Почему мы не стремимся к благотворительности

27 Декабрь 2017
4123

По свидетельству историков, на одном из перстней Петра Великого было написано «Учись и учи», что удивительно похоже на один из самых важных принципов Ислама – «Учиться!».

Обучение – процесс сложный, нелёгкий и неоднозначный. Оно прежде всего требует постоянного развития и совершенствования сознания и души личности. При этом могут произойти весьма неприятные открытия, ведущие к истине. Например, сегодня автор вынужден был скорректировать свою оценку россиян в сфере благотворительности.

До этого дня автор положительно оценивал стремление наших соотечественников к совершению добрых поступков, связанных с жертвенностью. Однако информация канала «РОССИЯ 24» привела к печальному выводу об ошибочности его взглядов на благотворительность россиян.

Согласно социальным опросам оказалось, что лишь 20% из нас занимаются благотворительностью в каких-либо формах. При этом жители Индонезии намного щедрее: более 65% опрошенных сказали, что участвуют в оказании помощи нуждающимся.

Вот тогда автору стало понятно совершенно необъяснимое для мусульман явление: подавляющее большинство приходящих на джума-намаз спокойно проходят мимо ящика для садака. Это при том, что имам мечети напоминает собравшимся на намаз о том, что тёплая и уютная мечеть требует затрат на отопление, на другие коммунальные услуги. К великому сожалению, наши души черствы, у нас пока нет ясного понимания того, что благотворительность – это величайшая Милость Аллаха.

А ведь всё гениально просто – согласно божественным законам земного бытия любое действие вызывает соответствующее последствие. Добрые наши поступки рано или поздно, но обязательно приведут к вознаграждению Аллахом и людьми. Соответственно, наше зло вернётся к нам и нашим детям болезнями, страданиями, болью и ранней смертью.

К сожалению, эту до наивности простую истину сотни миллионов людей не понимают и не спешат делать добрые дела, пока есть такая возможность. Одна из причин – это наш природный нафс, абсолютизация эгоизма, когда нашей душой и сознанием управляют животные стремления.

Их нельзя уничтожить какими-либо духовными упражнениями: аскетизм монахов вряд принёс им высшую Милость Всевышнего, ибо человек сотворён для развития, движения к Творцу, а не самоизоляции.

Как мы указывали в предыдущих статьях, одной из самых важных целей Ислама как последней монотеистической религии народов мира является трансформация человеком своего животного эго в божественную Любовь. Пять столпов мусульманства, все каноны и догмы служат именно этой цели – довольству Аллаха.

Одним из самых важных средств приближения к Всевышнему, по нашему мнению, является благотворительность, жертвенность. Улемы наверняка согласятся со следующим тезисом: без постоянной готовности помогать нуждающимся, отдавать часть своего заработка мечети, жертвовать в пользу больных человек не может претендовать на высокое звание истинного мусульманина.

Безупречное знание Корана, выполнение требований адаба – это великая милость Аллаха, которая даётся не каждому. Однако если человек проходит мимо ящика для садака в мечети, отворачивая взор (имея возможность помочь), то вряд ли такой человек угоден Аллаху, ибо в аяте 254 суры «Аль-Бакара» Он говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لَا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خُلَّةٌ وَلَا

(смысл): «О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили [выплачивайте закят и давайте дополнительную милостыню], прежде чем придёт день [День Суда], когда (уже) не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества (если Аллах не разрешит)».

Расходоватьзначит использовать в интересах других людей, мечети и уммы. Антоним понятия «расходовать» – беречь, сдерживать, не отдавать другим. Это ярчайшая черта животных, лишённых божественной части души.

Да, животные способны любить, быть преданными хозяину, выражать чувства. Однако попробуйте подойти к псу, когда он, даже будучи сытым, грызёт кость. Думаю, любой человек может предсказать последствия попытки испытать чувство жертвенности у пса. Так вот, если человек также не способен отдавать, подчиняясь природному эго, то ему долго ещё идти по пути саморазвития.

Величайшим предупреждением таким людям служат 9-11 аяты суры «Аль-Мунафикун»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ وَلَنْ يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاءَ أَجَلُهَا ۚ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

(смысл): «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, в День Суда окажутся потерпевшими убыток. И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершал благие деяния и вошёл бы в число праведников". Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придёт время её смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете». (сура «Аль-Мунафикун»: 9-11)

Вот она – великая истина Всевышнего, объясняющая источник чёрствости нашей души. Личности пока недоступна мысль о том, что каждый её шаг, каждое мгновение известно Творцу. Зря человек делает вид, что не замечает ящик для садака: Аллах видит, что ему жаль 50 или 100 рублей.

Это не даёт повода автору или кому-либо осуждать этих людей, так как этим правом обладает только Всевышний. Может, у них имеются иные прекрасные качества, способствующие служению Творцу. Люди разные, однако все они – творения Аллаха и рано или поздно придут к Аллаху.

Благотворительность – реальное средство приближения к Нему, ибо Аллах говорит нам: «И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас …», что означает не уподобляться собаке, которая зарывает кость и забывает о ней. Поэтому девятый аят призывает нас к милостыне, чтобы материальные богатства земной жизни своей иллюзорной красотой не затмили для наших душ великий Нур Всевышнего.

Следующий аят объясняет нашу «забывчивость» по поводу благотворительности. Всё дело в неспособности предвидеть своё будущее: мимолётная жизнь обязательно завершается смертью нашего тела и ответом души перед Творцом.

И вот тогда и начинается трагическая сцена, описанная в десятом аяте, когда душа просит дать ей отсрочку. На этот раз не для того, чтобы оформить ипотеку для большой квартиры или кредит для большой машины: в момент встречи с Аллахом душа понимает всю бесполезность земных благ. Отсрочка нужна для того, чтобы срочно выплачивать закят, заняться благотворительностью.

Однако божественные законы так устроили земную реальность, что обратного движения времени нет, прошедшее – прошло, и остаётся только отвечать за него. Поэтому автор напоминает себе и всем другим, читающим эти строки: пока мы живы, надо спешить заниматься благотворительностью. Это не просто помощь мечети или больному ребенку. Этим мы выражаем благодарность Аллаху за то, что Он нас создал, дал жизнь и способность творить добрые дела.

Пророк Мухаммад сказал:

اتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ، وَلَوْ بِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ

«Остерегайтесь (защитите себя от) Огня хотя бы половинкой финика, хотя бы добрым словом». (Бухари)

Посланник донёс до нас великую истину: дело не в количестве нулей в садака или веса подаренного, а в том, что благодарность мы совершаем с именем Аллаха на душе и устах. И это самое главное – постоянно помнить нашего Создателя! Дай Всевышний нам всем помощи в этом святом деле!

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.