Когда я работал имамом в сельской мечети, один из прихожан посоветовал мне читать тавбу перед джамаатом каждую пятницу. Этот человек работал в райцентре и там в мечети заметил такую практику.
Я взял на вооружение совет этого брата. Для начала распечатал несколько десятков экземпляров текста тавбу и раздал листки в мечети, чтобы у джамаата было представление о том, что мы будем читать.
Со следующей пятницы мы начали практиковать чтение тавбу. Однако перед этим я разъяснил прихожанам, что формальное чтение текста покаяния, каким бы красноречивым он ни был, не принесёт им пользы.
Тавбу должно быть искренним, притворное покаяние бесполезно для человека, а порою может навредить. Чтобы раскаяние было принято, имеются определённые условия, и основным из них является искренность в покаянии.
Тем не менее, многие мусульмане совершают грехи и собираются когда-нибудь в будущем покаяться, надеясь, что Аллах простит им эти грехи. К сожалению, такие горе-мусульмане не стесняются публично говорить об этом.
Когда мы указываем кому-то из них на несоответствие его поведения предписаниям религии, в ответ мы можем услышать удивительные оправдания: «Да, это, конечно, грех, но ведь Аллах милостив – вот наступит месяц Рамадан, буду держать пост, ходить в мечеть, делать тавбу, и Он меня простит».
Всё бы ничего, если бы это происходило хотя бы так, как они говорят. Даже если кто-то и делает, как обещал, и кается в Рамадан, то когда он заканчивается, вновь принимается за свои «подвиги». Это очень печально, и такое поведение не подобает мусульманину.
К сожалению, такие случаи не единичны. Например, торговцы не стесняются обвешивать или обсчитывать покупателей. Свои проступки они оправдывают тем, что они регулярно ходят в мечеть и просят прощения за свой грех. А то, что они вновь и вновь возвращаются к этому греху, для них не имеет значения. Они думают, что в таком поведении нет ничего такого – ведь для этого и существует покаяние.
Здесь стоит отметить, что при таком грехе одного лишь искреннего покаяния недостаточно. Если чей-то грех затрагивает другого человека, то согрешившему вдобавок к покаянию следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него. А если речь идёт о присвоении чего-то материального (в нашем случае продавец присваивает либо часть продаваемого товара, либо часть денег), то их следует вернуть владельцу.
Таких примеров можно привести очень много, ведь многие считают вполне уместным грешить и совершать явно дурные поступки в расчёте на то, что в дальнейшем они попросят прощения, Бог их простит – и можно опять приниматься за старое.
Такие люди думают, что Всевышний простил их прежние грехи, а за новые можно будет в своё время так же попросить прощения, и они так же будут прощены. Согласитесь, «хорошая» система: согрешил, покаялся, опять согрешил и опять покаялся… и так до бесконечности.
Однако такое отношение к грехам и покаянию непозволительно для мусульман и часто вызывает насмешки у людей, далёких от религии: «Хорошо вы устроились, можете делать, что угодно, совершать любые дурные поступки, поскольку считаете, что Бог вам всё прощает».
Что здесь правда, а в чём ошибка? Чем отличается искреннее раскаяние от притворного? Что же делать в такой ситуации?
Есть грех, но есть и покаяние. Всевышний, зная о человеческих слабостях, сообщил нам, что Он готов простить человека, если он будет искренне сожалеть о совершённом и постарается исправиться.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
قلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
(смысл): «Скажи (о Мухаммад): "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь, поистине, Он – Прощающий, Милостивый"». (сура Аз-Зумар: 53)
В этом аяте говорится, что Аллах прощает грехи каждому, кто обратился к Нему с покаянием, независимо от тяжести и количества грехов, даже если их столько, сколько пузырьков в пене морской. Отсюда следует, что прощение возможно только после покаяния.
От Савубана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا أُحِبُّ أَنَّ لِيَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا بِهَذِهِ الْآيَةِ: {يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ، إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ} [الزمر: ٥٣]
«Весь мир и всё, что в нём находится, не дороже мне, чем этот священный аят (53 аят суры Аз-Зумар)». (Имам Ахамад, 22362)
Совершение прегрешений естественно, ведь каждый человек, кроме Пророков (мир им), подвержен греху. Кто-то совершает их чаще, кто-то реже, но проступки и грехи являются неотъемлемой частью жизни современного человека, и даже при огромном желании избежать их невозможно.
Если верующему не удалось избежать грехов и ошибок, он должен от всей души возненавидеть их и в дальнейшем отказаться от них, совершив искреннее покаяние. Однако ему ни в коем случае нельзя вновь возвращаться к этим грехам, особенно нельзя делать это, рассчитывая на то, что он в очередной раз попросит о прощении и Всевышний простит его.
От Абу Аюба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
لَوْلاَ أَنَّكُمْ تُذْنِبُونَ لَخَلَقَ اللَّهُ خَلْقًا يُذْنِبُونَ يَغْفِرُ لَهُمْ
«Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно создал бы творения, которые стали бы совершать грехи, а Он прощал бы их”». (Муслим, 2748; Тирмизи, 3539)
Всевышний Аллах всегда готов простить Своего грешного раба, однако Господь не примет раскаяние того, кто играет с этим. Недопустимо, чтобы человек вновь и вновь совершал грехи, рассчитывая на милость покаяния. Покаяние таких людей вряд ли будет принято.
Покаяние должно быть искренним, и человек должен чувствовать недовольство собой, своим поведением, осознавать всю свою неправоту. Нельзя превращать раскаяние в формальность: «Согрешу – покаюсь», это будет подобно насмешке и усугубит его грех.
Для того, кто покаялся формально и попросил прощения у Господа только для порядка, исполняя какой-то обряд или повинность, не будет проблемой вновь заняться совершением этого греха. Более того, многие люди, произнося заученные слова покаяния, в душе уже мечтают, как опять совершат тот же грех.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
التَّائِبُ مِنَ الذَّنْبِ كَمَنْ لَا ذَنْبَ لَهُ، وَالْمُسْتَغْفِرُ مِنَ الذَّنْبِ وَهُوَ مُقِيمٌ كَالْمُسْتَهْزِئِ بِرَبِّهِ
«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом». (Ибн Аби Ад-Дунья, «Ат-Тауба», 85)
Покаяние того, кто просит о прощении у Аллаха и в то же самое время продолжает совершать свой грех, не является действительным, и оно не будет принято Всевышним.
Итак, из всего вышеприведённого мы поняли, чем отличается формальное, притворное покаяние от подлинного и искреннего. Если человек, совершивший ошибку или впавший в грех, действительно осознал свою вину, он будет испытывать угрызения совести и постарается изменить свою жизнь, чтобы в дальнейшем не совершать ничего подобного.
Формальное же раскаяние подразумевает покаяние человека, который живет по принципу «согрешу – покаюсь». Он только делает вид, что раскаивается, а в душе намеревается опять взяться за старое. Такое покаяние не принимается Всевышним, а наоборот, навлекает Его гнев.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Нурмухаммад Изудинов
Смотрите также:
Истинное покаяние должно быть именно таким!
Покаяние! Благодарность! Мольба!