Почему некоторые намазы читаются шёпотом, а некоторые – вслух?

24 Июнь 2019
29083

В ночь вознесения Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было вменено в обязанность совершать пять намазов в сутки. В следующие же дни Джибриль (мир ему) показал Пророку (мир ему и благословение Аллаха), как совершаются эти намазы, и указал периоды времени, в течение которых их нужно совершить.

Часть этих намазов совершается в светлое время суток, а другие, наоборот, в тёмное время суток. Также эти намазы отличаются друг от друга тем, что сура Аль-Фатиха в одних намазах читается вслух, а в других – про себя.

После того как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся из Ми‘раджа (ночного вознесения) и стал совершать пятикратный намаз, как его научил ангел Джибриль, идолопоклонники вели себя крайне бессовестно. Услышав читаемые во время намаза аяты Корана, они начинали издеваться над ним и оскорблять его.

Ко всем тяготам, которые испытывали мусульмане в Мекке в то время, добавились и эти трудности. Вследствие этого жизнь мусульман в Мекке ещё более усложнилась.

Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и всех мусульман очень огорчало то, что идолопоклонники издевались над аятами, которые мусульмане читали вслух во время намаза. Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:

وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا

«О Мухаммад, не произноси громко свои молитвы, так, чтобы слышали её многобожники и стали бы затем ругать Коран и Того, Кто ниспослал его, но и не шепчи её так, что тебя не услышат твои сподвижники, которые совершают намаз за тобой, выбери путь между ними (между шёпотом и громким голосом)». (сура Аль-Исраъ: 110)

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

نَزَلَتْ وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُخْتَفٍ بِمَكَّةَ، كَانَ إِذَا صَلَّى بِأَصْحَابِهِ رَفَعَ صَوْتَهُ بِالقُرْآنِ، فَإِذَا سَمِعَهُ المُشْرِكُونَ سَبُّوا القُرْآنَ وَمَنْ أَنْزَلَهُ وَمَنْ جَاءَ بِهِ، فَقَالَ اللَّهُ تَعَالَى لِنَبِيِّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: وَلَا تَجْهَرْ بِصَلاَتِكَ

«Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скрывался в Мекке. Совершая намазы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран. Что же касается многобожников, то, услышав его голос, они начинали поносить и Коран, и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принёс. Тогда Всевышний Аллах сказал Своему Пророку : "Не произноси громко свои молитвы…"» (Имам Ахмад, 155; Бухари, 4722; Муслим, 446)

هَكَذَا قَالَ عِكْرِمَةُ وَالْحَسَنُ الْبَصْرِيُّ وَقَتَادَةُ: نَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَةُ فِي القراءة في الصلاة، وقال شعبة عن الأشعث بْنِ أَبِي سُلَيْمٍ عَنِ الْأَسْوَدِ بْنِ هِلَالٍ عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ لَمْ يُخَافِتْ بِهَا مَنْ أَسْمَعَ أُذُنَيْهِ

Икрима, Хасан Аль-Басри и Катада (да будет доволен ими Аллах) считали, что этот аят был ниспослан насчёт чтения во время совершения намаза. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал относительно слов Всевышнего «но и не шепчи её»: «Не читай так тихо, что её никто не услышит кроме тебя самого». («Тафсир Ибн Касир»)

Учёные сказали, что в этом аяте содержится также указание на то, что во время намазов, совершаемых в светлое время суток, Коран следует читать шёпотом, а во время намазов, которые совершаются в тёмное время суток, следует читать вслух.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее:

«Что касается решения относительно этого вопроса (чтения Корана вслух и про себя), то желательно (сунна) читать его вслух в первых двух рака‘атах утреннего (субх), вечернего (магриб) и ночного (‘ишаъ) намазов, а также желательно читать его вслух в джума-намазе.

Желательно читать про себя в полуденном (зухр) и предзакатном (‘аср) намазах, в третьем рака‘ате вечернего намаза и в третьем и четвёртом рака‘атах ночного намаза. Это все согласно иджму (единогласному мнению учёных Ислама), помимо достоверных хадисов, которые ясно указывают на такое решение.

Всё это относится к имаму, а что касается человека, который индивидуально совершает намаз, то ему также желательно читать Коран вслух (там, где и имаму желательно читать вслух), согласно нашему мазхабу и мнению джумхур (преобладающего большинства учёных).

Автор книги Аль-Хави сказал, что чтение вслух означает такое громкое чтение, чтобы оно было слышно как минимум тем, кто находится за читающим, а чтение про себя – это так, чтобы читающий слышал себя самого».

أَمَّا حُكْمُ الْمَسْأَلَةِ فَالسُّنَّةُ الْجَهْرُ فِي رَكْعَتِي الصُّبْحِ وَالْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ وَفِيصَلَاةِ الْجُمُعَةِ وَالْإِسْرَارُ فِي الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ وَثَالِثَةِ المغرب والثالة وَالرَّابِعَةِ مِنْ الْعِشَاءِ وَهَذَا كُلُّهُ بِإِجْمَاعِ الْمُسْلِمِينَ مَعَ الْأَحَادِيثِ الصَّحِيحَةِ الْمُتَظَاهِرَةِ عَلَى ذَلِكَ هَذَا حُكْمُ الْإِمَامِ وَأَمَّا الْمُنْفَرِدُ فَيُسَنُّ لَهُ الْجَهْرُ عِنْدَنَا وَعِنْدَ الْجُمْهُورِ قَالَ الْعَبْدَرِيُّ هُوَ مَذْهَبُ الْعُلَمَاءِ كَافَّةً إلَّا أَبَا حَنِيفَةَ فَقَالَ جَهْرُ المنفرد

قَالَ صَاحِبُ الْحَاوِي حَدُّ الْجَهْرِ أَنْ يُسْمِعَ مَنْ يَلِيهِ وَحَدُّ الْإِسْرَارِ أَنْ يُسْمِعَ نَفْسَهُ

Далее Имам Ан-Навави пишет:

«Что касается ид-намазов (праздничных намазов), намаза-истиска (намаза испрашивания дождя), таравиха и намаза затмения луны, то здесь желательно читать (Коран) вслух, и в этом нет разногласия.

Что же касается желательных намазов, которые совершаются в светлое время суток, то во время них желательно читать Коран про себя. А во время желательных намазов, совершаемых в тёмное время суток, помимо таравиха, по мнению автора книги "Ат-Татимма", следует читать Коран вслух. Аль-Кади Хусайн и автор книги "Ат-Тахзиб" сказали, что в этих намазах следует придерживаться громкости между шёпотом и громким голосом.

Что касается ратибатов, которые совершаются вместе с фарз-намазами, то в них во всех следует читать Коран про себя, согласно единогласному мнению больших учёных нашего мазхаба.

Однако Аль-Кади ‘Ияз в книге "Шарх Муслим" передал от некоторых саляфов, что в ратибате утреннего намаза следует читать вслух, но вместе с этим он также передал мнение преобладающего большинства (джумхур), согласно которому и в ратибате утреннего намаза желательно читать Коран про себя, как и в нашем мазхабе».

أَمَّا صَلَاةُ الْعِيدِ وَالِاسْتِسْقَاءِ وَالتَّرَاوِيحِ وَخُسُوفِ الْقَمَرِ فَيُسَنُّفِيهَا الْجَهْرُ بِلَا خِلَافٍ وَأَمَّا نَوَافِلُ النَّهَارِ فَيُسَنُّ فِيهَا الْإِسْرَارُ بِلَا خِلَافٍ وَأَمَّا نَوَافِلُ اللَّيْلِ غَيْرَ التَّرَاوِيحِ فَقَالَ صَاحِبُ التَّتِمَّةِ يُجْهَرُ فِيهَا وَقَالَ الْقَاضِي حُسَيْنٌ وَصَاحِبُ التَّهْذِيبِ يُتَوَسَّطُ بَيْنَ الْجَهْرِ وَالْإِسْرَارِ وَأَمَّا السُّنَنُ الرَّاتِبَةُ مَعَ الْفَرَائِضِ فَيُسَرُّ بِهَا كُلِّهَا بِاتِّفَاقِ أَصْحَابِنَا وَنَقَلَ الْقَاضِي عِيَاضٌ فِي شَرْحِ مُسْلِمٍ عَنْ بعض السلف بالجهر فِي سُنَّةِ الصُّبْحِ وَعَنْ الْجُمْهُورِ الْإِسْرَارَ كَمَذْهَبِنَا

Таким образом, получается, что в намазах, совершаемых в светлое время суток, кроме некоторых исключений, следует читать Коран про себя. А во время тех намазов, которые совершают в тёмное время суток, желательно читать его вслух.

В этом есть некоторое подражание мусульманам, жившим в Мекке до переселения, которые, совершая намазы шёпотом днём, избавились от издевательств идолопоклонников. А по вечерам они находились в своих домах, будучи заняты своими делами, и могли читать вслух.

Что же касается джума-намаза и праздничных намазов, то когда мусульмане стали их совершать, идолопоклонники уже не имели возможности издеваться над ними. Однако в память о тех трудностях, с которыми сталкивались мусульмане в мекканский период, мы продолжаем совершать дневные намазы шёпотом, а утренний, вечерний и ночной намазы – вслух.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Намаз – защита от всех бед

Намаз, совершение которого равноценно принятому хаджу и умре | ВИДЕО

Намаз-зуха – бесценная молитва

Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?

Время совершения намаза

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.