Добро и зло не могут быть равны

27 Август 2010
4922

Ислам - религия мира и благоденствия.

Ислам - это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Всевышний в ниспосланном Им Священном Коране призывает верующих развивать в себе самые светлые качества души, что были дарованы Богом каждому от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение.

По своей сути, религия не является системой, которая может быть принята или навязана силой. Вера - это вопрос только совести и сердца. Никакое насилие не может повлиять на них. Человек может уверовать, только если пожелает этого сам, и если его сердце способно верить. Именно в этом смысле в религии нет принуждения.

Аллах повелевает мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь. Нравственные принципы Ислама не могут быть источником какой-либо формы насилия, ибо Создатель ниспослал вероучение Ислама, призывая людей стать на путь истины, мира и справедливости. Основы морали Ислама - это милосердие, щедрость, благонамеренность и уважение к людям, прощение и мир. В Коране Аллах повелевает мусульманам относиться ко всем людям с добром и справедливостью. Мусульмане ответственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

В Священном Коране есть аят: «Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же (зло) добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом» (сура «Фуссилат», аят 34).

Кровопролитие, убийства невинных людей, разжигание войн и конфликтов - величайший грех, проклинаемый Всевышним. Величайшая ценность человеческой жизни и уважение к инакомыслию, упомянутые в Священном Коране, почитались на протяжении всей истории существования Ислама. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) всеми силами оберегал жизни невинных мирных людей, он никогда не начинал войны, только в случае необходимости защиты своего народа от агрессии и нападений. Если же оборонительная война была неизбежна, то войскам направлялся строжайший приказ не наносить ни малейшего вреда мирным жителям и невинным людям, ни в коем случае не разграблять их жилища, не рубить деревья, чтить святые места, христианские храмы и иудейские синагоги. Принципы справедливости и веротерпимости были примером для всего человечества на протяжении всей истории Ислама. Христиане и евреи, изгнанные во времена мрачного средневековья из Европы находили теплый приём и почитание на землях Ислама. Ислам - религия мира и благоденствия, обязанность каждого мусульманина относиться ко всем людям с добром и справедливостью, бороться со злом и несправедливостью.

Последователи двух вероисповеданий в одном храме.

Оглядываясь на прошлое, мы ясно видим, что среди мусуль¬ман всегда жили иудеи и христиане. У них были свои школы, они сохраняли все свои культурные и религиозные особенности. В Османском Халифате в колоссальном географическом ареале проживали люди и общины различных вероисповеданий, более всего было иудеев и христиан. Ислам никогда не признавал каких-либо форм принуждения иноверцев к принятию своей веры, с особым усердием оберегались церкви и синагоги. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к иноверцам. В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн и варварства. В те времена это было нормальным явлением для западного мира. Мусульмане же, как повелевалось им в Коране, всегда были веротерпимы и милосердны по отношению к людям Писания. Подтверждением тому можно было привести церковь святого Иоанна в Сирии. Мусульмане, завоевавшие этот регион, не имели ещё мечетей и начали совершать пятничный намаз в этой церкви, причём церковь продолжала считаться христианской. Христиане же совершали свои верослужения в ней по воскресным дням. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии для служения Богу использовали один и тот же храм.

Мир и веротерпимость мусульман к представителям других конфессий длилась на протяжении всей истории Ислама. Всевышний повелевал уверовавшим относиться с добром к людям писания, т.е. иудеям и христианам. (сура «Аль-Анкабут», 46).

Высочайшая культура, чувство красоты и гармонии, глубокий ум и мудрость, которую даровал верующим Аллах, озаряли собой всё человечество. Мусульмане несли веротерпимость, справедливость, науку и просвещение, эстетику, чистоту жизни и процветание. Европа была окутана во мрак религиозного фанатизма и варварства, в то время как Исламский мир был без преувеличения самой высокоразвитой и процветающей цивилизацией мира. Ислам - это свет, озаряющий людям благородный путь истины и красоты.

Сегодняшние реалии.

Если коснуться сегодняшних реалий, то мы видим очень много попыток дестабилизировать обстановку в России и особенно на Северном Кавказе. Теракты, провокации, пропаганда антикавказских настроений, обилие негативной информации об Исламе и мусульманах в СМИ, когда Ислам преподносится как первопричина терроризма. Вдобавок ко всему экономическая нестабильность, социальная и нравственная деградация, демографический кризис, ухудшение качества образования и многое другое. Настораживает не совсем понятная внешняя политика по отношению к России, некоторых государств, которым США оказывает большую финансовую поддержку.

Чтобы преодолеть и не допустить расширения этой негативной тенденции, правительство страны должно обратить особое внимание на эти и другие проблемы, угрожающие стабильности и безопасности страны. Нужны совместные усилия государственных структур и религиозных и общественных объединений в этом деле. В современную эпоху является особо важным проведение политики, направленную на укрепление межнационального и межрелигиозного диалога и формирование единой российской нации, становление единого и сплочённого народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные ценности.

Развитие отношений России с исламским миром остаётся одним из главных приоритетов российской внешней политики. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "И в наших внутренних делах, и на международной арене мы уделяем приоритетное влияние мусульманскому фактору", - сказал министр. Лавров напомнил слова Владимира Путина, который отмечал огромную позитивную роль последователей Ислама в развитии России. "В рамках многовекторной внешней политики России мы тесно взаимодействуем с исламским миром, и в наших двусторонних отношениях нет ни идеологических, ни политических противоречий", - сказал Лавров, отметив, что свидетельством этому служат визиты Владимира Путина в Иорданию, ОАЭ, Катар, Индонезию. Мы заинтересованы в дальнейшем укреплении торгово-экономических связей и расширении сотрудничества с этими странами. Глава МИД РФ отметил также, что Россия и страны исламского мира являются партнерами по антитеррористической коалиции.

Нужно отметить значительную роль России в решении на международной арене вопросов, касающихся мусульманского мира.

Исламский фактор в России.

Если коснуться внутренних российских вопросов, связанных с исламским фактором, то нельзя принижать роль духовенства в достижении в обществе стабильности и прочного этноконфессионального мира. И мы сегодня видим, что увеличивается всеобщий интерес к религии и растёт авторитет мусульманского духовенства. И это, несомненно, должно благотворно повлиять на межконфессиональный диалог и укрепление добрососедских отношений в духе веротерпимости. Поскольку Ислам, как и все мировые религии, уделяет терпимости очень большое значение и призывает к этому.

Нужно отметить усилия традиционного исламского духовенства, уделить больше внимания и подержать его в этой нелёгкой работе на благо и процветание нашего общества. Авторитет и праведное слово алимов твёрдо противостоят попыткам навязать народам Кавказа чуждые экстремистские идеи, идеи, замешанные на попытках извратить Ислам, использовать его в корыстных, агрессивных целях, в целях наживы. Дагестанские учёные-богословы были и остаются фундаментом стабильности и конструктивного межэтнического, межнационального диалога.

Мусульманское духовенство, мечети, религиозные учебные заведения в комплексе с другими составляющими являются фактором, укрепляющим наше общество и источниками распространения духовности и нравственности. Они призваны объединять людей независимо от их национальной, социальной и классовой принадлежности. Муфтии, возглавляющие Духовные управления, и все имамы мечетей в своих проповедях без устали призывают людей жить честно и стремиться к достижению мира, соблюдать закон и жить в гармонии, быть достойнейшими последователями человечества и следовать моральным и нравственным нормам, к которым призывает Коран и благородный путь Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Их работа призвана нести людям добро, мир и научить людей жить правильно, быть высоконравственными, не причинять другим того, что не желаешь себе. Если у всех простых людей 8-9часовой рабочий день, то у духовных лиц и имамов мечетей 17-18часовой рабочий день. Вся их жизнь посвящена распространению добра, мира и работе на благо обществу. Это люди, у которых есть вера в Бога и любовь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и ко всем людям. И они чувствуют на себе ответственность перед Богом за свою работу.

Терроризм это не есть Ислам.

Ислам - это религия, обращённая на все времена, религия современная, просвещённая и прогрессивная. Истинный мусульманин, прежде всего, активно участвует в жизни своей страны, уважителен и полон душевной щедрости по отношению к окружающим его людям, высокообразован, честен и добродетелен.

Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несёт людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать себе, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живёт, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным.

Из всего вышесказанного следует, что Ислам учит миру, уважению и справедливости. Варварство, которое сейчас в мире называют "исламским терроризмом", не имеет никакого отношения к Исламу. Это дело рук изуверов, нелюдей, которые прикрываются именем Ислама, оскверняя Божественные заповеди. Ислам, нравственные законы, которые предписывает людям Коран, не могут призывать верующих к террору и насилию, а, напротив, повелевают оберегать и защищать человечество от этого зла.

Нет принуждения в религии.

В многоконфессиональной России немаловажным фактором сохранения взаимопонимания и веротерпимости является взаимодействие конфессий. В нашей стране Русская Православная церковь не просто сосуществует с Исламом вместе тысячу лет, эти религии находятся в контакте друг с другом. Это уникальный пример взаимодействия между конфессиями, который мы имеем в России и ничего необычного в этом нет.

Если рассмотреть веротерпимость на примере Ислама, то мусульмане всегда были её образцом, и по-другому быть не может, поскольку Коран и Сунна Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) призывают именно к этому. Исламский Шариат - первая в мире правовая система, которая провозгласила, претворила в жизнь и обеспечила защиту свободы вероисповедания. Нет принуждения в религии. Всякий имеет право на свободный выбор веры и на отправление предписываемых ею религиозных обрядов. Чтобы оградить эту свободу от возможных посягательств, предъявляются два основных требования: общество обязано уважать право любого человека верить в то, что он считает правильным, и свободно следовать своей вере, не принуждая к принятию Ислама. Беседы и дискуссии должны вестись доброжелательно и с уважением. Между тем бытует ошибочное мнение, что в мусульманских регионах иноверцев принуждают принять эту веру, что полностью противоречит Исламу. За последние 14 веков многие религии сосуществовали мирно с мусульманами. По всему Ближнему Востоку, Азии и Африке немусульманские народы пользовались и по сей день пользуются всеми благами свободы. Никто не трогал и не трогает их церкви и синагоги, монастыри и скиты, и, будь свобода вероисповедания противна природе Ислама, все эти религиозные меньшинства были бы просто-напросто сметены с лица земли за прошедшие 14 столетий. Как известно, все религии дают ориентиры на взаимопонимание с народами иных вероисповеданий, а Священный Коран прямо призывает сотрудничать в добре и благочестии и не помогать во зле и вражде. В Коране есть аят: «И говорите: мы уверовали в то, что ниспослано нам и в то, что ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы только одному Ему предаёмся» (сура «аль-Анкабут», аят 46) .

В Священном Коране говорится: (смысл) «Скажите, уверовавшие, что уверовали в Аллаха, в Коран, который ниспослан вам, верите в Ибрахима, Исмаила, Исхака, в то, что ниспослано Якубу и его детям и Таврат (Тора), ниспосланный Мусе, в Евангелие, ниспосланное Исе, и все книги, ниспосланные другим пророкам от Всевышнего и все аяты. Мы не делаем различия между этими пророками (уверовав в одних и отвергая других) и повинуемся Аллаху» [1]. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) являл собой образец веротерпимости и милосердия, он всегда прощал даже тех, кто хотел убить его. Сам же он и его ранние единоверцы были нещадно преследуемы и гонимы язычниками Мекки; он же даже не носил оружия до тех пор, пока самого Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), его семью и многих других правоверных не изгнали из родных мест. Лишь тогда возникла необходимость бросить вызов неправедным политическим образованиям, несправедливым общественно-экономическим системам, мощным, укоренившимся традициям, которые сеяли зло и разложение среди огромных масс людей. Византийской и Персидской империям - двум мировым сверхдержавам той эпохи, уже пришедшим в упадок - была протянута рука мира. В каждую из них Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) послал гонца, чтобы призвать их правителей разрешить свободу вероисповедания. Один такой посланник был убит, второй вернулся, ничего не добившись. Впоследствии именно византийцы и персы напали первыми на мусульман и развязали войны против Ислама.

Имеются много хадисов и достоверных исторических эпизодов, которые свидетельствуют об мирном отношении мусульман к немусульманам. Изречение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) гласит: «Относитесь к защищённым (немусульманам) хорошо, и они должны от вас получать защиту и милосердие».

Сподвижник Пророка Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) завещал: «К защищённым относитесь хорошо и выполняйте взятое на себя обязательство по договору перед ними, и воюйте с теми, кто притесняет их, и не требуйте от них большего, чего они могут дать».

По исламскому праву личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите. Во времена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мединские евреи имели свою синагогу, в договоре с христианами Йемена Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) дал гарантию безопасности личности и имущества жителей, и оставил право назначения епископов и священников за самой христианской общиной.

В 1187 году, когда Салахуддин Айюби и его войско вошли, как победители в Иерусалим, он на своём примере показал, каким должен быть настоящий мусульманин. Как и повелевается в Коране, он не стал ни к кому применять насилие, не стал мстить за невинно убиенных единоверцев, истреблённых в городе крестоносцами, начиная с 1099 года. Ни один христианин не был казнён, ни один не был притеснён. Салахуддин, как и обещал православным христианам, не стал вершить расправу, казни и убийства, жители города жили в полном мире и согласии. Он установил в городе высокие принципы исламской справедливости.

Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в имамате Шамиля. Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом. В столице имамата жили русские, поляки, грузины и другие, и все они жили наравне с горцами и при своей вере [2].

Не желай другому того, что не желаешь себе.

Противоправными и недопустимыми являются любые оскорбления чувств верующих. В этих крайне чувствительных вопросах нужно быть предельно внимательными, надо уметь заранее прогнозировать, к каким тяжёлым последствиям могут привести даже непродуманные слова. Мусульмане во всех делах, особенно в общении с людьми, всегда возвращаются к основам Ислама, которые основаны на добре и принципе: не желай другому того, что не желаешь себе. Мусульманам России всегда были присущи такие качества, как добрососедство, веротерпимость, миролюбие и забота о ближнем. Последователи истинного Ислама в немалой степени способствовали упрочению в нашей стране гражданского мира, согласия и межрелигиозного сотрудничества. Это особенно важно сегодня, когда перед и обществом стоят серьезные задачи по противодействию любым проявлениям национального и религиозного экстремизма. Терроризм - самый опасный фактор, призванный разрушить мир и спокойствие страны, угрожающий национальной безопасности и который порождает межэтническую и межконфессиональную рознь. Идеологи ваххабизма несут страшное зло, прикрываясь всевозможными религиозными и другими лозунгами с оружием в руках, чтобы дискредитировать своей деятельностью мировую и основанную на гуманистических идеалах религию Ислам. Но им не удастся сделать это, потому что Ислам не имеет ничего общего с терроризмом, Ислам проклинает террор. Пора уже понять, что терроризм не имеет ни религиозной, ни национальной принадлежности.

[1]. www.islamdag.ru www.as-salam.ru

[2]. Султанмагомедов С.Н. «Веротерпимость ислама в многоконфессиональном обществе: история вопроса».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.