«Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой».
Георгий Ковальчук
Пролог
23 февраля сего года махачкалинские «защитники Отечества» получили весьма неожиданный подарок. В самом сердце столицы, в Доме Дружбы прошёл показ антрепризного спектакля со звучным названием «Охота на мужчин», который в итоге отозвался громогласной канонадой в социальных сетях и наделал немало шума.
Едва ли исполнители главных ролей главных (Иван Жидков, Наталья Рева-Рядинская и Станислав Бондаренко) могли ожидать, что в считанные минуты превратятся в антигероев и станут мишенью для массовых «бомбардировок» на просторах Интернета. Но это Дагестан, ребята, где всё ещё жив дух горцев, и понятия о нравственности ещё не истлели в горнилах наших печей.
«Вишенка» – украшение торта?
Сценарий спектакля, в общем-то, банален и мало чем отличается от остальных постановок гастролирующих по России трупп, если бы не одно «но». По сюжету главная героиня в поисках приключений «на стороне» пытается склеить молодого парня и делает это самым откровенным образом на глазах неискушённой публики.
Естественно, пока у кого-то вылезали из орбит глаза, кто-то вспомнил про Инстаграм и мигом запостил скабрезный эпизод в сеть. И понеслось.
Общественники, медийные персоны и простые смертные начали высказывать своё мнение относительно увиденного, и, к счастью, большинство из них категорически осудили данный инцидент.
Не хотелось бы добивать лежачего и рвать на груди тельняшку за «обычаи предков», поэтому попытаюсь осветить данный случай с другого ракурса.
Между культурой и мракобесие (первый из неприятных вопросов)
«Ничто не является искусством, если не происходит от природы». (Антонио Гауди)
В последние годы в Дагестане то и дело разгораются «культурные скандалы», причиной которых неизменно становятся вопросы морали. И если религиозная прослойка общества в этом вопросе беспокоится о подрастающем поколении, то «светский гарнизон» видит в «нравственных табу» посягательство на само искусство.
Тут я, несмотря на глубокое уважение к искусству, позволю себе не согласиться. Высокое искусство, на мой взгляд, в той или иной степени было всегда неразрывно связано с нравственностью (благие побуждения, высокие устремления, отображения чаяний народа и т. д.).
И поэтому скажу тем, кто считает, что осуждение аморальности в отдельных произведениях есть посягательство на искусство (или, что ещё хуже, на культуру):
«Ребята, вы абсолютно не правы! Искусство по сути – это то, что должно нести некий воспитательный (познавательный) посыл и оказывать положительное влияние на неокрепшие умы. Но объясните мне, пожалуйста: что это за искусство такое, от которого приходиться отгораживать детей и которое явно не предназначено для семейного просмотра?» Ответ каждый должен вывести сам.
Цепная реакция (второй из неприятных вопросов)
Удивительно (если не сказать странно), но мы почему-то начинаем обращать внимание на «посягательство на нашу культуру» только после того, как об этом упомянет в своей инсте какая-нибудь известная персона.
Моя хата с краю (третий из неприятных вопросов)
Вообще, очень стрёмно наблюдать, как подобные «культурные» мероприятия собирают у нас полные залы, а после осуждаются, в том числе теми, чьи жёны и дочери сидели там в первых рядах.
Это примерно то же самое, что обвинить любовника жены в том, что твоя жена тебе изменила. Прежде чем посетить нашу республику, пиар-менеджеры и организаторы проводят зондирование территории, чтобы быть уверенными в том, что публики будет достаточно для того, чтобы собрать кассу, и никто не останется в накладе. Им, в принципе, абсолютно фиолетово, кто и как отреагирует на тот или иной контент, в конце концов, деньги по-прежнему не пахнут. Пока есть спрос, неизменно будет предложение, всё по классике, ничего нового.
Проблема в другом. Махать кулаками только ПОСЛЕ того, как что-то просочилось в интернет, это попытка потушить то, что медленно гниет, вместо того чтобы отыскать очаг заболевания и уничтожить его корень.
Это я к тому, что зал в тот злополучный день был набит не приезжими, а НАШИМИ зрителями. И аплодировали, и выносили цветы после представления тоже НАШИ зрители, понимаете?
Я всегда говорил, что мужчины нашего поколения потеряли хватку, что сравнение сегодняшних горцев с имамом Шамилем, а девушек – с горянками выглядят попросту смешными.
Отличительной чертой любого народа является его самобытность. А самобытность дагестанского народа заключалась прежде всего в высоких духовных стандартах, которые, к счастью (пусть и частично), дошли и до нашего поколения. И если мы на самом деле (судя по комментариям в Инстаграме) так боимся потерять себя и свою индивидуальность как нации, то единственный (повторяю, единственный) путь к этому – это изучение и следование своей религии. Именно религия (иман) сформировала тот непоколебимый стержень в характере наших предков, благодаря чему они так ревностно оберегали свою КУЛЬТУРУ от любого негативного влияния.
ПОСТСКРИПТУМ
В хадисе Посланника Аллаха ﷺ, который передаётся от Абу ‘Амра Джарира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), сказано:
مَنْ سَنَّ في الإسلامِ سنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أجْرُهَا، وَأجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا بَعْدَهُ،مِنْ غَيرِ أنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورهمْ شَيءٌ، وَمَنْ سَنَّ في الإسْلامِ سُنَّةً سَيِّئَةً كَانَ عَلَيهِ وِزْرُهَا ، وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ ، مِنْ غَيرِ أنْ يَنْقُصَ مِنْ أوْزَارِهمْ شَيءٌ
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственную награду ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту». (Муслим, 1017; ан-Насаи, 5/75; Ибн Маджах, 203; Тирмизи, 2675; Ибн Хиббан, 3308)
Очень надеюсь, что на территории нашей республики (страны) будет успешнее распространяться нечто позитивное и высокодуховное, дабы нашим потомкам не было стыдно за оставленное нами наследство.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Камаль Магомедов