Законодательные гарантии права раздельного обучения

29 Июль 2009
621

законодательные гарантии права раздельного обученияВсе более возрастающая актуальность духовно-нравственной составляющей проблемы раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательных учреждениях побуждает нас предложить регламентированный российским законодательством механизм, позволяющий отстаивать гарантированные государством свободы совести и вероисповедания в интересуемой сфере образования. Нижеприводимое заявление для отстаивания права раздельного обучения мальчиков и девочек целесообразно адресовать ряду лиц и организаций, задействуемых в разрешении данного вопроса.

Во-первых, непосредственно руководителю школы или иного образовательного учреждения. При этом мы рекомендуем заведомо обсудить соответствующий вопрос на родительском собрании, получить общее согласие родителей и оформить его соответствующим протоколом. Данная предварительная процедура необходима для мотивирования требований предъявляемых от всего коллектива родителей и детей, что должно создавать общественную значимость вопроса, требующую принятия адекватных решений.

Во-вторых, с соответствующим заявлением необходимо обратиться к Уполномоченному по правам человека РФ или субъекта РФ, чтобы посредством его участия данный вопрос приобретал государственную значимость и разрешался с использованием возможностей предоставленных данному должностному лицу.

И, в-третьих, заявление необходимо адресовать в Министерство образования и науки РФ или ее субъекта, поскольку данный орган уполномочен вести надзор над лицензированными образовательными учреждениями на предмет соблюдения законодательства об образовании, в том числе в части гарантированных им свобод совести.

Важно иметь в виду, что адресуемое заявление в каждый орган необходимо составлять в двух экземплярах: один передается непосредственно адресату, а на другом проставляется его печать о принятии заявления к рассмотрению с целью контроля исполнения по нему решений и сохраняется у заявителя.

ОБРАЗЕЦ

 

 

 

(указать кому: должность, юридический адрес)

Заявитель:

 

 

(фамилия, имя, отчество, индекс и адрес фактического проживания, контактный телефон)

Заявление

о восстановлении гарантированных законом свобод совести в образовании

Неоднократные выступления представителей общественности через средства массовой информации, а также постоянные просьбы родительского комитета адресуемые дирекции муниципального образовательного учреждения школы № ___ не получили должного реагирования и вследствие чего провозглашаемые законом академические права и свободы, в данном случае выступающие непосредственным объектом свободы совести и вероисповедания, по настоящее время остаются незащищенными.

В то же время, регламентированный законодательством правовой режим ведения образовательной деятельности позволяет, а в ряде случаев ориентирует на раздельное обучение лиц женского и мужского пола. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом.

Провозглашая свободу совести и вероисповедания на конституционном уровне, Российская Федерация одновременно принимает участие в ряде международных конвенций, запрещающих различные формы дискриминации, в т.ч. по признаку вероисповедания. К их числу относятся Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятости от 25 июня 1958 г. (ст. 1), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. (ст. ст. 1, 2), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 26), Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. ст. 1, 2). При этом, принятая Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования в ст. 2 излагает ряд имеющих существенное значение положений, которые не рассматриваются как дискриминация:

a) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени.

Целесообразно в этом плане констатировать, предписания санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 г. № 2, согласно ст. 2.6.2.6 которых уроки физической культуры проводят с учетом возрастно-половых особенностей обучающихся; целесообразно раздельное проведение занятий для юношей и девушек при численности подростков одного пола более 8 человек. Более того, в настоящее время по России действует более пяти ста школ с раздельным обучением мальчиков и девочек (См.: Козловская Г.В. За раздельное обучение мальчиков и девочек // Юридическая психология. – 2007. - № 4.).

Распространяя свободу совести и вероисповедания на область образования Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в ч. 4 ст. 50 гарантирует обучающимся всех образовательных учреждений право на получение образования в пределах установленных образовательных стандартов и требований по индивидуальным учебным планам, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Ценность этого права подтверждается регламентированными законом мерами принуждения:

уголовного характера, квалифицирующего воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий преступлением, предусмотренным ст. 148 УК РФ;

административного характера, предусматривающего в ст. 5.26 КоАП ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

На основании вышеизложенного просим устранить создаваемые в учебном заведении (указать в каком) препятствия к предписываемому свободой совести и вероисповеданий формированию классов раздельного обучения мальчиков и девочек.

Cоискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права и криминологии, юрист Дагестанского исламского университета имени шейха Мухаммад-Арифа.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.