Диалог религий как важнейший фактор обеспечения мира и стабильности

12 Июль 2010
1229

Ректор Института теологии и международных отношений Тема нашей конференции: «Россия и исламский мир: сближение мазхабов, как фактор солидарности мусульман». Однако мы не определили, что такое «сближение мазхабов», каковы цель, задачи, сущность данного процесса. Без выявления теологической и социально-правовой функции мазхабов, вряд ли можно правильно смоделировать тенденцию межмазхабных процессов.

В нашем понимании, мазхаб - это неотъемлемый и очень важный элемент исламской системы. Главная функция мазхаба – адаптация Ислама к разным социо-культурным средам и условиям, придание Исламу гибкости и выживаемости в многообразном мировом пространстве. Мазхабы, как говорят великие ученые ислама, это милость Аллаха, это Его дар умме.

Мазхабы никак не являются источником внутриисламских проблем, они не отдаляют мусульман друг от друга, а наоборот, усиливают и укрепляют мусульманскую общину, давая ей возможность функционировать в разных политико-экономических, природно-географических и других условий.

Проблемы вокруг темы мазхабов возникают в основном с одной стороны - по причине отсутствия необходимых знаний в области Ислама и непонимания сущности мазхабов. В частности, ошибочное рассмотрение мазхаба как фактора противоречий в Исламе. С другой стороны – из-за попыток разных политиков, религиоведов, идеологов и других использовать мазхабные особенности в своих целях, направленных на разделение уммы.

Поэтому, в целях более эффективного использования в современном обществе потенциала мазхабов, а также предотвращения манипуляций вокруг этой темы, необходимо:

1. Повышение общей религиозной грамотности граждан, изучение потенциала и методик мазхабов, применение их для адаптации мусульманского населения (мигрантов) в новых социальных средах, в том числе в странах Европы и Америки;

2. Использование мазхабных подходов исламского права в работе по профилактике экстремистских, террористических и сектантских идеологий.

Кратко о Дагестане. В Дагестане более 27 народов. История Ислама в Дагестане начинается с 20 года хиджры. Первые посланцы Ислама прибыли в дагестанский Дербент (Бабуль-абваб) в 642 г. по григорианскому календарю. Первая мечеть в этом городе была построена в 733 году (г.к.) С тех пор на территории Дагестана функционирует Ислам, не прерываясь даже в период советского атеизма. Ислам тогда принял скрытые формы, обучение продолжалось по «подвальной системе».

В Дагестане сосуществуют разные мазхабы: шафиитский, ханафитский. Есть и шииты, которые составляют 3-5 % от общей численности мусульман Республики. За весь период существования Ислама в Дагестане, не было ни одного конфликта мусульман на основе мазхабных различий. Сегодня дагестанские мусульмане, представляющие разные мазхабы, вместе противостоят экстремизму и терроризму, использующему Ислам для своих преступных целей. Одно из условий идеологии экстремизма - это отказ от мазхабов, считая их нововведением в Исламе. Для них ни имамы мазхабов (Имам Абу-Ханафа, Имам Шафии, Имам Малик, Имам Ахмад), ни великие учёные Ислама не являются авторитетами. Не под силу им понимать глубину и богатство мысли этих корифеев исламской науки.

А почему же экстремисты против мазхабов? Да потому что масхабы - это остов, основа системы исламского права. Отход от мазхабов приводит к расшатыванию, ослаблению Ислама в целом, лишению его иммунных (защитных) функций. Поэтому сегодня одна из важнейших задач мусульманских учёных, представителей всех масхабов объединить усилия в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Ислам, несомненно, констатирует и признаёт различия, существующие между людьми, провозглашая их основой для культурного обмена и диалога. В Коране сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (смысл: сура «Комнаты», аят 13).

Уважительное отношение к другой точке зрения является одним из проявлений универсализма коранического учения. Коран запрещает любые дискуссии, в которых имеют место грубость и неуважение к собеседнику. Любые проявления национализма, шовинизма, экстремизма отвергаются Кораном как заблуждение и уклонение от прямого пути.

Сегодня необходим диалог не только внутри конфессии, но и на межконфессиональном уровне. Суть этого диалога, взаимопомощь участникам в противостоянии повсеместно проявляющимся преступлениям и порокам современного общества: моральной и духовной деградации молодёжи, социальной несправедливости и пренебрежению правами человека, загрязнению окружающей среды, терроризму и экстремизму, наркомании и алкоголизму и т.д. Бессмысленно и даже опасно объявлять целью диалога нивелирование различий между мазхабами и религиями или их объединение.

Соперничество в религиозной сфере должно базироваться на стремлении указать людям более эффективный путь, ведущий к всестороннему совершенствованию и духовному прогрессу личности. Состязательность и диалог разных мазхабов, культур, конфессий — не кратковременная кампания, а долгосрочная стратегия, которая должна предотвратить угрозу столкновения цивилизаций, стать первым шагом на пути их сотрудничества и партнерства в решении назревших глобальных проблем XXI века. Важнейшим приоритетом диалога цивилизаций является сохранение культурного разнообразия, взаимное обогащение культур.

Выдержанное в таком духе сотрудничество может стать могучим оружием в борьбе с убеждением в том, что «разнообразие является угрозой», которое на протяжении нескольких последних лет стало причиной трагической и бесполезной гибели столь многих людей в столь многих частях мира.

В Коране сообщается, что Аллах наделил человека разумом, сделал его наместником на земле и возвысил над другими существами. Признание человеческого достоинства означает, что все люди без исключения заслуживают уважения и гуманного обращения уже потому, что являются людьми.

Коран утверждает невиданный для других религиозных источников принцип мирной соревновательности: «Если бы Аллах захотел, Он сделал бы вас одной общиной. Но Он хотел вас испытать тем, что дал вам. Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах. К Аллаху вы все возвратитесь, и Он рассудит вас в том, в чем вы спорили между собою» (смысл, Коран, 5:49).

Мы все должны научиться уважать своего соседа. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям.) говорил: "Тот, кто ложится спать сытым в то время, как сосед голоден - не муъмин". А согласно другому преданию, "Тот, чей сосед не уверен в своей безопасности от его вреда, не войдет в Рай".

Всевышний повелевает мусульманам нести людям мир, добро, относиться ко всем людям со справедливостью. Мусульмане ответственны за свой моральный облик, перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

Таков джихад в Исламе. Что же касается терроризма и агрессии, то они по своему существу оказываются прямым отрицанием исламского джихада. Если джихад в Исламе нацелен на защиту истины и поддержку притесняемого, то террор и агрессия служат защите лжи и поддержке несправедливого.

Поэтому не будет лишним ещё раз подчеркнуть важность просвещения людей, повышения их религиозной грамотности, воспитания человека и общества к современным диалоговым межкультурным коммуникациям. Веротерпимость, толерантность является одним из элементов воспитанности и благонравия верующего. Это очень важно для формирования правильного мировоззрения человека, умения жить в обществе разных культур и мировоззрений.

Недостаточность глобального мышления, мешает человеку на практике осознать целостность и невиданную доселе взаимозависимость составляющих современного мира. Позитивную роль в формировании такого мыслительного процесса должна сыграть религия.

Согласно кораническому учению, диалог между нациями и культурами является одной из главных целей сотворения различных народов и племен. Диалог — это традиция пророков и посланников. Он способствует достижению единства и согласия, сближению позиций и лучшему пониманию особенностей другого. Коран воспитывает дух веротерпимости, учит этикету общения с приверженцами других мировоззренческих систем. Толерантность в Исламе — не снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания фундаментальных прав, которыми Аллах почтил человека.

Образованный человек, воспитанный на моральных ценностях Корана, несёт людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к идее, даже отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живёт, станет высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным.

Ректор Института теологии и международных отношений

Максуд Садиков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.