В европейских СМИ в 2012-2014 годы активно обсуждалась информация о том, что политика мультикультурализма, активно проводимая Германией и другими странами, практически провалилась. Об этом неоднократно говорила канцлер Германии А. Меркель, приложившая много усилий для утверждения этой политики. Она была вынуждена признать, что государственная деятельность по сближению разных социокультурных сообществ не принесла ожидаемых положительных результатов.
Мультикультурализм представляет собой теорию и практику параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Данная концепция была выдвинута в Канаде в конце 1960-х годов и через два десятилетия получила широкое распространение в Европе.
Произошёл переход от политики европоцентризма, предполагавшей идею несомненного приоритета социокультурных норм и ценностей европейцев над всеми иными. Европейские государства вынуждены были отказаться от ассимиляционной модели интеграции иммигрантов в культуру Старого Света.
Дело в том, что после Второй мировой войны произошла массовая миграция из стран Азии и Африки, когда странам, воевавшим против нацизма, были представлены определённые льготы. Тысячи представителей Магриба, мусульмане не проявляли готовности ассимилироваться. Выходцы из Алжира, Индии, Индонезии и других стран объединялись в свои этнорелигиозные сообщества.
Это помогало мигрантам не только выживать в новых для них условиях, но и активно отстаивать свои права. При этом особое внимание уделялось проблеме сохранения культуры, традиций и обычаев, практиковавшихся на их Родине.
Сама по себе идея формирования мультикультурного пространства в Европе не так плоха. Ведь взаимопроникновение культурных ценностей разных народов – процесс прогрессивный и конструктивный. Именно встречи, контакты разных, иногда противоположных, идеологий приводили к созданию высших социокультурных явлений.
Примером выступает Ислам, который распространился на целые континенты. При этом произошло удивительное обогащение мусульманской культуры, ибо арабы смогли воспринимать прогрессивно-конструктивные черты народов, ранее исповедавших языческие культы. Именно интеграционный потенциал Ислама стал источником зарождения и развития великой культуры мусульман.
Тем более что божественный Коран содержит ряд аятов, призывающих народы жить во взаимопонимании и согласии. Приведём два аята суры «Аль-Худжурат»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِنْ قَوْمٍ عَسَىٰ أَنْ يَكُونُوا خَيْرًا مِنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِنْ نِسَاءٍ عَسَىٰ أَنْ يَكُنَّ خَيْرًا مِنْهُنَّ
(смысл): «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими людьми, ведь может быть, что те, над которыми издеваются, пред Аллахом лучше них [издевающихся]. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те, над которыми издеваются, лучше них [издевающихся]» (сура «Аль-Худжурат», аят 11).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины Адама и (одной) женщины Хаввы и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом – самый остерегающийся грехов и наказания Аллаха]. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом» (сура «Аль-Худжурат»: 13).
Трудно объяснить словами эти высоконравственные призывы к мусульманам и народам мира. Аяты содержат основополагающую доктрину Ислама, которая смогла объединить народы и племена, находящиеся на совершенно разных уровнях развития.
Поэтому мы имеем основания говорить о единой культуре мусульман, объединяющей в уникальное соцветье разные этносы и традиции. Так почему же современная Европа не стала свидетелем формирования такого же единого пространства, где европейские нормы и ценности сочетались бы с мусульманскими?
Одним из вариантов ответа выступают слова бывшего Президента Франции Н. Саркози. В телеинтервью он сказал, что если человек приезжает во Францию, он должен стать частью французской нации, а если не собирается этого делать, то желанным гостем в стране он не станет.
Как подчеркнул президент, Франция не будет менять свой образ жизни, не станет пересматривать концепцию равенства мужчин и женщин и не смирится с тем, что кто-то может запретить девочкам ходить в школу. Кроме того, французы, по словам президента, не хотят, чтобы люди в платках и тюрбанах молились на улице у всех на виду.
Вывод один – слова Саркози отражают суть политики европоцентризма, которая в XIX-XX веках служила основой отношения ко всем неевропейским народам как к неполноценным и отсталым. То есть, как было и раньше, мигранты должны стать французами. Так о каком мультикультурализме может идти речь, если приезжие обязаны воспринять европейские нормы, а свои забыть?
Мировоззрение атеиста проявляется в агрессивном отношении бывшего президента Франции к исполнению религиозных ритуалов мусульманами. Речь идёт о высшей форме самовыражения личности – религиозной, когда человек обращается к Всевышнему во время молитвы.
Однако европейцы, воспитанные в атмосфере атеизма, просто не могут понять сущность обращения к Всевышнему, поэтому вера в Бога и атеизм европейцев выступают непреодолимыми препятствиями между мигрантами и коренным населением Европы. Ибо среди главных теоретических основ Евросоюза нет понятий «вера в Бога», «религия», «душа» и так далее.
Приведём главные принципы развития народов Евросоюза, которые могут не совпасть с мировоззрением верующего человека:
«Приоритет прав человека, суверенитета личности над государственным суверенитетом, либеральный индивидуализм»;
- это означает попытку главенства клетки над всем организмом: личность диктует свою волю всему обществу. То есть человеку нравится заниматься сексом без последствий –
дайте свободу гомосексуализму и лесбиянству! Так как «права человека приоритетны», требование выполнено.
Европеец полностью забыл, что он сотворён Всевышним и по сути является Его рабом, выполняющим нормы и заповеди Бога. Однако стремление жить только ради удовольствий тела заставляет игнорировать волю Всевышнего.
«Правовое демократическое устройство государства и общества, включающее особое внимание к соблюдению прав меньшинств, их поддержка»;
- на практике этот принцип означает первоочередную защиту прав вышеозначенных меньшинств. На Украине русских убивают, сжигают, уничтожают их дома – это нормально, ибо русские – это не европейцы.
«Светскость общества и культуры, во многом основанная, однако, на христианском наследии»;
- «первоапрельская шутка» еврочиновников. О каком христианском наследии речь, если на государственном уровне в католической Франции разрешены браки между мужчинами или женщинами как самое бессовестное игнорирование Библии и учения Иисуса. Светскость означает крайне агрессивный атеизм, например, в Англии дошли до запрета ношения нательных крестов как «не соответствующих гигиене».
В итоге происходит процесс трансформации европейского монотеизма в форму язычества, обслуживающего самые низменные желания мужчин, женщин и детей. Вместо уважительного отношения к родителям, согласно божественной заповеди, дети начинают судиться с родителями (например, из-за того, что им не дали всласть наесться мороженым).
Так кто же должен воспринимать социокультурные ценности? Мигранты, приезжающие в Европу и соблюдающие многовековые нравственные традиции и нормы, стремящиеся обеспечить воспроизводство здорового душой и телом потомства? Или европейцы, единственной целью которых является сиюминутная иллюзорная жизнь во имя получения радостей тела и духа (денег, секса и власти)?
Причём не надо смешивать массу мигрантов-мусульман, людей законопослушных, заботящихся о соблюдении душевной и телесной чистоты, с теми отщепенцами, которые позорят Ислам. К сожалению, человеческая психология такова, что ей намного легче последовать по пути деградации и возвращения в состояние первобытной дикости и безнравственности.
Ничтожная часть мусульманской молодёжи, соблазнённая «прелестями западной культуры» в виде полуобнажённых женщин и мужчин, последовала по пути душевного краха. Тем более что европейское общество не стремится обеспечивать их образованием и достойной работой, ограничиваясь пособиями, которые и губят молодые души.
Вопрос непростой и неоднозначный – кто виноват в провале мультикультурализма?
Однако автор уверен в одном: европейскую культуру в сегодняшнем виде нельзя воспринимать никому. Евросоюз – это сообщество бесперспективное, которое характеризуется словами Посланника Аллаха Исы: «Пусть мёртвые хоронят мёртвых!».
Внешнее благополучие, богатство и сияние ночных магазинов скрывает бездушие миллионов европейцев, у которых нет стимула рожать и воспитывать детей. Ибо у атеистов нет истинного понимания бытия, знания о предстоящей ответственности за свои поступки в мире этом.
Мусульмане, несмотря на современные проблемы, живут будущим, стремлением сохранить бессмертную душу перед Аллахом. Для них приоритетами выступают Всевышний, душа, семья и умма, а работа и материальное благополучие – на втором месте.
Поэтому, если правоверные отказываются жить по нормам европейского общества, чтобы сохранить себя, то они более правы, чем организаторы политики мультикультурализма.
Марат Якупов