Вернуться с принятым хаджем!

4 Октябрь 2010
532

Почему паломники совершают одни и те же ошибки?

Вернуться с принятым хаджем!Хвала Аллаху, со времени открытия государственных границ мусульмане России имеют возможность выполнять пятый столп Ислама – хадж. Вот уже около двадцати лет ежегодно большое количество наших сограждан отправляется к святым местам для исполнения предписанной обязанности. Как и любое новое дело, организация хаджа не обошлась без проблем. Но с каждым годом, с помощью Всевышнего, большинство неурядиц успешно решается.

Во всём мире считается сложным проводить мероприятие, связанное с отправкой паломников на хадж. Для этого существуют и на протяжении многих лет работают целые комитеты, даже министерства. В нашей стране же отправкой паломников занимаются только последние два десятка лет, поэтому приходится познавать этот путь методом проб и ошибок. Но такое объяснение мало волнует тех, кто совершает хадж, большинство из них считает, что пребывание в святых местах должно быть на уровне мест отдыха. И как бы часто не повторялось, что совершение пятого столпа Ислама не туристическая поездка, а тяжёлый путь со множеством испытаний, привыкшие к комфорту ждут тех же условий, что и дома. А когда не находят, то скисают, нервничают и начинают вымещать злость на организаторах поездки.

Те, кто уже совершил хадж и даже те, кто ещё ни разу не был в святых для мусульманина местах, любят порой расписывать такие картины, что бывает трудно в это поверить. Альхамдулиллях, и нам повезло увидеть то, о чём говорят, собственными глазами.

На Земле нет другого места, где в определённое время и на ограниченной территории собирается такое количество людей. Людей со всего света, всех рас, народов и национальностей! И понятно, что хоть они и исповедуют одну религию, и ведут приблизительно одинаковый образ жизни, всё же это очень разные люди, с разным менталитетом, поведением, воспитанием. Поэтому то, что обычно для одних, для других может показаться экзотикой. И в эти моменты важно, как поведёт себя человек, увидев что-то необычное. Пройдёт ли он мимо, уставится ли, разинув рот, будет тыкать пальцем - всё зависит от его внутреннего мира, воспитания, такта, и, если хотите, нафса. И желательно опытным заранее предупреждать новичков о возможных таких моментах, чтобы не выглядеть потом глупо.

Но иногда и наши земляки могут повести себя так, что другие будут обращать на них внимание. Порой элементарную вежливость и терпение не можем проявить. Стыдно, когда наши земляки, недолго разговаривая, могут аперкотом влепить чуть запоздавшему водителю автобуса. После этого любой может посчитать такое поведение вполне обычным и позволить себе вытворять подобные «подвиги». Доходит даже до того, что задержавшиеся с вылетом на родину паломники начинают создавать оргкомитет (!) по вопросу отлёта из Мекки. Им потом, конечно, будет стыдно, но тогда-то они не думали об этом! Озабоченные отъездом домой, а не радующиеся дополнительной возможности совершить ещё намазы в аль-Хараме, горячие головы готовы были перекрыть дорогу, чтобы обратить внимание местной власти на свои «проблемы». Сабр покидает людей незаметно.

Это некрасиво и глупо. Так же глупо искать в долине Мина комфорт, где его не может быть по определению. Мы для того и находимся в этих местах, чтобы преодолевать эти маленькие неудобства. Не надо забывать, что мы там переносим минимальный дискомфорт, ничего сверхъестественного преодолевать не требуется. Для кого-то быть таким как все, даже внешне не выделяясь - уже большое испытание. Важно не терять терпения и проявлять всегда сабр. Если бы все паломники не забывали об уступчивости, вежливости, деликатности, совершать хадж было бы ещё легче. А ведь порой даже во время обхождения Каабы (тавафа), паломники могут совершить нечто, за что потом будет очень стыдно. Однажды какой-то паломник случайно толкнул впереди идущего. Тот в порыве бешенства сильно ударил «обидчика». Получивший затрещину сдержал гнев, понял, простил и … поцеловал ударившего. И тот тогда понял, какой ужасный поступок совершил, и, расплакавшись, раскаялся и попросил прощения.

Также и другим паломникам не мешало бы, чтобы потом не кусать себе локти, вначале подумать, прежде чем совершить неподобающее. Надо помнить, где находишься и для чего прибыл. И тогда не будешь праздно болтаться то там, то сям, впустую проводить время за никчёмными разговорами и хождениями по магазинам. Среди нас был один паломник, который не купил для дома ничего, кроме воды Зам-Зам. «А зачем мне здесь бегать, искать, что-то покупать, а потом всё это ещё перевозить? Ведь всё это есть у нас дома, в наших исламских магазинах и цена не сильно отличается от мекканской, потому что покупается по оптовой цене». Но никто тогда не последовал его примеру.

Как глупо без пользы использовать шанс, который не всем предоставляется! Доходит до того, что даже на горе Арафат некоторые умудряются отвлекаться от богослужения-ибадата. Это же самый лучший день в году! И в этот день ты оказался на Арафате, где не может быть ничего, кроме поклонения, общения с Создателем. Как говорил Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах), в этот день тот, кто после обеда разговаривает с паломником на горе Арафат, отвлекая от богослужения, является его самым большим врагом. И самый большой грешник тот, кто, находясь в этом месте, думает, что его грехи не прощены Всевышним.

Перефразируя классика, можно сказать, что хадж надо стараться совершить так, чтобы не было потом мучительно обидно за упущенные возможности.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.