَبَ إِلَى بَنِي عَمْرِو بْنِ عَوْفٍ لِيُصْلِحَ بَيْنَهُمْ فَحَانَتْ الصَّلَاةُ فَجَاءَ الْمُؤَذِّنُ إِلَى أَبِي بَكْرٍ فَقَالَ أَتُصَلِّي لِلنَّاسِ فَأُقِيمَ قَالَ نَعَمْ فَصَلَّى أَبُو بَكْرٍ فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالنَّاسُ فِي الصَّلَاةِ فَتَخَلَّصَ حَتَّى وَقَفَ فِي الصَّفِّ فَصَفَّقَ النَّاسُ وَكَانَ أَبُو بَكْرٍ لَا يَلْتَفِتُ فِي صَلَاتِهِ فَلَمَّا أَكْثَرَ النَّاسُ التَّصْفِيقَ الْتَفَتَ فَرَأَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَشَارَ إِلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ امْكُثْ مَكَانَكَ فَرَفَعَ أَبُو بَكْرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَدَيْهِ فَحَمِدَ اللَّهَ عَلَى مَا أَمَرَهُ بِهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ ذَلِكَ ثُمَّ اسْتَأْخَرَ أَبُو بَكْرٍ حَتَّى اسْتَوَى فِي الصَّفِّ وَتَقَدَّمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَصَلَّى فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ يَا أَبَا بَكْرٍ مَا مَنَعَكَ أَنْ تَثْبُتَ إِذْ أَمَرْتُكَ فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ مَا كَانَ لِابْنِ أَبِي قُحَافَةَ أَنْ يُصَلِّيَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا لِي رَأَيْتُكُمْ أَكْثَرْتُمْ التَّصْفِيقَ مَنْ رَابَهُ شَيْءٌ فِي صَلَاتِهِ فَلْيُسَبِّحْ فَإِنَّهُ إِذَا سَبَّحَ الْتُفِتَ إِلَيْهِ وَإِنَّمَا التَّصْفِيقُ لِلنِّسَاءِ

«Однажды Посланник Аллаха отправился к людям из племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф, чтобы примирить их друг с другом. Между тем настало время намаза, и муэдзин (Билял (да будет доволен им Аллах)) явился к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) с вопросом: "Совершишь ли ты намаз с людьми в качестве имама? Если да, то я прочитаю икамат (объявлю о её начале)". Абу Бакр сказал "Да" и приступил к намазу. Через некоторое время, когда люди ещё продолжали молиться, вернулся Посланник Аллаха и прошёл к первому ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать, [чтобы привлечь внимание Абу Бакра]. Однако Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) никогда не смотрел по сторонам во время совершения намаза.

Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он повернулся и увидел Посланника Аллаха , который знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте.

Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) воздел руки к небу и возблагодарил Аллаха за это веление Посланника Аллаха , после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со [стоявшими в первом] ряду. А Посланник Аллаха вышел вперёд и завершил намаз в качестве имама.

Завершив намаз, он спросил: "О Абу Бакр, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это?" Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил: "Не пристало Ибн Абу Кухафе[1] молиться перед Посланником Аллаха !"

Тогда Посланник Аллаха обратился к людям: "Почему вы так много хлопали в ладони? Пусть тот, кто во время своей молитвы увидит нечто, смущающее его, скажет: “Субхана-Ллах!” – и к нему повернутся, что же касается хлопков, то это – для женщин"». (Бухари, 684; Муслим, 421; Абу Дауд, 940; Ан-Насаи, 2/77)

Представим, что в то время, когда человек занят примирением двух человек или группы людей, прозвучал азан. Если человек не продолжит это дело, и все прервутся на совершение джамат-намаза, есть вероятность, что процесс сорвётся и примирение не будет достигнуто.

В таком случае нет ничего предосудительного, если он отложит намаз на более позднее время или не совершит его коллективно в начале отрезка времени, отведённого на него.

Чуть позже он может совершить свой намаз коллективно, если есть возможность, а если нет, то и индивидуально. Примирение людей, несомненно, является уважительной причиной для пропуска коллективного намаза или его откладывания на некоторое время.

Это всё указывает на чрезвычайную важность примирения людей. Некоторые учёные по этому поводу даже высказали мнение, согласно которому разрешается перенести намаз к следующему, если это соответствует правилам переноса намазов (обеденный – к послеобеденному или вечерний – к ночному).

Стоит отметить, что ни в коем случае не разрешается откладывать намаз до истечения отрезка времени, отведённого на его совершение. Если не получается пойти в мечеть на коллективный намаз и есть вероятность того, что человек, занятый примирением, не успеет совершить его своевременно, пусть совершает его вместе с теми людьми, примирением которых он занят.

Как мы понимаем, всё это делается ради только одной цели – завершить собрание с положительным результатом, примирив людей между собой. То есть ради этого мы должны идти на такие жертвы даже за счёт коллективного совершения намаза.

Как мы видим, Пророк очень переживал за людей и не откладывая приступал к разрешению возникших конфликтов. Поэтому нам тоже должно быть тяжело видеть, как разногласия разрывают общество на части. В хадисах Пророка категорически осуждается ссора между мусульманами, особенно подчеркивается, что ни один участник ссоры не будет прощён, пока они не найдут общий язык. А лучшим из двоих поссорившихся окажется тот, кто первым поприветствует другого.

Точно так же в аятах Священного Корана и в достоверных хадисах есть указание на примирение людей – восхваляются старания человека, который занят этим благим делом и говорится о большом вознаграждении, которое ждёт его в Ахирате.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

(смысл): «Поистине, уверовавшие – братья. Их объединяет (связывает) одна вера поэтому недопустимо возникновение между ними вражды, ссоры, взаимной ненависти и войны. Так улаживайте же отношения между двумя вашими братьями и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше. И бойтесь Аллаха, соблюдая Его предписания во всех ваших делах, чтобы получить милость Аллаха». (сура Аль-Худжурат: 10)

Улаживание отношений между участниками спора считается ценным видом поклонения, потому что тем самым мы упрочняем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти.

Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества.

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة

«Не сообщить ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намаза и раздачи милостыни?» Сподвижники ответили: «Да, конечно, сообщи». Пророк сказал: «Примирение между сторонами, так как, воистину, разлад их отношений "сбривает" благие деяния». (Абу Дауд и Ибн Хиббан)

Из-за важности налаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим даже то, что категорически запретил другим – ложь.

От Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха сказал:

الكَذَّابُ الَّذي يُصْلِحُ بَيْنَ النَّاسِ فَيَنْمي خَيْراً أوْ يَقُولُ خَيْراً لَيْسَ

«Не является отъявленным лжецом тот, кто [лжёт, стараясь] примирить людей друг с другом и сообщая им нечто благое». (Бухари, Муслим)

Постарайтесь приложить все свои силы ради примирения, а когда ваши возможности иссякнут, не будет на вас греха, если вы будете вынуждены прибегнуть ко «лжи во спасение», лишь бы только положить конец ссоре и вражде между мусульманами.

Как бы ни порицалась ложь, она приветствуется, если речь идёт о примирении враждующих мусульман. Как бы ни превозносилась правда, если из-за неё ссорятся мусульмане, то она неуместна.

Нурмухаммад Изудинов

[1] Абу Кухафа − кунья отца Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр назвал себя сыном Абу Кухафы, чтобы подчеркнуть более высокое по сравнению со своим положение Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.