Алексей Гришин: «Все мы в одной лодке»

1 Октябрь 2010
950

Исламский фактор в России.

Алексей Гришин: «Все мы в одной лодке»

Предлагаем вашему вниманию интервью с главным советником Департамента по гуманитарной политике и общественным связям Администрации Президента РФ Алексеем Гришиным.

– Алексей Алексеевич, известно, что в Дагестане создан Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. Скажите, пожалуйста, какие цели и задачи ставились перед этим центром и как Вы оцениваете его работу?

– В первую очередь, ставилась задача подготовки классных, добротных специалистов в Российской Федерации в области Ислама. Будь то работники духовных управлений или мечетей, работники других мест - тех, куда их направят, а также работ в образовательной сфере. Инициативе духовных управлений в этом плане государство оказало поддержку. Государство выступило партнёром по поддержке этого проекта, потому что это задача государственного масштаба. Оказалось, что после распада СССР в России нет исламских учебных заведений. Мы увидели, что представители других религий находятся в более выигрышной позиции, так как у них уже была соответствующая база. По этой причине большое количество молодых мусульман для учёбы выехало за границу. Некоторые попали в экстремистские центры, другие отучились во всемирно известных учебных центрах.

В данном случае интересы духовных управлений совпали с государственными. И мы оказываем всяческую поддержку: методическую, финансовую, моральную и т.д. Было сформировано семь исламских учебных центров. Сейчас Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки является одним из передовых в своей области.

– Выпускников после окончания негосударственного образовательного учреждения не берут на работу в школы. В связи с этим, какую справку Вы могли бы дать и как быть в такой ситуации?

– Министерством образования РФ государственные дипломы выдаются вузам, которые имеют соответствующие лицензии. Исламские вузы и медресе стали образовываться без связи с государством, т.е. религиозные организации создают учебные заведения и выполняют ту программу, которая утверждена духовным управлением, зарегистрировавшим данное учебное заведение. В этом случае выдача диплома государственного образца невозможна в связи с тем, что государство не имеет возможности проконтролировать дисциплины, преподаваемые в них. В 2005 году по распоряжению Президента РФ была начата разработка программы по исламской теологии и в мае 2008 года она была утверждена. Теперь вузы, обеспечивающие выполнение программы по исламской теологии, могут выдавать дипломы государственного образца.

– Может ли директор школы принять на работу человека с дипломом негосударственного образовательного учреждения?

– Да, директор, имеет такое право.

– Вы как-то говорили, что исламские СМИ недостаточно развиты. Как их поддержать, и что для этого нужно сделать?

– Надо отметить, что не только исламское, но вообще ни одно религиозное СМИ государством не поддерживается и не финансируется. Есть конституционное отделение Церкви от государства. Но есть фонд поддержки исламского образования, науки, культуры, который очень близок к государству. Деньги, которые там собираются, спонсорские, не бюджетные, не государственные. Поэтому мы не можем говорить о прямой поддержке государством каких-либо религиозных организаций. Фонд аккумулирует спонсорскую помощь и выдаёт по назначению. К СМИ предъявляются общепринятые требования, они должны быть интересными, должны отражать точку зрения издателя, выполнять какую-то функцию. Чаще всего духовные управления издают газеты ради того, чтобы была газета. Газета в том виде, в котором нужна – это, как говорили в советские времена, пропагандист и агитатор. Газета должна давать читателю ответы на животрепещущие вопросы, донести информацию, обучать. Мы готовы поддерживать «зубастые», «боевые» издания. К нам многие обращаются за помощью, но мы отбираем не всех. Примерно одна треть отбирается. Мы смотрим на тираж издания, на каких языках издаётся, где распространяется. Мы призываем делать качественные СМИ. Так как мы живём в век электроники, требуются сайты. А качественных практически нет. К сожалению, мы в своей работе для вовлечения той же молодёжи не используем методы, которые используют экстремистские сайты.

– У Вас есть представление о дагестанских журналах, газетах?

–Да, у меня есть такое представление, но я не хотел бы никого обидеть, потому что могу кого-то упустить. Вместе с тем, журнал «Ислам», на мой взгляд, один из качественных журналов. Вот такой направленности, пусть и реже, но профессиональней, издаются. Также могут и газеты выходить. Издающиеся в некоторых регионах газеты, в восемь полос с периодичностью раз в месяц, газетой назвать трудно. Это, скорее, информационный бюллетень о деятельности муфтия.

– Алексей Алексеевич, наши ребята и девушки часто получают замечания за свой внешний вид, ношение платка в частности, от государственных чиновников, преподавателей вузов. Они обязывают снимать хиджаб. Правомочны ли их действия?

– Я могу сказать, что есть ряд фирм, у которых есть определённый дресс-код и все сотрудники должны носить униформу. Если в уставе того или иного учреждения есть ограничения по дресс-коду, то действия государственных, негосударственных чиновников или служащих этой организации правомерны, потому что есть устав, правила внешнего вида. Но если такого нет, то другие ограничения – это просто самодеятельность.

–А как же свобода вероисповедания если мусульманская женщина обязана носить платок?

–Свобода вероисповедания не говорит о возможности отправления религиозных обрядов и функций там, где это может вызвать негативные чувства у представителей иных религий. Это называется открытой демонстрацией религиозной принадлежности.

–Но, какая же это тогда свобода?

–Это вопрос, который, безусловно, требует дополнительного рассмотрения. Нужно обсуждать проблему, принимать компромиссное решение, а не загонять проблему в угол. На то мы и граждане, чтобы свободно обсуждать тему, принимать какие-то решения.

– На Ваш взгляд, в борьбе за умы детей какую роль могло бы сыграть введение уроков по основам религии?

– Эксперимент идёт, он достаточно успешен и предполагается, что этот предмет с 2012 года будет введён повсеместно. Бояться этого предмета не нужно, но вначале надо попробовать в 4-5 классах и дать знания в рамках исторической науки.

– В Дагестане произошли громкие убийства религиозных деятелей, заместителей муфтия и имамов. Когда мы в очередной раз кого-то хороним, то смотрим друг на друга и думаем, кто же следующий. В этом плане Вы проводите какую-то работу? Осуществляется поддержка семей погибших общественных деятелей?

–Я хочу сказать, что работа идёт в нескольких направлениях. Конечно, печально, что люди от нас уходят. И это невосполнимые потери. Наш долг помнить о них. Помнить, за что они отдали свои жизни. Что касается увековечивания их памяти, то люди, которые погибли и заслуживают этого, награждаются государственными наградами. К сожалению, посмертно. Я хочу сказать, что Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования регулярно оказывает материальную помощь. Но мы исходим из принципа, что не надо трубить и кричать об этой помощи. Но я могу сказать вам, что в прошлом году мы оказали помощь 42 семьям. По этому году у меня статистики нет, потому что год ещё не закончился. На сайте фонда эту статистику мы обязательно дадим, но только в обобщённом виде, без фамилий. Люди из Духовного управления не дадут соврать, что эта помощь реально оказывается.

– Алексей Алексеевич, напоследок, что бы Вы пожелали мусульманам Дагестана и в частности исламским СМИ?

– Исламским СМИ я фактически уже высказал пожелание - быть зубастее, боевитее и давать отповеди разного рода экстремистам. Я абсолютно согласен с тезисом, что Ислам и терроризм никак несовместимы. Но, к сожалению, находятся такие, что убивают людей с именем Аллаха на устах. Они дискредитируют Ислам. Самые большие бандиты те, которые выступают от имени Аллаха. Бороться с ними, разъяснять молодым людям, что есть Ислам – одна из важных задач для исламских СМИ. Мусульманам я пожелал бы держаться, бороться. Мы с вами в одной лодке. Что бы ни делалось на корме или носу корабля, мы вместе, на одном судне. Если какая-то беда, какая-та пробоина, мы будем латать её всем миром. Также и радость у нас на всех одна и праздновать мы тоже будем вместе.

Беседовал пресс-секретарь ДУМД Магомедрасул Омаров

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.