Социальная активность – долг каждого мусульманина

28 Февраль 2015
1429

Некоторые мусульмане живут так, как будто этот мир их вовсе не касается. Конечно, нам надо оставить дунья на втором месте и постоянно помнить об Ахирате, но это совсем не значит, что нам нужно полностью отрешиться от этого мира. Мы – часть этого мира, часть страны, где родились, часть своего родного края, города, села, района, двора, подъезда. Мы родились именно здесь и именно сейчас, и не важно, какие нынче времена, важно, что мы им должны. Вообще, сейчас время эгоистов. Этот эгоизм проявляется и в малом, и в большом. Мы живём так, будто все нам должны, носимся со своими правами, бережно оберегая их, однако с трудом, и только когда заставят, исполняем свои обязанности. Раньше было стыдно быть приспосабливающимся человеком, таких презрительно называли «приспособленцы», сейчас это современный образ среднестатического человека. Найти тепленькое местечко и удобно в нём обосноваться – идея фикс наших современников. Однако, это совсем не то, что пристало образу добропорядочного мусульманина, который должен проживать свою жизнь не только для себя одного и близких, которые, по большому счету, тоже для него. Наша цель – жить, принося пользу. Не каждому дано быть проповедником и посвятить свою жизнь этой, без сомнения глобальной, цели – призывать людей к Исламу. Да и плюс для этого нужно специальное религиозное образование. Каждый должен заниматься своим делом, а все вместе – общим. В этом общем деле у каждого есть чётко отведённая роль, но есть и то, что делается по личной инициативе. Без этой инициативы всё будет стоять на одном месте. Например, банальная ситуация с валяющимся на улице фантиком: его должен убрать уборщик, однако, если уборщик уже завершил свой рабочий день или выполнил свою работу халатно, это не значит, что проходящий мимо человек не должен его поднять. Но он поднимет, только если понимает, что это наш общий мир, если ощущает за него ответственность. Так не бывает, чтобы нам должны, а мы нет. У нас много претензий, целый список того, что должно нам наше государство. Каждого спроси, он будет полчаса без остановки перечислять его пункты. А спроси: «А ты что должен, в ответ?», сколько пунктов услышишь?

Мусульманин – это образец для окружающих во всём. Если ты прошёл мимо валяющегося фантика, ты ничего не сделал хорошего в этот момент для Ислама. А если нагнулся и поднял – сделал. Ты воспитал других людей, которые это видели, детей своих, если они шли с тобой, и даже, если никто не видел – то Аллах Всевидящий. Да и чистота, она ведь тоже половина веры, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение). Регион, где проживают мусульмане, просто обязан быть процветающим. Начиная с чистоты в каждом дворе, нет – не в доме, дома, разумеется, должна быть чистота, но не она показатель. Почему мы дома убираем, в своём дворе убираем, а в общем дворе нет? Потому что у нас дома все знают, что это лично наша грязь. А там где общее, можно сделать вид, что не твоё. Если дома сломался стул, мы его или починим, или поменяем. А если в общем дворе скамейка? Тотчас мы говорим: «Где эти люди, которые обязаны её чинить?».

Наши предки такими не были, всё сообща делали, не делили на долженне должен. Каждый говорил: «Это моя Родина» и старался для неё так же, как для всего остального, что своим назвал. И даже, в первую очередь, ставили выше собственных интересов интересы общественные. Потому что понимали, что личное – оно часть общего. Не бывает в личном хорошо, когда в общем всё плохо. Мы же видим, как, к примеру, санкции, наложенные на нашу страну, отражаются на каждом из нас? Вот вам пример общего, влияющего на всех. Так же мы видим, как один не поднятый фантик делает весь наш город грязным. Потому что один не поднял ты, другой не поднял другой, и так тысяча фантиков и другого мусора, мимо которого прошли тысячи людей. К сожалению, не только прошли, даже бросили. Недавно в интернете смотрел репортаж, как пытались уговорить людей мусор не выставлять на улицу в пакетах, это от них больше всего мусора, но люди считают, что им обязаны мусорный бак прямо к дому поставить. Да, не к дому соседа, а к их собственному. Допустим, даже должны, но не поставили, разве это повод кидать там, где было бы чисто без вашего пакета? Зато нашлись люди, которые радовались, когда не самый объективный, мягко говоря, обличитель обличил нашу столицу Дагестана в том, что в ней недостаточно чисто. Если бы они чувствовали, что это каждого из них носом в грязь ткнули, они бы так не радовались. Если бы понимали свою ответственность за общее – они бы своих жён, детей собрали бы на субботник и возглавили его, соорудив во дворе скамейку и песочницу.

Так же со всем, что происходит вокруг нас. Забота о нуждающихся – наша личная ответственность, каждого в отдельности, а не «пусть государство о них заботится». Государство это кто? Президент и его помощники? Нет, это каждый, кто в нём проживает. В большинстве случаев то, что вы можете назвать не вашей проблемой, можно уверенно доказать, что ваше личное участие может помочь её решить. Вы думаете, что это не ваше дело, потому что ещё не пробовали сделать его своим. А когда начнете, это вас увлечет, вы станете на деле, а не по факту, частью общего. Начинать всегда трудно, особенно, если полжизни прожил не так, если родители не научили, если сам, будучи родителем, не научил своих отпрысков. Но ты можешь сегодня дать себе команду, а начав делать, потом уже и своей семье, близким, стать социально активными. Что значит социальная активность уже описано выше, но для полноты пояснения приведу цитату из словаря: «Социальная активность – это деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий».

Магомед Магомедов, религиозный, общественный, политический деятель РФ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.