Один из современных исследователей проблем духовности попытался определить сущность счастья. По его мнению, счастье есть постоянное чувство радости в душе человека.
В общем, он правильно выразил природу счастья – того состояния, к которому стремятся все люди: белые и черные; бедные и богатые; в больших городах и деревнях. Потому что, согласно мнению психологов, смысл человеческой жизни есть достижение счастья. А оно ассоциируется с чувством постоянной удовлетворённости, душевной гармонии, спокойствия, отсутствия тревоги и страхов.
Счастья не может быть без постоянной радости в душе, когда человек брызжет энергией, благожелательно смотрит на всех, готов обнять всех и подарить им весь мир. Можно долго перечислять черты счастья, и всего этого будет мало. Обобщённо можно сказать, что внешним проявлением счастья выступает постоянная улыбка и готовность совершать добрые поступки.
Главным вопросом на протяжении веков остаётся следующая проблема: как добиться того состояния, когда душа поёт от радости и хочется взлететь, как птица, и объять всю Вселенную. Почему же улыбающихся людей так мало?
Наблюдения автора статьи таковы. Добираясь на работу на автобусе в течение долгих лет, он видит такую картину: из пассажиров автобуса, то есть из 15-20 человек, улыбается сам автор и кто-то ещё один. Но в большинстве случаев коллег по улыбке, к сожалению, нет. Хотя они здоровы, не бедны, у пассажиров есть семьи, дети. Однако у них хмурые, а иногда и трагические лица. Почему на их лицах нет улыбки? Ответ очень простой – потому что все они несчастны.
Так почему же кто-то имеет основания радоваться жизни и идти вперёд с улыбкой благодарности, а кто-то не имеет сил и оснований для радости? Ответ заключается в отношении к дунье (миру) и Всевышнему Аллаху.
Именно атеизм делает людей несчастными – таков наш тезис. Хотя неверующие могут радоваться и улыбаться, это их временное состояние. Дело в том, что у них радость связана с конкретными материальными вещами и явлениями. Радость у атеиста случается тогда, когда он купил новую машину, коттедж, спальный гарнитур и так далее.
Человек очень рад, доволен, так как исполнилась его мечта – он купил то, о чём мечтал. Однако чувство новизны, которое создаёт иллюзию радости от материальных приобретений, скоро исчезает. Каким бы красивым ни был новый кухонный гарнитур, через месяц он становится привычным и обыденным.
Чувство радости уходит. Тогда надо найти другой источник радости: корпоративный праздник, новый автомобиль, костюм, заграничные поездки в поисках новизны и так далее. Вся жизнь превращается в постоянную гонку за источником радости, пока в один день не наступит экзистенциальный момент: Аллах в последние секунды жизни человека покажет, что жизнь прожита совершенно зря.
Верующий же имеет основания для постоянного довольства жизнью, ибо источник радости для него не в иллюзорных материальных вещах и процессах. Счастье приносит то, что всегда есть и будет, ибо источник счастья для верующего – это Всевышний Аллах, который вечен и существует вне времени.
Такое душевное состояние личности конкретно выражается понятием «беспричинное счастье». Оно проявляется в том, что человек с радостью и улыбкой воспринимает всё: солнце, весну, жену, детей, соседа, встречных. Тогда с лица не сходит радостное выражение, облик сияет НУРОМ, то есть божественным озарением.
Однако это малая часть того состояния, что называется счастьем. О настоящем счастье можно говорить тогда, когда для него нет никаких оснований и предпосылок. Когда на улице слякоть и холод, жена больна и нервничает, дети не слушаются, начальник ругает, сосед нарушает покой, до зарплаты две недели, а денег на пять дней – а ты всё равно идёшь по улице с улыбкой на лице.
Вот и это есть настоящее счастье, так как никто и ничто не отнимет твоё радостное состояние, ибо оно не исходит от положительных источников: вещей и событий. У тебя есть вера в Аллаха, любовь к Нему, а это такие величественные источники счастья, которые никто отнять не сможет.
Так воспринимать мир может только истинно верующий в Аллаха человек, ибо он уверен, что всё в этом мире исходит от Всевышнего. Если мы считаем себя истинными мусульманами, нашей задачей является хранить радость в душе.
И не имеет ничего общего с верой во Всевышнего старания иудеев, постящихся или читающих молитвы вслух с унылым выражением лица. Они считают, что Богу нужны их страдания, горе и бедствия, чтобы заслужить Милость Создателя, проявляя терпение. По логике еврея, чем горестнее его лицо, тем лучше для него, ибо он так показывает своё терпение.
Ислам – религия оптимизма и счастья, ибо Аллах даёт нам радости души и тела в этом мире и на том свете. Задача мусульман – радоваться всему, что даёт Творец. Наша задача выражается в аятах 28 и 29 суры «Ар-Ра-ад»:
الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
(смысл): «И наставляет Он на истинный путь тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются при поминании Аллаха. О да! Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца верующих. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния – им благая жизнь [счастье и радость] и прекрасное пристанище [Рай]».
Наверное, все согласятся с тем, что счастье невозможно без спокойствия сердца и души, когда достигается гармония бытия. Спокойствие приходит потому, что человек считает, что у него есть всё, он доволен своим здоровьем, семьёй, работой, обществом. И наоборот, именно тревога, страх за будущее делают людей несчастными и страдающими.
Причём спокойствие, довольство всем, данным Аллахом, «шэкрэнэ иту», как говорят тюрки Волго-Уральского региона, исповедующие Ислам, согласно этому аяту, даёт нам великий шанс получить вечное счастье рая. Это потому, что Аллах представляет мусульманам «… прекрасное пристанище».
Здесь же мы усматриваем методику достижения счастья посредством успокоения души и достижения гармонии. Она заключается в поминании Аллаха посредством зикра или иных средств служения Всевышнему. Не секрет, что повторение имён Аллаха и специальных цитат успокаивает нервы и помогает достижению душевного равновесия.
Следующие хадисы Пророка Мухаммада конкретизируют задачу достижения радости и счастья.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Когда многобожники притесняли Пророка ﷺ и других мусульман, верующие обратились к нему с просьбой: "О Посланник Аллаха, помолись Аллаху против многобожников". На это он ответил: "Я был послан не для того, чтобы насылать проклятия, я был послан как милость"» (Муслим, 2599).
«Иногда я шучу, однако никогда не говорю ничего, кроме истины».
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Спросили Посланника Аллаха ﷺ: "Ты шутишь с нами (сподвижниками)?!», на что Он ответил: "Да, однако я не говорю ничего, кроме правды"». (Тирмизи, Имам Ахмад)
Ключевыми здесь выступают такие понятия, как МИЛОСТЬ И ШУТКА. Ибо без этих эмоций нет оснований говорить о счастье. Только радость в душе позволяет нам быть благодарными Аллаху и всем его творениям.
А радость даёт нам возможность шутить, которая, к тому же, выражает наличие свободной энергии. А она даёт нам возможность творить и жить полноценной жизнью во имя Аллаха. Пусть Он даст нам Своё благословление на пути служения Ему!
Марат Якупов