«Время мчится подобно комете,
Но судьба подарила нам дружбу.
Нет прекрасней подарка на свете,
Не страшись, я его не разрушу.
Но и ты сбереги наше братство
И в душе пронеси сквозь столетия.
Рассекая года и пространства,
Слушай — в сердце твоём буду петь я».
(Джорджия Бинг)
Перипетия
Недавние события, просвистевшие метеоритом на территории Кизлярского района, не на шутку всколыхнули нашу общественность и преподали нам несколько ценных уроков. (Оговорюсь, что сегодняшний «разбор полётов» будет носить исключительно аполитический окрас и по сути является взглядом на ситуацию с иного ракурса).
Так какие же уроки можно извлечь из случившегося?
«Пожар в городе»
В достоверном хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится:
لَا تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَوَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ؟ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُمْ
«Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой приветствие (салям)». (Муслим, 93)
Первым важным «уроком» я бы назвал то, что кизлярская склока обнажила наши проблемы с так называемым братством народов, которое часто упоминается в разного рода высказываниях и всё реже проявляется в реале.
Конечно, найдутся (уже нашлись) те, кто скажет, что с братством у нас всё хорошо, а случившееся – не более, чем нелепая случайность (раз в год и палка стреляет, ахи!). Но даже если допустить, что кизлярский рамс был просто неудачно сложившейся чередой обстоятельств, то возникает другой вопрос: если обычный земельный вопрос способен выбить почву из-под «братских подошв», то на что мы рассчитываем, когда на кону будет стоять что-то более серьёзное?
Всевышний в священном Коране повелевает сохранять единение:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا
(смысл): «И крепко держитесь все вместе за вервь Аллаха (за Его Книгу и Веру, которую Он дал) и не разделяйтесь. И помните благодеяние, ниспосланное вам Аллахом: когда-то, до Ислама вы были врагами между собой, а Он сблизил ваши сердца посредством Ислама, и вы стали по Его благодеянию братьями». (сура Али ‘Имран: 103)
Конечно, можно привычно свалить всё на то, что весь сыр-бор завертелся из-за журналистов и средств массовой информации, планомерно подкидывавших свежих дров в разгорающееся пламя.
Ни в коем случае не буду выгораживать «инсайдеров», предоставивших широким массам субъективный взгляд на ситуацию с собственной колокольни. Однако замечу, что запалом конфликта я считаю то обстоятельство, что обе стороны изначально были «заряжены» на конфликт, а не на диалог.
Не буду сейчас говорить о том, кто был на самом деле прав, но замечу, что мусульмане (вернее, братья-мусульмане) решают подобные ситуации несколько иначе. В конце концов, для этого у нас есть старейшины, взрослые почитаемые люди. Также есть имамы и алимы, которые могут найти шариатские ответы на любой вопрос.
А что же делаем мы?
А мы по старинке пытаемся глупо «газовать», где только можно и разруливать любой конфликт при помощи толпы. Именно поэтому в итоге во всю эту сумятицу пришлось вмешаться силовым структурам, дабы ситуация ещё больше не накалилась. Я повторюсь: свои конфликтные вопросы мусульмане должны решать по-другому.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تَبَاغَضُوا وَلاَ تَحَاسَدُوا وَلاَ تَدَابَرُوا وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا وَلاَ يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاَثٍ
«Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину прекращать общаться со своим братом более трёх дней». (Муслим, 2559; Бухари, 6065)
В такие моменты вот чего я не понимаю: зачем постоянно афишировать, как мы ценим «братские отношения» друг с другом, если в острых ситуациях у нас перегорают провода и всё выходит из-под контроля? Какой бы скользкой ни была ситуация, она не стоит того, чтобы обнажать перед врагами Ислама свои слабости (отсутствие единства и взаимопонимания внутри Уммы).
Для чего забивать инсту тоннами «братских фото» с примитивным хештэгом #КогдаБратьяВместеШайтаныПлачут, если банальные вопросы межевания выбрасывают нас из седла и дают почву для споров.
«Вожди пролетариата»
Второй, не менее назидательный урок, который можно извлечь из данного случая, заключается в том, что мусульмане (община) должны выбирать себе «правильных» лидеров и в сложных ситуациях следовать за компетентными и образованными людьми.
Признаемся честно, друзья – наш народ (особенно молодёжь) денно и нощно пыталась вылепить себе лидеров (кумиров) из числа спортсменов, общественников, беглых «богословов» и так далее.
Однако стоило возникнуть непростой ситуации, где нужно было высказываться прямо и по существу, как эти несостоявшиеся «лидеры» Дагестана внезапно «поймали тишину». Оно и понятно: одно дело угрожать расправой субтильным певцам да записывать видеообращения из машины, тряся кулаками и делая злые лица в адрес актёров театра, и совсем другое дело – обсуждать политические вопросы.
Кстати, многим была интересна позиция Муфтията по этому поводу, и на прошедшей пятничной проповеди имам центральной джума-мечети Махачкалы её четко обозначил. Добавлю лишь, что если бы мы чаще прислушивались к мнению богословов, то на Земле проливалось бы намного меньше крови и звучало бы намного меньше выстрелов.
Просто потому, что эти люди всегда могут найти точки маслихата между мусульманами. Не это ли главный признак мудрости – умение улаживать споры и не допускать кровопролития?
В хадисе, который передаётся От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах), сказано:
ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة
«Не сообщить ли вам о том, что выше, чем соблюдение поста, совершение намаза и раздачи милостыни?» Сподвижники ответили: «Да, конечно, сообщи». Пророк ﷺ сказал: «Примирение между сторонами, так как, воистину, разлад их отношений "сбривает" благие деяния». (Абу Дауд, Ибн Хиббан)
Сабр – меч в ножнах
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ يَئِسَ أنْ يَعْبُدَهُ المُصَلُّونَ فِي جَزِيرَةِ العَرَبِ ، وَلَكِنْ في التَّحْرِيشِ بَيْنَهُمْ
«Поистине, шайтан уже потерял надежду на то, что совершающие молитвы в Аравии станут поклоняться ему, однако он всё ещё надеется на то, что ему удастся) посеять меж ними рознь». (Муслим, 2812)
Третье, на что стоило обратить внимание после инцидента на дагестано-чеченской границе – это отсутствие у многих братьев сабра. Вообще, нехватка выдержки – это такое «антикачество», которое катализирует все деструктивные процессы в обществе и помогает в кратчайшие сроки наломать целую поленницу дров.
Как известно из истории, множество войн, необдуманных поступков и кровавых драм было совершенно именно из-за несдержанности. Понятно ведь, что любые непонятки нужно обмозговывать на холодную голову, дабы минимизировать побочные эффекты эмоциональной заряженности.
Прибавим к этому наш статус мусульман (которым априори необходимо олицетворять собой сабр), и мы поймём, что в случившейся истории с землями мы слегка облажались.
Ислам учит нас не быть рабом настроения, не ворошить прошлые обиды, не принимать поспешные решения и далее в том же духе. И поверьте, если бы в данной ситуации стороны проявили чуть больше выдержки, то всей этой Санта-Барбары, за которой несколько дней, затаив дыхание, наблюдал инста-мир, не было бы и вовсе.
Однако горячие потомки великих имамов, в чьих венах, вероятно, течёт жидкий тротил, быстро вспыхнули, из-за чего всё очень быстро переросло в хаос. К счастью, весь этот сумбур обошёлся без человеческих жертв, драк и националистической подоплеки.
В данном случае это было мега-важно, учитывая, как легко в случае чего можно было сжечь последние мосты между двумя братскими народами. И поэтому, друзья, давайте постараемся не забывать, что в любой ситуации, независимо от степени её накаленности, мусульманин ДОЛЖЕН оставаться мусульманином и не терять лица.
И давайте также будем помнить, что такие вещи, как фикх (исламская юриспруденция) и шариат (законодательство), способны разрешить ЛЮБУЮ проблему, при условии, что мы будем им следовать, а не избирательно фильтровать удобные для нас хукмы (решения) и фетвы.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Камаль Магомедов