О потребностях в исламском образовании в европейской части России

6 Август 2010
683

О потребностях в исламском образовании в европейской части РоссииСоциологическое исследование потребностей в исламском образовании было проведено в 2009 году в рамках программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры Ислама в Центральном, Северо-Западном, Приволожском и Южном федеральных округах. В Центральном федеральном округе обследованию был подвергнут московский регион, в Северо-Западном – Санкт-Петербург. В Приволожском федеральном округе - Нижегородская область, а также республики Татарстан и Башкортостан. В Южном федеральном округе в исследовании участвовали представители Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также Ставропольского края.

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации явились анкетный опрос и индивидуальное глубокое интервью.

Для каждой из квот изучаемой совокупности был разработан отдельный инструментарий. Таким образом, общее количество анкет для сбора первичной информации составили шесть отдельных инструментариев: для студентов вузов, преподавателей, старшеклассников, родителей старшеклассников, учащихся примечетских школ, а также студентов медресе.

В каждом из десяти обследуемых регионов предполагался анкетный опрос всех представленных выше категорий. В ряде регионов в силу обстоятельств, связанных с организацией исследования, а также с представленностью изучаемых квот в каждом конкретном регионе, количественному опросу из шести целевых групп были подвергнуты не все.

Информантами качественного этапа исследования выступили эксперты, связанные с религиозным образованием, СМИ, конфессиями и органами власти. В каждом из обследуемых регионов было взято от 5 до 10 индивидуальных глубоких интервью.

В анкетном опросе приняли участие 450 преподавателей вузов и медресе, 821 старшеклассник - этнический мусульманин, 758 родителей этих старшеклассников, 467 студентов вузов, 481 учащийся медресе, 185 учащихся примечетских школ, всего – 3142 респондента. Контент-анализу подверглись 58 текстов печатных и электронных СМИ.

Некоторые выводы по результатам исследования.

Основным потребителем выпускников учреждений среднего и высшего религиозного профессионального образования является умма в лице духовных управлений, регулирующих обеспечение мечетей служителями культа. Духовные лидеры исламской конфессии считают, что для священнослужителя достаточно обладания средним религиозным профессиональным образованием. В ближайшие пять лет потребность в квалифицированных священнослужителях в европейской части России лидерами исламского образования оценивается в две тысячи дипломированных выпускников медресе. Наиболее остро потребность в квалифицированных священнослужителях выражена в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах.

Духовные лидеры исламской конфессии и эксперты высшего уровня в сфере исламского образования определяют оптимальное количественное соотношение потребностей в квалифицированных священнослужителях, имеющих среднее профессиональное религиозное образование, и специалистов по исламской теологии, истории и культуре Ислама, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное государственными сертификатами как 10:1. Таким образом, в ближайшие 5 лет необходимо подготовить не менее 200 специалистов по теологии, истории и культуре Ислама. С учётом того, что намерение работать по специальности проявляют не более 50% обучающихся по указанным образовательным программам студентов, объём подготавливаемых специалистов в ближайшие 5 лет должен увеличиться как минимум до 400 человек.

Старшеклассники – этнические мусульмане проявляют потенциальный интерес к специальностям, связанным с религией. Соответственно, в Нижегородской области – каждый третий, в Республике Татарстан - каждый пятый, в Республике Башкортостан – каждый четвёртый, в Республике Дагестан - каждый третий, в Чеченской Республике – каждый третий, в Республике Ингушетия – три четверти.

Заметное отличие относительно интереса к исламскому образованию значительной части старшеклассников-ингушей можно объяснить тем, что в Ингушетии в течение последних лет в средних и старших классах общеобразовательной школы преподаются основы исламской религии.

Во всех обследованных округах учащиеся примечетских школ в значительно большей степени, нежели старшеклассники общеобразовательных школ, проявляют потенциальный интерес к специальностям, связанным с религией.

Родители старшеклассников в разных регионах в различной степени осведомлены о потребностях своих детей-старшеклассников в профессиональном образовании, связанном с религией. Отличаются и желания родителей относительно получения ребёнком специальности, связанной с религией.

В Республике Татарстан количество родителей старшеклассников, желающих, чтобы их дети получили специальность, связанную с религией, более чем в полтора раза превышает количество их детей с намерениями получить религиозное образование.

В Башкортостане родителей, желающих, чтобы их ребёнок получил профессиональное образование, связанное с религией, значительно больше, чем самих старшеклассников, ориентированных в этом направлении.

Преобладание родителей, желающих, чтобы их ребёнок получил исламское образование, по сравнению с детьми с таким же намерением, говорит о том, что школа не даёт учащимся знаний, достаточных для осуществления выбора в пользу специальностей, связанных с Исламом.

В Дагестане наблюдается обратное соотношение: старшеклассников, желающих получить профессиональное образование, связанное с религией, в полтора раза больше, чем их родителей с таким желанием. Нам представляется, что в этом соотношении отражается настороженное отношение родителей к получению их детьми образования, связанного с Исламом. В этом проявляются установки, о которых говорилось в начале данного текста.

Выбор старшеклассников относительно получения образования, связанного с религией, в исламских или государственных вузах характеризуется типичными соотношениями: в Татарстане – 4:1, в Башкортостане – 5:1. И только в Дагестане это соотношение характеризуется как 4:3.

Самый высокий уровень мотивации на получение религиозного образования отмечен у старшеклассников в Республике Дагестан. У старшеклассников Поволжья она ниже, чем у старшеклассников республик Северного Кавказа.

Выявлена тенденция востребованности среднего профессионального религиозного образования как самоценного образования, самоцели («для себя»), как путь глубокого познания Ислама, повышения личной культуры как мусульманина. Данная тенденция совпадает с позицией духовных исламских лидеров, а также руководителей медресе, утверждающих необходимость исламского образования не только для профессиональной карьеры, но и для более глубокого познания молодёжью сущности Ислама.

В ходе исследовательского проекта наряду с другими факторами, влияющими на формирование потребностей в исламском образовании, изучались материалы печатных и электронных СМИ, играющих значительную роль в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ и предпочтений их родителей.

Как показали материалы исследования, потенциальные потребители образовательных услуг в большей степени информированы о наличии в соответствующем регионе исламских образовательных учреждений, нежели о государственных вузах, в которых имеются специальности, связанные с религией.

Основными каналами получения информации об образовании, связанном с религией, являются неформальные каналы коммуникаций в местном сообществе (семья, знакомые, друзья, другие родственники). В Дагестане и Чеченской Республике таким каналом является телевидение.

Проблемы исламского образования не являются доминирующими в материалах мусульманских электронных и печатных СМИ. Их тематика, в основном, сводится к констатации проблем профессиональной подготовки служителей культа и специалистов в сфере исламской теологии. В то же время не указываются возможные пути и способы решения этих проблем. Это говорит о необходимости более тесного взаимодействия учёных, священнослужителей, журналистов с целью привлечения внимания академической общественности к выработке путей, способов и форм решения проблем исламского религиозного образования.

Во всех обследованных округах отмечается отсутствие федеральных телевизионных программ и каналов исламской направленности.

Таким образом, в результате анализа полученных в ходе реализации проекта данных подтвердилось предположение, что по причине отсутствия единства в исламском религиозном сообществе в европейской части России, единой концепции отечественного исламского образования и просвещения, недостаточной информации об Исламе в общем образовании имеет место несовпадение позиций работодателей и намерений потенциальных потребителей образовательных услуг в сфере Ислама.

Это отражается в ожиданиях учащихся медресе и студентов религиозных вузов относительно их трудоустройства после окончания образовательного учреждения. Около половины учащихся медресе в Нижегородской области и Татарстане в той или иной степени уверены в том, что смогут стать священнослужителями в том районе, где бы им этого больше всего хотелось, а половина студентов религиозных вузов – в том, что они найдут работу по получаемой специальности. В Башкирии такую уверенность высказали более половины учащихся и студентов, а в Дагестане – подавляющее большинство.

Отсутствие возможности для имама в сельской местности обеспечить материально себя и свою семью является основной причиной неопределённости половины выпускников медресе в принятии решения в пользу карьеры священнослужителя. Как сказал в интервью один из крупных экспертов в сфере исламского образования, в современной России рейтинг религиозного образования совпадает с его рейтингом в зарубежных странах, где в профессиональных выборах выпускников школ доминируют военные, технические, естественнонаучные и светские гуманитарные специальности.

Один из общих выводов проведённого исследования состоит в том, что ренессанс Ислама в России ещё не нашёл адекватного отражения в потребностях этнических мусульман, проживающих в европейской части страны и оканчивающих общеобразовательную школу, в исламском образовании. Есть все основания утверждать, что в настоящее время в России не существует альтернативы исламскому образованию и просвещению, организованному и осуществляемому в контексте российских исторических и этнокультурных традиций как важнейшему фактору противодействия религиозному экстремизму и международному терроризму, эксплуатирующему идеи исламского возрождения.

Валерий Шаповалов. Д.п.н., профессор. Заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.