Грех, которому научил человека сам Иблис

5 Январь 2022
10355

Зависть – это один из древнейших грехов, берущий своё начало от самого Иблиса, который позавидовал нашему праотцу Адаму (мир ему), статусу, дарованному ему Всевышним. Из-за своей гордости и зависти Иблис отказался совершить поклон Адаму (мир ему) и был ниспослан на землю.

Зависть подразумевает недовольство предопределением Всевышнего Аллаха и неприятие того, что Он даровал другому человеку. Зависть – это желание, чтобы человек, которому было даровано благо, лишился его.

От Зубайра ибн Аль-‘Аввама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

دَبَّ إِلَيْكُمْ دَاءُ الْأُمَمِ قَبْلَكُمْ: الْحَسَدُ، وَالْبَغْضَاءُ، وَالْبَغْضَاءُ هِيَ: الْحَالِقَةُ، حَالِقَةُ الدِّينِ لَا حَالِقَةُ الشَّعَرِ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَفَلا أُنَبِّئُكُمْ بِشَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ، أَفْشُوا السَّلامَ بَيْنَكُمْ

«Проникла в вас болезнь прошлых народов – зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь, как лезвие, но оно не бреет волосы, а «бреет» набожность. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете. И вы не уверуете, пока не начнёте испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Так не сообщить ли мне вам о том, что укрепит в вас всё это? Распространяйте между собой салям (приветствие)». (Имам Ахмад)

Зависть является трудноизлечимой (практически неизлечимой) болезнью и убийственным ядом. Она приносит печаль, постоянную злобу и нескончаемую боль. Это первый грех, который был совершён на небесах, когда Иблис стал завидовать Адаму (мир ему).

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُواْ لأَدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى

«Вот сказали Мы ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Они пали ниц, и только Иблис отказался». (сура Таха:116)

Зависть также является первым грехом на земле, когда один из сыновей Адама (мир ему) проявил зависть к своему брату и убил его по этой причине. Негативных сторон у зависти так много, что их невозможно счесть, и они настолько известны, что нет необходимости перечислять их.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

«И прочитай, о Пророк, им [завистникам] весть (поучительную историю) о двух сыновьях Адама с истиной [которая является правдой]. Вот они оба совершили жертвоприношение, и было принято оно [жертвоприношение] от одного из них, и не было принято от другого. И тот, чьё жертвоприношение не было принято, стал завидовать своему брату и сказал: "Я непременно убью тебя!" Брат ответил: "Ведь Аллах принимает только от богобоязненных (остерегающихся наказания Аллаха)"». (сура Аль-Маида: 57)

Зависть – это качество, достойное всеобщего порицания, оно вредит человеку и его религии. Всевышний Аллах в Коране повелел нам прибегнуть к Его помощи в защите от зла завистника.

Даже если бы не было у зависти других негативных последствий кроме того, что она является проявлением скверного нрава по отношению к окружающим, то и этого было бы достаточно, чтобы отдалиться от неё. Как же нам не отдалиться от зависти, если она является явной враждой к Всевышнему Аллаху и возражением против Его решений и предопределения.

Вся ненависть завистника – это результат того, что он не считает человека, который является объектом его зависти, достойным такой милости от Всевышнего Аллаха. Он позволяет себе обвинять Создателя всего сущего в несправедливом распределении Своей милости среди творений. Это, несомненно, является плохим адабом к Всевышнему Аллаху и бунтом против Него.

Таким образом, завистник разделяет свой нрав с Иблисом и старается отличиться от пророков (мир им), которые желали добра каждому человеку. Ибн Хиббан в своём сборнике достоверных хадисов и Байхаки в книге «Шу‘аб аль-иман» передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ولا يجتمع في جوف عبد الإيمان والحسد

«Не сочетаются в сердце раба иман (вера) и зависть». (Ибн Хиббан, 4606)

Это хадис подразумевает, как говорят учёные-богословы, что полноценная истинная вера, обладатель которой видит мудрость во всех делах Всевышнего, противоречит зависти, которая по сути является ненавистью к тому, как распределяет Аллах Свою милость.

Из всего вышеприведённого мы узнали, что зависть является большим грехом и очень скверным качеством для человека. Поэтому каждый должен максимально стараться избавиться от этого душевного недуга.

Мухаммад ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ما حسدتُ أحدا على شيء مِن الدنيا؛ لأنه إن كان من أهل الجنة فكيف أحسده على شيء من الدنيا وهو يصير إلى الجنة؟ وإن كان من أهل النار فكيف أحسده على شيء من الدنيا وهو يصير إلى النار؟

«Я никогда никому ни в чём мирском не завидовал. Если этот человек (которому я стал бы завидовать) окажется обитателем Рая, как я могу завидовать в чём-либо мирском тому, кто попадёт в Рай. А если этот человек окажется обитателем Ада, как я могу завидовать в чём-либо мирском тому, кто попадёт в Ад». («Ихья ‘улум ад-дин»)

Избавиться от этого качества станет легче, если узнать и осознать, насколько это тяжкое и мерзкое качество. Но самым сильным средством для избавления от душевных пороков является вступление под опеку духовного наставника. Ничто так сильно не помогает в деле очищения от душевных пороков (зависти, высокомерия и т. д.), как выполнение задания, порученного истинным духовным наставником.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Гордость, тщеславие и зависть

Избавься от зависти!

Две вещи, которым можно позавидовать

10 фактов о зависти

Зависть – губительный яд, отравляющий наши души

Завистник — враг себе, ведь он терзается

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.