Универсальное средство от обид и притеснений

22 Март 2022
4345

Такая маленькая эмоция – обида – порой обладает сокрушительной силой. Кто-то учит тут же выговориться, кто-то рекомендует отстраниться, представить себе, что инцидента не было. Мы попросили доктора исламских наук Эсенбулата Яхияева рассказать о том, откуда берутся обиды и как Ислам учит обращаться с притеснившими нас людьми.

 

- Какова природа обиды, откуда «растут ноги» этого чувства?

- В первую очередь, нужно узнать причины обиды. Зачастую обида — это незнание (непонимание) человеком того, что всё создано Богом, и для него всё предопределено Им. Предопределение Бога имеет два значения. Первое – это предзнание Бога, это понимание того, что Бог заранее знает всё, что человек совершит. Предзнание Бога не влияет на человека, то есть не меняет в человеке ничего. А второе предопределение – обозначение его судьбы. Богом человеку обозначена его судьба, но Он скрыл её от человека.

Возникновение и происхождение обиды у человека – от непонимания смысла предопределения. «А почему Бог Сам предопределил, а почему предопределил именно это и именно мне?» То есть появляется некое возражение. У Иблиса тоже было возражение. В обиде есть элемент гордости, элемент невежества – в первую очередь невежества в отношении к Богу.

Если человек думает: «То есть я такой робот, который должен подчиняться, и Бог уже обозначил всё для меня. Но если Он желает мне добра, почему Он не создал меня ангелом?» Это причина обиды. Человек не видит разницы между Богом и человеком, между Творцом и творением.

Дальше у него вся жизнь, вся судьба строится на этих обидах. Это в первую очередь обида на Бога. Оттуда рождается и зависть: «Почему Бог его наделил, а меня не наделил?»

Между завистью и обидой есть взаимосвязь: когда человек видит кого-то выше, а себя ниже, он извлекает из этого негатив. Если он обратит внимание на позитивную сторону, то увидит: да, кто-то состоятельнее, а у меня ничего нет, но у меня другие качества и достижения, посредством которых Бог меня возвысил. Завистливый человек этого не видит.

 

- Но ведь обида возникает и в случае, если человеку сделали подлость – оклеветали, оговорили, накляузничали…

- В целом человеку нужно посмотреть на ситуацию: «Жизнь от меня зависит или нет? Могу я изменить людей или нет?» Мусульманин понимает, что Богом уже всё предопределено, он всё предписал.

Некоторые специалисты учат человека обратному: «Нет, судьба не предопределена, ты – хозяин своей судьбы, ты сам пишешь книгу своей жизни». Это неправильный подход. Да, человек имеет свободу действий, за которые он несёт ответственность, но понятия добра и зла не человек определяет.

Что значит добро и зло? Всё, что вызывает довольство Бога и заслуживает вознаграждения, является добром. Всё, что вызывает гнев Бога, чем Он недоволен и за это наказывает – это зло.

Как определяется добро и зло. Аксиология Ислама (аль-Ахлак аль-Исламия) изучает проблемы добра и зла. Есть две формы познания: индуктивный метод (в большей степени используемый в психологии) и дедуктивный метод.

Аксиология в своём исследовании идёт от общего к частному – это дедуктивный метод. Наши ценности, наши добродетели, наши приоритеты уже предопределены Богом, и мы должны проанализировать это дедуктивно, чтобы все деяния человека, его поведение исходили из понимания этих общих ценностей.

Дальше, когда у человека есть обиды, то есть проблемы с понятием «предопределение Бога», с понятием «предписанное», у него начинаются проблемы в обществе. Человек ведь существо общественное. Он считает, что общество либо ниже его, либо выше. Если он считает какое-то общество или членов общества ниже себя, это эгоистические мотивы, а если он видит общество выше себя – это обиды.

Он думает: «Почему вот этот человек правит мною? Почему этот руководит и регулирует?» Но он должен осознать: «Бог всё предрешает. Я – раб Бога, Бог решает за меня». В первую очередь человек должен познать это и принять решение правителя, руководителя, человека, у которого он находится в подчинении.

Пророк Мухаммад тоже регулирует, является реформатором, примером для подражания. Человек должен подражать ему.

- А если обиды произрастают из детского опыта, и они укоренились в нём? То есть родители говорили: «У тебя ничего не получается, посмотри на остальных и посмотри на себя». Внушая ребёнку, что он хуже всех, они взращивают в нём обиду.

- Каждый ребёнок рождается в естественной чистоте (фитре), без каких-то комплексов, неврозов, травм, это родители его меняют. Невежество родителей напрямую влияет на ребёнка и его будущее.

Слышали историю об изобретателе, которого в детстве исключили из школы за неуспеваемость? Руководство школы уведомило мать о его исключении. Ей направили письмо, в котором было написано: «Ваш мальчик умственно отсталый, учите его сами». А она сказала сыну, что в письме говорится о том, что он исключительно гениален и масштабы школы слишком малы для столь талантливого ученика... В дальнейшем он обучался на дому, мать сама нанимала ему учителей. И действительно, когда он вырос, то стал гениальным изобретателем (это история о Томасе Эдисоне). Мама вселила в него надежду и веру в то, что он талантлив. Вот пример мудрой матери.

А родители часто говорят детям: ты такой, ты сякой... Есть такая практика – садясь в машину, каждый раз пристёгиваться ремнём безопасности – 17, 21 или 40 раз подряд (точную цифру не помню), в результате человек вырабатывает привычку пристёгиваться сразу же, едва сев в машину.

Хорошее действие нужно повторить много раз, чтобы это стало привычкой и вошло в нашу жизнь, и точно так же, многократными повторениями, надо искоренять в себе плохие привычки и черты характера.

Вот так родители прививают детям: ты неспособный, дурной, ленивый, ты – лодырь, твой отец тоже таким был, у тебя ничего никогда не получается… Ребёнок принимает за чистую монету. В последующем, когда он взрослеет в обществе, он считает себя всем тем, чем его назвали. У такого ребёнка копится обида на родителей. Это становится частью его натуры, в будущем у него формируется именно такая личность. Но ведь могли родители обращаться с ребёнком так, чтобы не обидеть.

 

- Ребёнок не может ничего изменить?

- Он подстраивается. Он принимает это деструктивное влияние. От кого он его принимает? От самых близких ему людей – от родителей.

 

- Повзрослев, он может изменить это?

- Может. В сознании должна произойти трансформация, реализоваться какая-то другая практика. К примеру, в школе учителя ему говорили, что он бесталанный, дома родители говорили, что он неспособный. А он начал заниматься каким-то творчеством или что-то изобретать, и у него получилось, люди признали его талант, то есть вне той среды, в которой его затравили, его способности могут проявиться.

Конечно, должен быть кто-то, признавший его талант, приободривший его. Такая поддержка нужна. Мы встречаем её и в Коране, и в хадисах. Всевышний Аллах приободряет человека.

 

- Что думаете о советах дать выход эмоциям, высказать всё, быстро освободиться от обиды, иначе она «застоится» внутри и станет причиной болезни?

- Если выплеснуть негатив, кто-то же должен принять его? А кому нужен чужой негатив? Никто не готов его принять. Это эгоистично. Ислам этого не советует. Ислам учит разделить боль с тем человеком, который поймёт её.

Если это муж, он должен принять обиду жены. Она не должна кричать и разрушать, а объяснить, что ей трудно, она хрупкая, у неё обида. Но зачастую рядом нет умного супруга, который готов принять эти эмоции. А если нет ни одного человека, которому можно высказать боль, обиду, к кому ей идти, кому говорить?

- Кому?

- Кому мы можем выговориться? – Богу.

В селении жил один старый человек, который очень громко делал дуа. Он прямо-таки кричал, воздевая руки к небу: «Аллах! Я Аллах! Ты слышишь нас?!» Да, он выплёскивал эмоции. Но кому? Тому Единственному, кто может изменить его положение.

В Коране Всевышний говорит:

إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ

(смысл): «Поистине, совершение намаза с соблюдением всех его условий и адабов, проявлением полной смиренности и исполнением всех велений, то есть выполнение намаза, как положено, с смиренностью, осознанием величия Аллаха, размышлением над прочитанным удерживает (молящегося) от мерзких деяний и всего неодобряемого».  («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Анкабут: 45)

Вот оно – лекарство. Всевышний дал его нам и дал рецепт, как и когда принимать это лекарство – пять раз в день со всей смиренностью. В намазе всё указано: как человек должен разговаривать со Всевышним, а после намаза он может рассказать всё Всевышнему: «О Аллах, у меня вот такая проблема, Ты Создатель, Тебе я рассказываю – если я не могу ничего изменить, дай мне силу пройти это испытание».

Чаще обращайтесь к Аллаху – как ребёнок, который рассказывает родителям о том, что у него болит – и это войдёт в привычку. В хадисе сказано, что в последнюю треть каждой ночи Всевышний спрашивает у ангелов:

هَلْ مِنْ سَائِلٍ فَأُعْطِيَهُ؟ هَلْ مِنْ مُسْتَغْفِرٍ فَأَغْفِرَ لَهُ؟ هَلْ مِنْ تَائِبٍ فَأَتُوبَ عَلَيْهِ؟ هَلْ مِنْ دَاعٍ فَأُجِيبَهُ؟

«Кто попросит Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто будет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его? Кто обратится ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему?» (Имам Ахмад: 9591)

В это время нужно открыться Аллаху, и Он всё решит.

Расскажу одну историю. Красивую молодую женщину преследовал некий мужчина. Она была замужем за алимом, мудрым, знающим человеком. Домогавшийся её мужчина знал, что женщина замужем, но всё равно не оставлял её. Он караулил её, и когда она выходила из дома, признавался в любви, просил выйти замуж за него.

Сначала она молчала, но когда дело начало усугубляться, то рассказала мужу: «Один человек подходит ко мне, предлагает всякое, не оставляет меня в покое». Если бы она знала, что муж не выслушает её, не решит её проблему, не поймёт, она бы подошла к нему?

- Нет.

- Зная, что муж её выслушает, поймёт и что-то предпримет, чувствуя себя его женой, она ему открылась. Она же могла поддаться на обольщения чужого мужчины, значит, она ощущала, что – муж самый близкий для неё человек.

Муж ей ответил: «В следующий раз спокойно выслушай его, покажи готовность понять его, а затем скажи, что ты согласна на его предложение при условии, что он сделает следующее: в определённой мечети есть имам, он должен ходить к нему на коллективный намаз сорок дней. Скажи, что если он это сделает, то получит то, о чём просит». Она всё это передала тому человеку, и тот согласился. Он оказался искренен в своих чувствах – честно на протяжении сорока дней ходил на коллективные намазы, выполняя условие.

Прошло сорок дней. Муж сказал жене: «Теперь скажи ему: “Ты своё обещание выполнил, я тоже выполню своё обещание”». Пошла жена туда, где её обычно караулил тот мужчина, но его там не оказалось, вернулась и сказала мужу, что его нет. Муж говорит: «Тогда найди его и скажи ему».

Она нашла того мужчину, и когда подходила к нему, он, от стыда не в силах поднять на неё глаза, промолвил: «Мне бы лучше под землю провалиться, чем предложить тебе то, что я тогда тебе предлагал, у меня нет никаких притязаний, я всё понял». В этом человеке проснулся его естественный, природный стыд, то, что в нём заложено. Сорокадневный намаз удержал его от греха.

Бог ведь знает, как нам жить. Он знает, что для нас полезно. Так нам нужно обучать своих детей, своих жён, своих родных. Если создать такую привычку, это поможет нам больше, чем советы высказаться, уйти от мужа, уйти от людей, которые не понимают. Ислам предлагает обратное. Это аксиология Ислама – добро и зло предписаны Богом, чтобы человек соблюдал их. Объективная истина – существование Бога и Его предписаний.

Беседовала Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.