В жизни каждого из нас наступает период, когда мы задаёмся вопросом о своём предназначении: «Каково мое призвание?», «Кем я хочу стать?», «Кем я вижу себя через года?» и другими.
Но все мы забыли, как ответили Аллаху, когда Он спросил нас ещё до нашего создания: «Не являюсь ли я вашим господом?». Мы ответили: «Да, являешься!». В тот день мы истинно осознавали, что являемся рабами Всевышнего, и поистине гордились этим, потому что знали: лучшее, что дано человеку – это быть рабом Аллаха.
После Аллах создал людей по своей воле, выбрав для них время и место появления, родителей, национальность, внешность, цвет кожи, глаз, волос и другие параметры и качества.
Само появление людей на этот свет напоминает им об их рабской сущности. Но, к сожалению, некоторые предпочли спуститься со ступени «Раб Аллаха», чтобы потакать своему эго. Поэтому нам для того, чтобы получить довольство Аллаха и обрести счастье в обоих мирах, нужно вновь подняться на эту великую ступень.
В этой статье мы по воле Аллаха расскажем о способах, которые помогут нам достичь этой ступени. Обратимся к тому, как сам Всевышний описывает своих рабов, и рассмотрим примеры из жизни нашего Пророка ﷺ.
Сущность рабства (‘убудийя)
Что же такое рабство (‘убудийя)? Давайте разберёмся. Рабство – это состояние, при котором раб отрицает у себя любую мощь и силу, посредством которых он совершает благое или отдаляется от запретного, и признаёт, что всё это лишь во власти Аллаха. Он также признаёт, что все блага в его жизни – это милость Аллаха. Рабство – это также подчинение повелениям и отдаление от запретного.
Коран и сунна о рабстве
Всевышний Аллах, описывая некоторых своих рабов, говорит:
وَعِبَادُ الرَّحْمَٰنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا
(смысл): «А праведные рабы Милостивого Аллаха, которых Он любит – это те, которые ходят по земле смиренно, спокойно, без высокомерия, и когда к ним обращаются невежды (желая задеть их), они отвечают "Салям" – то есть словами, в которых нет греха». (сура Аль-Фуркан: 63)
Посмотрите, как Всевышний описывает своих рабов, какие выражения Он использовал, дабы определить своего раба. В этом аяте Он не сказал: «Совершающие молитву», «Выстаивающие ночи в поклонении» и т. д. Он сказал: «…те, которые ходят по земле смиренно» и «…когда к ним обращаются невежды (желая задеть их), они отвечают "Салям"». То есть ходят с ощущением приниженности, со смирением и покорностью.
Учёные, комментируя этот аят, говорят: «Это те, которые не проявляют гордость и высокомерие ни над одним из творений, даже над муравьём, ходящим по земле». О второй части аята они говорят: «Это те, которые не отвечают грубостью на грубость невежд, а отвечают им мягко и кротко». Пусть каждый из нас задумается, насколько мы соответствуем этому описанию.
Что касается того, как проявлял рабство наш любимый Пророк ﷺ, то в этом ему нет равных. В некоторых преданиях говорится, что, когда Посланник Аллаха ﷺ в ночь вознесения дошёл до Сидрат аль-Мунтаха, и к нему обратились: «О Мухаммад, проси, и тебя одарят», он сказал: «О Господь, сделай меня твоим рабом!». То есть одари меня степенью ‘убудийя. Ведь эта степень – самая почётная для человека, и в зависимости от того, насколько сильно человек признаёт это качество в себе и выражает его, настолько Всевышний повышает его в степени перед Собой. Разве есть человек, обладающий такой же степенью, как наш Пророк ﷺ? Нет! Потому что он является самым истинным рабом Аллаха.
Как проявлять рабство
Всевышний Аллах не ограничил для нас пребывание в состоянии рабства ни временем, ни местом, подобно тому, как Он ограничил намаз, пост и хадж. Поэтому человек может проявлять это качество во всех состояниях. Тем не менее, мы расскажем о том, каким поведением и какими поступками мусульманин может проявлять своё рабство.
Раб должен быть мягок и почтителен. Он должен есть только чистое и дозволенное. Раб не должен желать того, что ему не разрешили. Он должен часто благодарить Аллаха и каяться перед ним. Он не должен проявлять недовольство предопределением Творца. Раб не должен отчаиваться и терять надежду на Аллаха. Раб должен проявлять страх и стыдливость перед Ним.
Признаки того, кто проявляет рабство
Помимо того, что было упомянуто, у раба Аллаха есть и другие признаки.
Раб Аллаха – это тот, кто одинаков в общении с богатыми и с бедными. Это тот, кто прост в поведении, в походке, позе и одежде, будь он беден или богат. Раб Аллаха – это тот, кто строг к себе и великодушен к людям; это тот, кто воздерживается от наслаждений и не ищет их.
Раб Аллаха не отрицает присущие ему качества, которые люди приписывают ему, будь они хорошие или плохие, так как знает, что всё плохое и всё хорошее от Аллаха. Напротив, он признаёт их, и если это качество в нём – благое, то он благодарит Аллаха за то, что Он одарил его таким качеством. Если же это качество плохое, то он кается перед Всевышним и просит очистить его от него.
По этой же причине раб Аллаха не задевает личность своего брата по вере за его скверный нрав или грехи. Он упрекает только сам недостаток и грех, не переходя на личность, ведь он знает, что завтра Всевышний может испытать этим недостатком уже его.
И в заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что следовать всем советам и рекомендациям, упомянутым в этой статье, довольно сложно. Намного проще и эффективнее вникнуть в суть образа мышления «раб Аллаха» и разобраться в нём. Тогда мы уже сами будем понимать, как в каких ситуациях подобает себя вести. А упомянутые рекомендации и советы могут служить для нас ориентиром в этом.
Асильдар Асильдаров
Смотрите также:
Этика поведения раба Всевышнего
Рекомендации рабу Всевышнего Аллаха