Экстремизм остановит только просвещение!

22 Июль 2010
2360

«Религиозно-политический экстремизм» и проблема борьбы с терроризмом: новые подходы и решения

Экстремизм остановит только просвещение!Вечная хвала Всевышнему, Властелину всего сущего. Милость и благословение Аллаха лучшему из людей Пророку Мухамммаду, его домочадцам, сподвижникам и всем его последователям.

Хочется отметить, что есть силы, в том числе и в России, которые с помощью СМИ стараются убедить людей в негативной роли Ислама, создав образ мусульманина – экстремиста, увязав друг с другом такие несовместимые понятия, как экстремизм, терроризм и Ислам. Это делается для того, чтобы, создав образ врага в лице Ислама, иметь возможность бороться с Исламом. Давайте же уточним смысл этих слов: как разъясняет С.И Ожегов, экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, обычно в политике. Террор - устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Политика же это деятельность государственных структур и учреждений, к которым религия не имеет отношения.

А что же такое Ислам? Это мир, покорность Всевышнему, Его Пророку (с.а.в.) и следование всему тому, что исходит от Всемогущего Аллаха. Как видите, к Исламу эти два понятия не имеют никакого отношения. Ислам - это не то, что может быть пересмотрено в соответствии с человеческим разумом, а то, что, бережно сохраняясь, передаётся из поколения в поколение.

Если бы можно было Ислам подвергать логическому анализу в соответствии с разумом каждого человека и менять установки, думаю, что люди внесли бы в Ислам столько «от себя», что давно от его фундамента не осталось бы ничего. Сохранность Ислама в чистом виде не зависит от желания людей, ибо Сам Всевышний говорит в Коране, что Он сохранит его до Судного дня.

Другое дело - переосмысление установок Ислама в соответствии со своим разумом и использование этих переосмысленных и вышедших за пределы шариатских норм установок в достижении своих целей.

Прежде всего, нужно понять, что объявление человеком себя мусульманином и соответствие его поведения шариатским нормам - это совершенно разные вещи. Необходимо не только сказать, что он мусульманин, но и соответствовать Исламу, ибо как сказал Пророк (с.а.в.), мусульманин – это тот, чьи мысли, слова и дела совпадают, т.е. соответствуют Исламу. Есть также достоверный хадис Пророка (с.а.в.), где говорится, что тот, кто толкует Коран (выводит законоположения) в соответствии со своим разумом, готовит себе место в аду.

К сожалению, есть люди, которые называют себя мусульманами, вместе с тем трактуют положения Шариата, как им заблагорассудится, встали на путь экстремизма, и наносят вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Вред же, наносимый ими Исламу и мусульманам, несопоставим ни с чем. Экстремизм был во все времена и не имеет отношения к религии Всевышнего, ибо является его противоположностью и не может считаться религией, это – идеология, оправдывающая экстремизм и терроризм. Экстремизм и терроризм - это насилие, насилие же, в каком бы виде оно не оказывалось, запрещается в Исламе. Ведь Всевышний не создал людей для того, чтобы они уничтожали друг друга, тогда когда Он не принуждает их даже служить Ему, хотя в Коране сказано, что все создания созданы для служения Ему. В Коране Всевышний говорит: «Нет принуждения в религии (Исламе)». Разве человек может принудить другого сделать что-либо так, как он хочет, тогда как Создатель не принуждает нас, несмотря на то, что может сделать с нами всё, что захочет. Всевышний определил границы взаимоотношений между людьми, в том числе и с неверующими.

В Коране сказано: «Аллах не запрещает вам делать добро неверным, которые с вами не воюют за вашу веру, не изгоняют вас из ваших домов, и строить с ними справедливые отношения, воистину Аллах любит справедливых. В многочисленных хадисах Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится о недопустимости насилия над кем бы то ни было. В частности Он говорит: «Насилие в Судный день вернётся к насильнику и от возмездия никто не уйдёт». Таких примеров из Корана и хадисов можно привести множество. Теперь подумайте, могут ли быть экстремистами и террористами люди, придерживающиеся этих принципов? Конечно же, нет. Но есть силы, которые желаемое хотят выдать за действительное; создать образ мусульманина – террориста и Ислама как основу для терроризма, и для этого используются все средства, в особенности СМИ, которые имеют большое влияние на формирование мировоззрения людей. Все, кто причастен к созданию такого образа мусульманина, через поведение тех, кто себя называет мусульманами, и Ислама в целом, являются врагами стабильности и мира в обществе.

К сожалению, отдельные представители научной интеллигенции, которые не приемлют Ислам, также изо всех сил стараются очернить Ислам и противостоят распространению достоверных, соответствующих истине знаниям о религиях в частности, об Исламе в обществе, в том числе через изучение основ традиционных религий в светских школах, мотивируя тем, что эти знания не востребованы молодёжью. Факты же говорят об обратном. В частности, исследования, проведённые в школах Махачкалы среди учащихся 9-11 классов, показали, что у 98% учащихся религия занимает видное место в жизни и у детей востребована (А.К.Абдуллаев. материалы Всероссийской научной практической конференции 29-30 ноября 2006г., Махачкала). «В противовес экстремистскому толкованию Ислама апологетами - теоретиками и прямыми террористами эффективно можно использовать здоровые силы внутри Ислама. В особенности это относится к Дагестану», сказано в другой работе. «Отсутствие объективных знаний о религиозном вероучении и истории религии является одной из причин распространения среди молодёжи религиозно-экстремистской идеологии ваххабизма.

Таким образом, религия, будучи частью духовной культуры истории и традиции народов, должна занимать достойное место в системе, как школьного, так и высшего образования», - отмечает Н.М.Вагабов. В том же сборнике: «Само восприятие религии не даёт студентам право пользоваться вульгарной лексикой, помогает молодым людям стать сдержанными и корректными в общении», - отмечает М.Д. Ваджибов. В научных разработках, обсужденных на научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства» (2001) профессор М.В. Вагабов пишет: «Фактически к появлению на политической карте мира понятия Дагестан (как социально-политическое объединение) дагестанцы обязаны суннитскому классическому Исламу. Только на базе исламской солидарности сложились объективные условия и субъективные факторы для создания союза Дагестанских народов как неделимого целого».

Доцент кафедры философии М.Г.Курбанов в материалах научно-практической конференции «Проблемы становления гражданского общества РД» (2003) отмечает: «Теократический анализ современного мира свидетельствует, что мусульманская религия представляет собой источник одного из традиционных способов организованного, упорядоченного сосуществовании людей, в котором определяется не только их духовное единство, но и богатое многообразие материальной жизни. Исламская религия вошла в историю не потому, что опиралась на силу, а потому, что у неё была совесть, с которой приходилось считаться и правителям и народам». В том же сборнике бывший министр культуры РД Н.А. Абдулгамидова пишет: «Религия была и остаётся важнейшей и чрезвычайно мощной интегрирующей силой». Говоря о корнях экстремизма и методах борьбы с ним, ведущий научный сотрудник ДНИИ педагогики имени Тахо-Годи А.Р. Исмаилов в сборнике статей (Гражданское общество: проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом стр.16) пишет: «Самая главная причина экстремизма - это борьба за экономическую и политическую власть. Одной из причин также является ещё незнание и нежелание знать некоторыми людьми даже элементарных основ Ислама. Везде, где появляется ваххабизм, там появляется кровь, ненависть и смерть. Борьба с этим псевдоисламским течением возможна только путём просвещения.

«Чтобы покорить или уничтожить государство, достаточно уничтожить нравственность и духовность народа, источником которых является религия» - отмечает С.С. Гасанова в статье «Использование религиозных ценностей Ислама в нравственном воспитании школьников» (29-30 ноября 2006г., материалы научно-практической конференции). Впору прислушаться к словам выдающегося педагога Г.Н. Волкова, который сказал: «Светская школьная и семейная педагогика много потеряла, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия». Ведь мы все знаем, что воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возврате, в связи с чем есть насущная необходимость ознакомления с религиозными ценностями именно в этом возрасте.

Таких высказываний просвещённых людей можно привести множество, и чем быстрее мы прислушаемся к голосу разумных, тем быстрее добьёмся мира и стабильности. Мне также хочется привести слова одной из звёзд мировой философии Жан Жака Руссо, который сказал: «Никогда незнание не делает зла. Пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя «знающими». И наконец призвать наших «философствующих» философов прислушаться к словам философа мирового уровня Френсиса Бэкона, который сказал: «Поверхностные, элементарные философские знания приводят человека к безбожию, а глубокие полные всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым».

Завершить же статью считаю необходимым хадисом Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который сказал: «Нет болезни тяжелее невежества (незнания)». Посему призываю всех к изучению Ислама, его не преходящих общечеловеческих ценностей, после чего каждый скажет, что в этом и есть спасение человечества. Уверен, что прислушавшийся к голосу разума никогда не будет против изучения Ислама, начиная со школьной скамьи. Всем видения пути Истины и всех благ в обоих мирах!

Выводы:

1. Понятия «экстремизм» и «терроризм» не имеют никакого отношения к религии.

2. Соединение таких понятий, как «религия», «Ислам» и противоположных им понятий «экстремизм», «терроризм», использование таких словосочетаний, как «исламский экстремизм», «исламизм» и т.д. непременно ведут к созданию у людей негативного образа религий, что абсолютно не соответствует сути религии, и ведёт к росту напряжённости в обществе и дестабилизации.

Рекомендации.

1. Отказаться от применения, особенно в средствах массовой информации, таких словосочетаний, как «исламский экстремизм», «исламизм», «исламский терроризм», как не соответствующих действительности и приводящих к росту напряжённости и противостоянию в обществе.

2. Считать настоятельной необходимость введения в школьную программу изучения общечеловеческих, морально-нравственных ценностей религии, что, несомненно, позволит не только консолидировать общество, добиться стабильности, но и свести к минимуму такие негативные явления, как преступность, наркомания, распространение СПИДа и т.д.

3. Усилить взаимодействие государственных и религиозных организаций в целях сохранения мира и стабильности в российском обществе.

18.12.2006 г.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.