Культура без Бога – часть культа, служения демонам

18 Январь 2010
770

Культура без Бога – часть культа, служения демонамПо многим языческим преданиям, в банях живёт особый дух – баенник (не путать с реальным банщиком, человеком, который топит баню, готовит её для тех, кто придёт мыться). В лесу – леший. На болоте – кикимора болотная. Баенник, в частности, фигурирует не только в сказках и преданиях многих народов, населяющих Россию. У многих людей, особенно живущих в северных деревнях, есть неписанный ряд «правил», которые они стараются соблюдать, чтоб «не рассердить баенника». Например, оставляют после помывки кусочек мыла на лавке, немного воды в тазике для «него»…

Всё это можно было бы оценить как остатки отмирающих обычаев. Но – не всё так просто. Духи живут вокруг нас, джинны атакуют человека со всех сторон.

Сказано в Коране: «О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас!» (7: 27);

«Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же и вы к нему – как к врагу» (35:6);

«Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником кроме Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» (4:119).

Шайтан не просто силён. Он ещё и изобретателен. Не без удивления прочитала недавно, как происходит культивирование духов, чуждых человеку по определению, и какими способами их вращивают в нашу жизнь. Заранее прошу прощения за пространную цитату. Но отрывок из книжки современной карельской писательницы Надежды Васильевой того стоит.

Итак, речь идёт о Викторе, молодом отце, который религиозностью не отличается, никакого исповедания не принял, но любит своего ребёнка.

«Вспомнилось, как ходил недавно с сынишкой в художественную галерею «Дом куклы». Знакомый нахваливал. Своди, говорит, ребёнка, впечатляет.

Вошёл в зал и оторопел. Домовые, лешие, баенники смотрели на него со всех сторон такими живыми глазами, что по спине пробежал предательский холодок. И почему-то сразу захотелось выйти на улицу. Но тут сзади раздался напевный голос девушки-экскурсовода:

– Вы не бойтесь, они добрые! Эти куклы сделаны по мотивам народных поверий. А поверья обладают огромной силой. Всё в нашей жизни является результатом работы мысли. Создавая творения, мастера наделяют их мысленной энергией, которая воплощается в работах. Отсюда такой потрясающий эффект.

Девушка говорила так убедительно, словно жила не в суматошном мире сегодняшнем, а выходила из древних преданий, чтобы напомнить людям о таинственных законах бытия.

Виктор с интересом обвёл глазами зал. Не оставляло ощущение, что все эти странные существа, искусно сотворённые из незатейливых природных материалов – хвороста, льна, шишек, камней, бересты, мха, – бдительно охраняют свой сказочный мир от всего злого и недоброго.

– Не бойтесь, подойдите к ним поближе, – почему-то перейдя на шёпот, предложила девушка. Виктор взял сына за руку и хотел, было, подойти к лешему. Но Санька застыл на месте как вкопанный. Глаза, как два чёрных уголька, не видно зрачков, один тёмный испуг. Вот нижняя губа сынишки задрожала, заходила, закривилась. Какая же тут экскурсия? Извинившись перед девушкой, выскочил с малышом на крыльцо. Санька дал такого рёву, что еле успокоил его. В душе Виктор вовсю «костил» знакомого «за добрый совет». Напугался малыш. И ночью во сне плакал. Надо думать! У самого эти куклы два дня перед глазами стояли…» (Из повести «Под созвездием Кассиопея», издательство «Карелия», 2005 год)

Автор этого произведения – педагог по образованию, много лет проработала в школе. Писать рассказы Надежда Васильева начала именно потому, что хотела рассказать ученикам, их родителям много того, что выходит за рамки учебных программ.

Галерея «Дом куклы» в Петрозаводске существует реально. Туда регулярно приводят на экскурсии группы школьников. Зачем? Чтоб «познакомить с народными обычаями, чтоб дети знали культуру своего края». Признаюсь: и я туда, в тот дом, однажды зашла. Но, поняв, каким образом и в чём тут «просвещают», поспешила уйти. Моё впечатление было не просто скверным. В этой частной галерее сделано всё, чтоб заинтриговать неискушённого посетителя, возбудить любопытство, доказать притягательность «того» мира. И сработано талантливо!

Расчёт на любопытство (равно детей и взрослых) заложен в азартных играх, в рекламе товаров и услуг, предложениях экстрасенсов и гадателей. Недаром в обыденном сознании лица, представляющие эти виды бизнеса, зачастую непроизвольно определяются понятием «дельцы». Слово наполнено негативной экспрессией.

Общественно узаконенное лицемерие?

Возможно, по великой милости Господа, мы дойдём однажды до общего согласия в принципиально важном моменте: нельзя от детей требовать быть более моральными, исполнительными, деликатными и воспитанными, чем мы сами, те, кто их растит и воспитывает.

Если на книжных прилавках новинки с ненормативной лексикой выкладываются наравне с хорошей познавательной, учебной и классической литературой, но никто из посетителей не выражает возмущения или хотя бы отрицательного мнения – то почему мы недоумеваем, слыша мат в общественных местах? Откуда это «смирение» перед пошлостью?

Благоприятная среда для культивирования баенников, леших, литературных фантасмагорий с ведьмами и колдунами, детективов с потоками крови создаётся, в том числе, и при ежедневном лицемерном поведении взрослых.

…Пригласили меня, как журналиста, этой осенью на семинар, посвящённый продвижению культуры чтения. Отличная тема! Специалисты говорили о многом, в том числе о том, что, оказывается, самое важное – преодолеть «кризис разброса в увлечениях» в начальном подростковом возрасте. Затем человечек окрепнет, выработаются более стойкие социальные установки, он не столь драматично станет воспринимать агрессивную действительность.

Интересуюсь, а как сами специалисты по чтению относятся к книгам с ненормативной лексикой? Один из профессионалов отвечает: «Литературоведы относятся к таким книгам, как к факту, части литературного процесса. Для бизнеса – это, в первую очередь, товар. Оценки морально-нравственные каждый читатель выносит сам».

Вы всё поняли? Мы очень хотим жить в здоровом, благополучном обществе. Хотим, чтобы развивались регионы, крепло государство. Говорим даже о созидании гражданского общества (это когда каждый гражданин страны не только по паспорту, но в делах подтверждает любовь к Отечеству). А что касается осквернения языка, заниженного уровня ежедневного человеческого общения – то это «мелкая» тема. Мол, всякому хватит ума в том разобраться.

Но мало верится, что Россия, как и любая другая страна, может претендовать на звание великой, если слышнее всех – голоса матершинников, любителей скабрезных анекдотов, ведуний, специалистов по изготовлению троллей, чудищ, кикимор болотных.

Каков мир – без Бога?

Джинн, однажды появившись, проникнув в саму кровь человека (в Коране именно такими словами сказано о его возможностях), не желает сдавать позиции. Он атакует человека спереди и сзади, справа и слева. Это – не абстракция. Мир наполнен битвами реально действующих духовных существ. Поэтому так душно, так трудно прорываться в информационном мире через месиво рекламы, болтливую скороговорку телеведущих, истеричность новостных лент в Интернете.

Лукаво человеческое сердце. Не менее лукав ум. Божьи требования соблюдать не желаем, но жить «по-божески» мечтаем. Религиозный способ понимания мира заменяем этическим и эстетическим, а таковой неизбежно слаб, анемичен.

Вот как в конце прошлого века писал в книге «Культурные противоречия капитализма» американский философ Д. Белл:

«Для современного космополитичного человека культура заняла место как религии, так и труда в качестве средства самоосуществления – эстетического оправдания – жизни. Но за этим изменением, по существу, переходом от религии к культуре – следует необычный перелом в сознании, особенно в смысловых значениях экспрессивного поведения в обществе… Культура, когда она выступала в единстве с религией, судила о настоящем, исходя из прошлого, обеспечивая связь того и другого в традиции».

«Я утверждаю, – продолжает Белл, – что поворот произошёл вместе с распадом в середине ХIХ века теологического значения религии. Культура, особенно получивший распространение модернизм, фактически установила контакт с демоническим. Но вместо его усмирения, как то делает религия, модернистская культура стала благоволить демоническому, исследовать его, упиваться им, рассматривать его как источник специфического характера творчества.

В настоящее время религия вынуждена навязывать культуре моральные нормы, настойчиво напоминать о них, настаивать на ограничении, особенно – на подчинении эстетических побуждений моральному руководству. Стоило культуре взять на себя рассмотрение демонического, у неё тотчас же возникла потребность в «эстетической автономии», утверждении идеи о том, что опыт, внутренний и внешний, является высшей ценностью».

Мыслитель приходит к выводу, что на личностном уровне современный человек рвёт узы, подчиняющиеся законам преемственности. Критерием суждений такого человека становится… собственная любознательность. В постмодернистский период эта тенденция упрочилась.

Демоны успешно служат в «обновившейся» культурной атмосфере. Модернизм и нынешнюю эпоху постмодернизма принято противопоставлять по основным критериям. Модернизм был открыт для понимания всё-таки немногим. Постмодернизм постарался всё облечь в игровую форму, представить такое разнообразие, где всё «как в помойном ведре, всё равно и равноценно». Баенник успешно вступил в эпоху постмодернизма!

Одного из его типичных собратьев, который лихо шествует по кино– и телеэкранам, особенно рекламируют детям – имею в виду популярного мультипликационного Шрека.

Культурная традиция, не сохранившая религиозного ядра, становится разрушающей и неприемлемой религиозным человеком. Для верующих спасение – в поклонении Иному, Знающему, Всевидящему.

То, о чём с такими умными лицами постоянно вещают нынешние российские «деятели культуры», было озвучено ещё в период зарождения модернистского сюрреализма: всё должно быть исследовано. Для художественного, мол, нет запретного. Включая темы человеконенавистничества, похоти, насилия. Таков мир человека без Бога. Такова культура – без Бога. То есть, она превращается в часть культа, служения демонам.

Людмила Мишина

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Фетвы
Мусульманка