Каков «закятный» потенциал Дагестана?

6 Март 2013
1111

Выплата закята – один из обязательных столпов религии Ислам. Но в Дагестане исполнение этой обязательной составляющей религии по результатам анализа соответствует цифре 0,001 %. Исполнение божественных заповедей и является показателем искренности и веры мусульман. Но цифра очень пугающая. Это не просто слова или безосновательное обвинение. Это показатель, который несложно просчитать банальными математическими методами. Если кто-либо сомневается в сказанном, давайте поговорим на скупом, но красноречивом языке цифр.

Мы не будем приводить статистку убийств в регионе, их и без нашего внимания хватает, не будем заниматься учётом наркоманов или спасённых жизней домашних животных, – мы поговорим о сострадании, которого так не хватает сегодня. Суть любого сострадания заключается в помощи ближнему – соседу, брату, родственнику, оно должно сопровождаться какой-либо пусть даже небольшой активностью. Но есть ли смысл заново придумывать велосипед? Почему каждый раз, когда речь заходит о закяте, всякий услышавший об этой «ахиллесовой пяте нашей уммы» начинает вспоминать каждый грош и карамельку, подаренную соседскому ребёнку? Кого ни спроси относительно особенностей уплаты закята – все хором отвечают, что они дают милостыню на каждом светофоре, на каждом углу, дают и днём и ночью, и скрыто и явно. Однако давайте вспомним великую кавказскую мудрость: «Мухи отдельно, хинкал отдельно». Всё, что вы подаёте по доброй воле, – это ваша добрая воля, она не спасает вас от обязательства по выплате закята, не снижает его, не даёт вам права считать ваш долг исполненным.

Что за «наностереотипы» стали столь распространёнными на земле Дагестана? С каких пор суннат-намазы стали заменять обязательные, пост в месяц рамазан стал заменяемым постом в другой месяц (без причин), а милостыня стала альтернативой закяту?

Теперь хотелось бы задать себе самому вопрос: «А быть может, все уплачивают его, а ты наговариваешь на наш дагестанский джамаат?» Вопрос резонен, так давайте попробуем разобраться. В Центральной мечети города Махачкала, где имамы очень часто и очень ясно и красноречиво разъясняют вопросы закята (эта тема звучала и на недавнем маджлисе алимов, посвящённом целиком вопросам закята), по сведениям самих же сотрудников организации, занимающейся его сбором, было собрано около двух миллионов рублей. Почти миллион жителей (если брать население от Каспийска до Шамхала) собрали два миллиона рублей. Сам имам рад этой цифре, точнее хотя бы этой цифре, ведь если бы реально уплачивался закят, то она была бы не шестизначной…

Будем и дальше самокритичными и зададимся вопросом: «А может, мы снова наговариваем на дагестанский джамаат, и это реальная цифра, которая уплачена нашим народом?» Попробуем рассмотреть данный вопрос через призму последних событий в нашей экономике.

На 1 ноября 2012 года в Дагестане работало 30 кредитных организаций. По этому показателю регион занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Как может данный показатель сочетаться с двумя миллионами, собранными в качестве закята в городе Махачкала? Я не знаю, если кто знает, подскажите.

Банковская система Республики Дагестан по состоянию на 1 декабря 2012 года насчитывает 294 кредитно-кассовых учреждения, в том числе кредитных организаций (из них 3 расчётные небанковские кредитные организации), 70 филиалов региональных банков, 16 филиалов кредитных организаций других регионов, в том числе Дагестанское отделение № 8590 Северо-Кавказского банка Сбербанка России, 155 дополнительных офисов и 25 внутренних структурных подразделений кредитных организаций и филиалов, в том числе 9 операционных касс вне кассового узла, 10 кредитно-кассовых офисов и 6 операционных офисов. Как можно с таким количеством банков, кредитных организаций, филиалов, кассовых узлов жаловаться на отсутствие денег? Причём большинство этих организаций, если не сказать все, занимаются отнюдь не дозволенной деятельностью, однако они существуют исключительно за счёт нашей меганадёжной поддержки, причём последнюю фразу я в кавычки не беру намеренно, так как она реально глобальная.

К примеру, общая сумма выданных кредитов за 9 месяцев 2012 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 48 % и составила 47,2 миллиарда рублей. О том, что такое кредит и насколько это большой грех, я думаю, каждый из нас знает и без упоминания десятков хадисов о его запрете. Только вдуматься: почти 50 миллиардов рублей, это ещё без учёта неофициальных ломбардных кредитов, не попавших в статистические данные. Это всё происходит у нас, на родине имама Шамиля, на земле, где похоронены сподвижники, на земле, где 90 % людей считают себя мусульманами.

Но мы продолжим оценивать «закятный» потенциал малой родины. Представительство государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в Северо-Кавказском федеральном округе провело анализ развития рынка вкладов физических лиц. По данным ЦБ, на 1 ноября в Северо-Кавказском ФО работало 54 кредитные организации, только в Республике Дагестан банки привлекли средства физлиц на сумму более 30 миллиардов рублей. Наверное, многие и цифр таких никогда не видели. Если банально умножить эту цифру на 2,5 %, которые полагаются бедным, получаем чуть больше 750  млн рублей. Однако давайте прибавим средства на расчётных счетах, которые обычно (берём для сравнения соотношения в двух крупнейших банках Дагестана) составляют 40–50 % от вкладов физических лиц. Получим сумму в 375  млн рублей, от которой надо отнять примерно ту долю, которая лежит менее года, а это опять-таки примерно 30–40 %, что составляет 150  млн рублей. Сюда же следует прибавить средства на ОМС (обезличенные металлические счета), сюда же следует добавить драгоценности, деньги, слитки, которые хранятся в депозитных ячейках, сюда же следует добавить средства во вкладах в тех банках, которые не являются участниками агентства по страхованию вкладов или вообще не являются банками. Прибавим теневой рынок, который не входит в статистику и обычно обозначается страшным соотношением 3:1 (к официальным цифрам). В итоге получится сумма, достаточная для вывода из-за черты бедности всех дагестанцев, кавказцев и даже части граждан РФ в других регионах.

Почему мы забыли про пирамиды на дагестанский лад а-ля «Даг-Мавроди», которые собирали миллиарды (без капли преувеличения) рублей? Множество свидетелей заявляли о том, что хозяева этих пирамид «газелями» увозили деньги, а очереди из людей, желающих вложиться, была длиною в 1 километр, то есть ровно на 1 километр было меньше людей, желающих помочь бедным в Дагестане своей кровной обязанностью – выплатой закята. И что сделал Всевышний с их деньгами-призраками, которые отсутствуют, когда речь идёт о закяте, и присутствуют, когда хозяевам предлагают вложить их под проценты куда-нибудь? Просто ушли в никуда, оставив за собою слёзы, долговые ямы перед родственниками, кучу проблем и долг перед Всевышним, который они выплатят в любом случае – либо тут, либо там.

Если верить тем же цифрам, получается, что показатель покорности Богу, выраженный в исполнении религиозной обязанности по выплате закята, соответствует цифре 0,0001 %, при необходимых 100 %. Но, как и любой раб Всевышнего, я хочу найти оправдание всем нам. Пусть этими оправданиями для нас будут ложные цифры с официальных сайтов, особый учёт торговых сделок, который не регистрируется нигде, пусть будет закят, который распределялся скрыто и о котором мы не знаем, пусть будет что угодно, но не тот позор, на который меня наводят мысли и расчёты.

Хочется искренне призвать всех состоятельных мусульман к искренности перед своим Богом, к честности перед бедными братьями-мусульманами, нуждающимися в нашей помощи, к следованию пути Пророка (мир ему и благословение), который непременно наказал бы всех нас за подобное безразличие к проблемам исламской уммы.

Надеюсь, мы будем удостоены чести быть рядом с ним на том свете уже со 100-процентной верой в душе. Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.