Наше поведение на дорогах показывает, какие мы

24 Ноябрь 2009
995

Наше поведение на дорогах показывает, какие мыУзнать об обществе, государстве, людях можно по-разному. Например, состояние дорог может дать правильную оценку экономике страны, а поведение на ней граждан точно укажет на особенности менталитета, воспитание, культуру в целом. На эту тему наш корреспондент беседует с руководителем группы пропаганды безопасности движения УГИБДД при МВД республики, майором милиции Исамагомедом Султановым.

– Исамагомед, дороги – это общее место пользования людей и правила поведения на ней должно быть одинаковым для всех участников дорожного движения. К сожалению, мы видим, что не все перед законом  равны, кто-то легко может нарушить правило и ему за это ничего не будет. Мне кажется, чем меньше «блатных», тем больше порядка будет на дорогах.

–  Конечно, живя в Дагестане, где большинство населения являются мусульманами, нельзя сбрасывать со счёта Ислам, который имеет отношение ко всем сторонам жизни. Ислам даёт ответы и на наши проблемы. Я хоть и небольшой специалист в религии, но точно знаю, что Ислам не разделяет людей по происхождению, национальности, расе, учит быть вежливыми, отзывчивыми. Значит, нет ни у кого права вести себя на дорогах по-хамски, неуважительно к остальным, пренебрегая общими для всех правилами.

(От редакции. Тут можно вспомнить прощальную проповедь Пророка (мир ему и благословение), где он сказал: «Человечество происходит от Адама и Евы, и нет преимущества у арабов перед неарабами и у неарабов – перед арабами; нет преимущества ни у белых над чёрными, ни у чёрных - над белыми, кроме как в богобоязненности и добрых делах. Знайте же, что любой мусульманин – брат другому, и что все мусульмане - братья».)

Мы - тоже мусульмане (Альхамдуллиллах), и пытаемся наводить порядок в обществе. Нам ведь за свою работу надо держать ответ не только перед начальством, но перед Всевышним в день Великого Суда. Поэтому, понимая в полной мере свою ответственность за состояние безопасности на дорогах, мы прилагаем усилия для наведения порядка на своём участке работы. Но наши возможности очень ограничены.

В первую очередь, надо учитывать, что мы можем воздействовать на правонарушителей только в рамках административного кодекса, мы можем назначать лишь административное наказание. Да, мы составляем много актов, наказываем нарушителей штрафами, но среди нас много состоятельных людей, для которых нетрудно заплатить любой штраф и не почувствовать наказания. В рамках действующего закона мы можем наказывать не только штрафами, но и лишением прав на вождение. Но тут важна принципиальная работа всех правоохранительных органов. Взявшись всем миром, мы сможем решить много задач. Если суды, судебные приставы, другие органы будут принципиально относиться к своей работе, эффект будет ощутим незамедлительно. А так, получается, что с этой проблемой борются лишь инспекторы ГИБДД.

Решению этой сложной проблемы мешает наш менталитет. Нарушил что-либо - отвечать не хотим, тут же начинаем куда-то звонить, кого-то просить, помощи ждём. Не легче ли просто не нарушать, а раз нарушил - отвечать за это? Круговая порука, так называемый «блат» – один из бичей правопорядка. И какие бы жёсткие меры, какие бы целевые мероприятия не проводили нарушители долго не задерживаются. Кто откупается штрафом, кто и этого избегает при помощи друзей и знакомых. Много лет проработавшие инспекторы хорошо понимают бесперспективность таких дел и относятся к ним с определённой осторожностью. Ведь за малейшую неточность со стороны инспекторов, будь то ошибка в оформлении протокола или ещё что, тут же пишутся жалобы в прокуратуру, проверяющие органы. И этим блатные широко пользуются, из виновных превращаются в обвинителей. Они очень хорошо знают свои права, но не соблюдают обязанности, умеют умело «выезжать» на ошибках инспекторов и уходят от ответственности.

Взять, к примеру, те же плёнки. Наши соседи-азербайджанцы легко справились с тёмными плёнками. Перестали чиновники ими покрывать свои автомобили и с простых граждан этого твёрдо требуют. Поэтому, какую бы работу мы не проводили, её не очень видно. Проверьте штраф-стоянку, процентов 80 занимают машины злостных нарушителей.

С этой проблемой вплотную связана и проблема воспитания наших детей. Наглые, невоспитанные дети точно так же ведут себя на дорогах. Они и правила дорожного движения часто нарушают, из-за них много аварий происходит. Кроме прочего, такие водители провоцируют и других к подобному поведению. Выехал кто-то на встречную полосу и давай вслед за ним и другие нарушать. Мне неприятно, что многие люди уподобляются этой системе.

– Установление камер наружного наблюдения не снизит уровень нарушений, ведь доказать вину будет легко и не уменьшит ли взяточничество?

– По существующей федеральной целевой программе, нам ежегодно, для улучшения материально-технического состояния, выделяются немалые средства. Большая часть этих денег тратится на установление аппаратов фото- и видеонаблюдения, радаров. Конечно, это не панацея от всех бед, но эффект ощущается очень быстро. Например, отпадают конфликтные ситуации между инспекторами и водителями. Доказательство их вины ведёт за собой безоговорочный ответ за нарушение. Оштрафованный водитель в следующий раз сильно задумается над своим поведением на дороге. Думаю, что за такими техническими средствами будущее.

– Исамагомед, Ислам учит улучшать дороги, устранять с них препятствия, а скоростегасители – это же помеха для водителя.

– Согласен. Да, лишние препятствия с дороги должны устраняться. Но у этой проблемы есть и другая сторона. Мы пришли к выводу, что это самый эффективный метод профилактики правонарушений. Например, когда в городе Дагестанские Огни улучшили дорогу, резко увеличился уровень аварий. Этот уровень поднялся больше чем на 40 процентов, страдали старики, дети. Как только установили там ограничители скорости (на этом участке дороги пришлось их поставить аж целых 13!), аварии практически перестали происходить. Прекрасно понимаем, что эти меры мешают езде, портят дорогу, но в данный момент другого пути нет. ГИБДД не в силах выставлять наряды на всех аварийно-опасных участках дороги. Анализ показывает, что как только улучшается дорога, тут же растёт количество ДТП. Повторю – это самый эффективный метод против лихачества. Тут есть над чем подумать. Если бы мы ездили, не нарушая правил, нужны ли были нам эти скоростегасители? Нам пора задуматься над своим менталитетом, надо как-то меняться. Могу сказать, что чем больше скоростегасители – тем хуже мы сами! Мы их ставим так много, что даже иногда нарушаем ГОСТ-ы, но это спасает жизни и здоровье людей. Это факт!

– В газете «Ас-салам» была статья, где говорилось об инвалидах на дорогах. Они ведь тоже помеха.

– Должен признаться, что это пробел в нашей работе, наше упущение. Здесь наша недоработка вкупе с жалостью к инвалидам сказывается. Но этот вопрос стоит на повестке и будет решаться совместно с милицией общественной безопасности.

– Легко ли служить мусульманину в органах МВД, в частности ГИБДД? Не чувствует ли он разрыв между религией и Уставом?

– Абсолютно не чувствуется. Если бы работники милиции соблюдали каноны религии, то всё было бы хорошо. Ведь нарушая Устав, обязательно нарушаешь и предписания Ислама. В наших рядах много ребят, соблюдающих намаз, пост, ходят на пятничную молитву. Но, к сожалению, зачастую встречаются и те, кто злоупотребляет этим. А ведь это отрицательно влияет на тех, кто ещё не соблюдает полностью религиозные требования. Мусульманин в первую очередь должен показывать другим хороший пример. Своей работой, характером, отношением к окружающим.

– Допустим, милиционер работает ради довольства Аллаха, чтобы был порядок-низам. В нынешней системе это возможно?

Могу сказать, что это возможно. Но мусульманин должен быть образцом и примером для всех. Своим поведением мусульманин должен соответствовать моральным и нравственным требованиям и приносить пользу, спокойствие и мир обществу.

Мы все работаем, как и все другие, по трудовому договору, без неоплачиваемых сверхурочных. Работаем спокойно, без нервозности. Конечно, хотелось бы, чтобы была определённая социальная защищённость, зарплата  больше. Со стороны населения бытует мнение, что работники милиции работают только ради личного обогащения.  Если не будет такого отношения, работать будет ещё легче.

– Исамагомед, ваше пожелание нашим читателям.

– Самое главное - быть богобоязненным. Человек с верой будет уважительно относиться к окружающим, быть терпимым, вежливым, помогающим близким. Если будешь бояться Бога, то всё станет на свои места.

Амир Ахматов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.