Когда грех лучше, чем поклонение?

8 Июль 2019
8635

Совершение любого греха является нарушением предписаний нашего Господа и отдаляет человека от милости Всевышнего. Более того, грехи навлекают на человека гнев Аллаха. Как ни крути, грехи – это зло и никак не могут быть лучше поклонения.

Большинство из тех, кто прочитал заголовок нашей статьи, наверное, подумали именно так. Некоторые скажут, что это какая-то ошибка, и зададут вполне уместный вопрос: как грех может быть лучше поклонения?

Однако в жизни любого человека может возникнуть ситуация, когда грех становится неким толчком, приближающим его к Всевышнему и побуждающим отказаться от всего плохого. Это может послужить ступенькой к духовному росту человека.

 

Может ли грех сделать нас ближе ко Всевышнему?

Здесь возникает второй вполне законный вопрос: как так получается? Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье и по воле Всевышнего раскроем эту тему.

Любой человек кроме Пророков (мир им) подвержен греху. Кто-то реже, кто-то чаще, но каждый человек на своём жизненном пути совершает ошибки. Совершённые человеком грехи обычно подталкивают его к ещё большим грехам, но в некоторых случаях грех может стать для него некой точкой возврата.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ لَمْ تُذْنِبُوا لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ ، وَلَجَاءَ بِقَوْمٍ يُذْنِبُونَ فَيَسْتَغْفِرُونَ اللَّهَ فَيَغْفِرُ لَهُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей (другую общину), которые стали бы грешить и просить Всевышнего Аллаха о прощении, а Он стал бы прощать их». (Муслим, 4942)

Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вовсе не означают, что человеку позволено постоянно грешить в надежде на то, что покаяние гарантированно избавит его от ответственности за содеянное. И тем более это не следует понимать как побуждение к совершению греховного.

Некоторые сподвижники (да будет доволен ими Аллах) так боялись совершить какой-нибудь грех, что уходили в горы, где занимались только поклонением. Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) обращал их внимание на то, что милость Аллаха безгранична.

Если человек по своей слабости совершил какой-то грех, и он, пожалев об этом, искренне покаялся, вознамерившись более не возвращаться к этому и подобным грехам, Всевышний простит его. Более того, этот грех в дальнейшем может стать причиной его отказа от множества ошибок и плохих поступков.

Как вы поняли, в нашей статье речь идёт именно о случайном грехе, после которого человек, осознав свою ошибку, искренне раскаивается и старается исправиться.

Всевышнему могут быть приятны и угодны люди, которые, согрешив, сразу раскаиваются, ведь покаяние раба очень радует Всевышнего, и потому такой грех, вернее, покаяние приближает человека к Господу.

От слуги Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хамзы Анаса ибн Малика Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

للهُ أفْرَحُ بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ مِنْ أَحَدِكُمْ سَقَطَ عَلَى بَعِيرهِ وقد أضلَّهُ في أرضٍ فَلاةٍ

«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем радуется любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне”». (Бухари, 6309; Муслим, 2747)

Радость Всевышнего Аллаха не подобна нашей людской радости, а означает Его довольство этим рабом. То есть Всевышний доволен покаянием своего раба больше, чем бывает доволен человек, который нашёл свою пропажу в пустыне.

Именно о таких грехах и о таком покаянии писал известный праведник и учёный Ибн Атаилля Аль-Искандери: «Грех с униженностью и потребностью в Аллахе лучше, чем поклонение со славой и гордыней».

Каждому человеку, который совершает поклонение Всевышнему, угрожает множество распространённых опасностей. Тот, кто занят благодеяниями, подвержен горделивости, самохвальству и самодовольству.

Но страшнее всего, когда человек совершает то или иное поклонение, благодеяние напоказ или ради достижения какой-то мирской цели. Внешнее благочестие не способствует принятию поклонения человека, прежде всего в нём должна быть искренность.

А грех, который сопровождается поиском защиты у Аллаха и следствием которого является принесение извинений Ему, унижение себя и возвеличивание того, кто не совершил такой грех, становится причиной прощения Аллаха и получения Его милости.

Если человек совершает благое дело, это не значит, что оно непременно будет принято, тем более если в нём отсутствовала искренность. Точно так же – если человек совершает грех, это не значит, что Всевышний Аллах отвергнет его, ведь этот грех может стать причиной приближения ко Всевышнему.

Регулярное совершение намаза, соблюдение поста и других предписаний религии не гарантирует человеку, что это всё это будет принято Всевышним. Ведь для принятия поклонения прежде всего необходимо наличие правильного намерения и искренности.

Какими бы благими ни были деяния человека, если он совершает их, чтобы показать свою набожность или с целью возвеличиться в глазах окружающих, ожидая от них похвалы, они ничего не стоят перед Богом. Грех такого человека может быть намного лучше, чем показное поклонение.

Всевышний прощает тех, кто чувствуют горечь, печаль, трепет ради Аллаха, из страха перед Ним. А грех, который пробуждает в человеке раскаяние и нужду в Его помощи, может оказаться гораздо лучше поклонения, которое порождает в человеке самодовольство.

Порой человек считает, что он не нуждается в помощи и защите Всевышнего, поскольку живёт правильно, но грех пробуждает в нём раскаяние и нужду в Его помощи, – тогда грех гораздо лучше подобного поклонения.

Из истории Ислама мы знаем множество примеров того, как люди были грешниками, совершали тяжкие грехи и преступления, но потом становились великими праведниками.

Однако это не означает, что человек сначала должен стать грешником или преступником, чтобы впоследствии отказаться от этого, искренне покаяться и стать праведником.

В поклонении человека внешний вид не самое главное, важен итоговый результат. Если поклонение вызывает в человеке смирение и порождает нужду в помощи Всевышнего и любовь к Нему, значит, это поклонение было правильным и искренним.

А такое поклонение, которое не рождает в душе человека ничего кроме скуки либо порождает самодовольство в его душе, ничем не лучше греха. Поэтому Господь иногда допускает, чтобы такой – духовно спящий – человек совершил какой-то грех, чтобы пробудить его от лени, от гордости, от эгоизма, внушить ему смирение и искренность.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Этот грех не удастся искупить даже раскаянием

Грех, которому научил человека сам Иблис

Этот тяжкий грех мы часто совершаем, не задумываясь...

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.