Обязательно ли читать суры в намазе в том порядке, как они записаны в Коране?

Тому, кто совершает обязательный (фарз) или желательный (суннат) намаз в первых двух ракаатах после суры Аль-Фатиха, желательно (сунна) читать суры Корана, а в третьем и в четвёртом ракаатах их чтение не является сунной.

Однако, если молящийся не прочитал суры в первом и во втором ракаатах, то ему желательно прочитать их в третьем и в четвёртом ракаатах, тем самым возмещая их отсутствие в начале намаза.

От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِىَّ  صلى الله عليه وسلم  كَانَ يَقْرَأُ بِأُمِّ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ مَعَهَا فِى الرَّكْعَتَيْنِ الأُولَيَيْنِ مِنْ صَلاَةِ الظُّهْرِ وَصَلاَةِ الْعَصْرِ ، وَيُسْمِعُنَا الآيَةَ أَحْيَانًا ، وَكَانَ يُطِيلُ فِى الرَّكْعَةِ الأُولَى

«При совершении первых двух ракаатов полуденного (зухр) и послеполуденного (‘аср) намазов Пророк обычно читал суру Аль-Фатиха (“Мать Писания”) и одну суру, читая аяты так, что его слова были слышны нам. И он дольше читал Коран в первом ракаате, чем во втором». (Бухари, 778; Муслим, 451; Абу Дауд, 798)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается:

وَكَانَ يُطَوِّلُ الرَّكْعَةَ الْأُولَى مِنَ الظُّهْرِ وَيُقَصِّرُ الثَّانِيَةَ وَكَذَلِكَ فِي الصُّبْحِ

«При совершении первого ракаата полуденного намаза Пророк удлинял чтение Корана, а во время второго – укорачивал, и то же самое он делал во время утреннего намаза». (Муслим, 451)

Когда же намаз совершается коллективно (в джамаате) и имам читает при этом суру Аль-Фатиха и любую другую суру Корана после неё вслух, то маъмуму (совершающему намаз за имамом) следует, не читая суру, слушать его, если он слышит чтение имама.

Если же он не слышит чтение имама, то маъмум может сам прочитать эти суры, как он делает это в намазах, где сура Аль-Фатиха и суры после неё читаются про себя. То есть в таких случаях суру читает и имам, и маъмум.

Суннат чтения суры после Аль-Фатихи считается выполненным, если молящийся прочитает хоть один аят из Корана. А если он прочитает три аята, это считается минимумом для достижения совершенства.

Однако чтение целой суры Корана лучше чтения аятов из большой суры, равных по объёму этой суре. Есть и такие алимы, которые утверждают, что лучше читать в качестве суры после Аль-Фатихи небольшие суры, чем большие аяты.

Также желательно (сунна), чтобы сура, читаемая в первом ракаате, была длиннее суры, которую молящийся читает во втором ракаате. Желательно также читать суры в порядке их расположения в Священном Коране. Несоблюдение этой последовательности нежелательно. Поэтому в намазе необходимо соблюдать не только порядок, но и непрерывную очерёдность сур, читаемых после Аль-Фатихи. То есть прочитать во втором ракаате суру, следующую прямо за той, которая была прочитана в первом.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба сказали: "Сунной является чтение сур Корана после Аль-Фатихи в порядке последовательности Священного Корана, друг за другом (по очереди). Когда молящийся прочтёт в первом ракаате одну суру, ему следует во втором ракаате прочитать следующую прямо за ней суру".

Аль-Мутавали сказал: "Даже если в первом ракаате молящийся прочитал суру Ан-Нас ("Куль а‘узу би-Рабби-н-нас" – последняя сура Корана), во втором ему следует прочитать несколько аятов из начала суры Аль-Бакара (которые меньше суры Ан-Нас по объёму)".

Если молящийся прочитает в первом ракаате после Аль-Фатихи одну суру, а во втором – предшествующую ей суру, он поступит вопреки более предпочтительному методу, но это не портит намаз, и он не должен делать ничего, чтобы исправить эту ошибку. Аллах знает лучше».

قَالَ أَصْحَابُنَا وَالسُّنَّةُ أَنْ يَقْرَأَ عَلَى تَرْتِيبِ الْمُصْحَفِ مُتَوَالِيًا فَإِذَا قَرَأَ فِي الرَّكْعَةِ الْأُولَى سُورَةً قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ الَّتِي بَعْدَهَا مُتَّصِلَةً بِهَا قَالَ الْمَتُولِي حَتَّى لَوْ قَرَأَ فِي الْأُولَى (قُلْ اعوذ برب الناس) يَقْرَأُ فِي الثَّانِيَةِ مِنْ أَوَّلِ الْبَقَرَةِ وَلَوْ قَرَأَ سُورَةً ثُمَّ قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ التي قبلها فقد خالف الاولي ولا شئ عَلَيْهِ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

Как видите, эта сунна так важна, что даже если в первом ракаате молящийся прочитал суру Ан-Нас, то во втором ему следует прочитать несколько аятов из начала суры Аль-Бакара, которая является второй сурой Корана. Таким образом, он сможет соблюсти порядок сур в Коране. Точно так же, если в первом ракаате молящийся после Аль-Фатихи прочитал суру Аль-Ихляс, во втором ему желательно читать следующую суру Аль-Фаляк (Кул а'узу), которая длиннее его.

Однако, чтобы исполнить и другой суннат (сура, читаемая во втором ракаате, не должна быть длиннее суры, которую прочитали в первом), предпочтительнее прочесть часть суры Аль-Фаляк (Аль-Бакара), которая меньше суры Аль-Ихляс (Ан-Нас) по объёму.

Сулайман бин Мухаммад бин ‘Умар Аль-Буджайрими в своей книге «Тухфат Аль-Хабиб ‘аля Шарх Аль-Хатиб (Хашия Аль-Буджарими)» пишет об этом следующее:

«Желательно читать суры Корана после Аль-Фатихи в том порядке, в каком они записаны в Священном Коране. Так, если молящийся в первом ракаате прочитал, например, суру Аль-Ихляс, то во втором ему следует прочитать часть суры Аль-Фаляк, которая меньше её по объёму. Тем самым он объединяет порядок последовательности и удлиняет суру в первом ракаате по сравнению со второй».

وَسُنَّ أَنْ يَقْرَأَ عَلَى تَرْتِيبِ الْمُصْحَفِ، فَلَوْ قَرَأَ الْإِخْلَاصَ مَثَلًا فِي الْأُولَى قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ بَعْضَ سُورَةِ الْفَلَقِ أَقَلَّ مِنْ سُورَةِ الْإِخْلَاصِ جَمْعًا بَيْنَ التَّرْتِيبِ وَتَطْوِيلِ الْأُولَى عَلَى الثَّانِيَةِ عَلَى الْمُعْتَمَدِ،

Если же в очерёдности чтения сур после Аль-Фатихи будет допущена ошибка, то намаз всё же не нарушается, однако это считается нежелательным.

Чтобы правильно выполнить эту сунну, необходимо знать последовательность сур Корана, проявить старание и стремиться не допустить в намазе того, что является макрухом. Также следует сосредоточиться на смиренном совершении намаза – искренне и с присутствием сердца, отклоняя все посторонние мысли.

Становясь на намаз, мы должны очистить сердце и мысли от всех мирских забот. Поэтому, входя во двор мечети или вставая дома на коврик, необходимо привести себя в состояние готовности к намазу.

Мухаммад Султанов

 

 

 Смотрите также:

Условия намаза и его составные части

Обязательные составные части намаза

Всё о намазе

Намаз – защита от всех бед

Намаз - священный долг мусульманина

Ратибат намазы

Намаз путника

Соблюдение времени намазов

Не пропустите Праздничный намаз!

Намаз-зуха – бесценная молитва