Предлагаем вашему вниманию интервью с доктором исторических наук, ДГУ, сопредседателем фонда поддержки культуры, традиций и дагестанских языков, лингвистом и этнографом, Тимуром Магомедовичем Айтберовым.
- Ассаламу алайкум, Тимур Магомедович.
- Ва алайкум ассалам.
- Мы сегодня поговорим о том, какова была ситуация на территории Дагестана и Чечни до Кавказской войны, во время и после неё, а также о том, какие значимые события связывают Дагестан и Чечню, как история всего Кавказа связана с имамами, которые играли важную роль во многих событиях тех лет. Итак, начнём с первого вопроса. Какое государственное образование существовало на территории Чечни до начала Кавказской войны?
- Можно сказать, что до начала Кавказской войны территория современной Чечни вплоть до реки Аргун была связана с Дагестаном, входила в дагестанское политическое образование и называлась «большая Чечня». А территория от Аргуна до Осетии была связана с Кабардой.
Равнина и предгорье принадлежали аксайским князьям таркинского происхождения. Большая часть Чечни от Грозного и выше была в составе владений князей Турловых. Князья Турловы были из рода хунзахских ханов. Их родословная изучена и достоверно известна. Им подчинялись все большие сёла, в том числе Чечен-аул и другие.
Раньше в Чечне кумыкский язык был очень распространён, даже больше, чем в Дагестане. Во многих сёлах говорили на кумыкском. Почему? Потому что ханы были аварского происхождения, а торговцы – тюркоязычными; вокруг жили чеченцы, к тому же, в некоторых сёлах вообще не знали чеченского языка, а в некоторых говорили как на чеченском, так и на кумыкском.
В горах, особенно в селе Макажой и в других, также правили хунзахские ханы аварского происхождения. Есть список, согласно которому жители всей территории вплоть до Ингушетии платили дань хунзахскому хану.
Что произошло дальше? На начальных этапах войны на Кавказе ещё при Екатерине II русские, обеспокоенные влиянием Турловых, намеревались ослабить ханскую власть и прибрать всё к своим рукам. С этой целью был издан указ, запрещающий Турловым ездить в Гумбет, чтобы разорвать их связи с гумбетовцами, из которых и состояла их основная армия.
- Какие цели преследовал Ермолов в отношении чеченцев? Есть такие упоминания в истории?
- Ермолов поставил цель утвердить Россию на Кавказе. К этому времени чеченцы уже были расселены на территориях до реки Терек. Там раньше жили кабардинцы, после их ухода чеченцы просто заняли эту местность.
Ермолов решил первым делом выгнать всех переселившихся на эти земли чеченцев за Терек. Вначале Ермолов загнал их с Терека на правый берег Сунжи, а потом их и там начали теснить. Вот такая была ситуация.
- А вообще, имелись ли какие-либо кровавые эпизоды истребления чеченских имамов царскими наместниками на тот период?
- Имамами были Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные назывались дибирами и муллами. Хотя в русских источниках об этом пишется обтекаемо, но я знаю, что они очень издевались над людьми в тех местах, в том числе над женщинами. Вот если мулла начинал возражать и говорить что-то против царской армии, они его могли не только повесить, но и подвесить за ноги.
- Какие связи имама Газимухаммада с чеченцами упоминаются?
- Известно, что имам Газимухаммад совершал походы через Чечню аж до Владикавказа. Однажды во время этих походов он со своими мюридами вблизи Гудермеса перебил целый полк царской армии.
- Воевали ли чеченцы с царскими войсками до имама Шамиля? Если да, то с какой интенсивностью и с какими результатами?
- Ещё в начале Кавказской войны, когда начались походы царских войск на Кавказ чеченцы из-за отсутствия единого командования обращались за помощью к дагестанцам. Например, как Абдула и Алисултан из Унцукуля во главе отряда из 500-700 человек приходили к ним на помощь.
- Можно ли сказать, что до имама Шамиля чеченцы жили в мире с царской Россией, а Шамиль их принудил к сопротивлению?
- Нет. Наоборот, русские источники пишут, что чеченцы были самым непримиримым народом. Ермолов писал, что с ними миром дело не решишь, их нужно только уничтожать, убивать и т. д. Вот какова была его позиция.
У чеченцев с царской властью отношения были очень сложные. Они постоянно нападали на казаков, живших ещё тогда на левой стороне Терека, а царские власти были настроены выселить их из этого региона.
- Почему имам Шамиль после битвы на Ахульго ушёл на территорию Чечни, а не остался в Дагестане?
- Вы знаете, это не секрет: согласно всем данным, территория Чечни находилась в составе дагестанских ханств, также она входила в состав Имамата.
В годы Великой Отечественной войны почти всё правительство, кроме Сталина, уехало из Кремля на Волгу, которая, как мы знаем, является татарской территорией. Точно так же и имам Шамиль перебазировался в Чечню. Ведь эти территории он считал частью Имамата, то есть территорией государства, которое он возглавляет, где просто диалект, говор другой, но это тот же самый Дагестан.
Следует отметить, что в те времена в Чечне, особенно в районе Грозного, было много кумыкских и аварских сёл. Исходя из военно-стратегических соображений, имам лишь перешёл из одной части государства в другую его часть.
- Почему имам Шамиль сделал Дарго столицей Имамата?
- Дарго, я бы сказал, была ставкой Шамиля, а не столицей Имамата. Почему именно Дарго? Чтобы было легче контролировать обе части государства: горы Дагестана и чеченские земли. Его на это толкнули военно-стратегические цели, никаких других соображений не было.
- Это правда, что имам Шамиль жил на территории Чечни на протяжении 19 лет из 25 лет войны?
- Где нужно, там он и бывал. Он Дагестан и так полностью контролировал, а в Чечне тоже нужно было имамское присутствие.
- Были ли сражения в Дагестане после Ахульго?
- Ну, как не были? Вы почитайте сами, как русские описывают битву под Гергебилем, когда погибли несколько наибов. Как русские превозносили битву при Салта. Может быть, потому, что главнокомандующий Воронцов считал, что он победил Наполеона. Он писал: «Я прошёл всю Европу, но такого сопротивления, как в Салта, я не видел».
Потом возьмём Чох – туда царское командование подвело огромные войска, которые долгое время бомбардировали село. С утра до вечера там стреляли пушки, а ночью жители восстанавливали крепость.
- Какую пользу получили чеченцы от деятельности имама Шамиля?
- Чеченцы, конечно же, были мусульманами, но Шамиль глубже показал им, как следовать Исламу, шариату. Он защищал их честь.
Я знаю, что там и в других районах Северного Кавказа, особенно при Ермолове, царские офицеры намеренно оскорбляли честь девушек мусульманок. Имам защитил их, показал, что мы – дагестанцы, с нами чеченцы, мы за свою честь постоим.
- Уместно ли говорить, что деятельность имама Шамиля привела к геноциду чеченского народа?
- Наоборот, благодаря Шамилю численность чеченцев увеличилась. Я скажу так, мы знаем, сколько их было до этой войны, и сколько их осталось. Они же говорят, что за 25 лет их число должно было в три раза увеличиться… Так не бывает. К примеру, вот дагестанцы, мы много потеряли убитыми, от голода и холода.
Чеченцы утверждают, что их было 2 миллиона, но есть русские агентурные донесения, в которых написано, что чеченцев было около 150–200 тыс. человек.
– Ради чего Шамиль воевал с царскими войсками, и по каким причинам он прекратил сопротивление?
- Шамиль воевал за честь Родины. Русские никогда не планировали выселить дагестанское население, потому что другой народ, по мнению, русских экспертов здесь не выжил бы. А вот чеченцев, адыгейцев, закатальцев планировалось выселить.
Чеченский народ обратился к Шамилю, чтобы он помог защитить честь и достоинство братского народа.
Кондратенко пишет, что после окончания Крымской войны Шамиль понял, что помощи ждать неоткуда. Шамиль понимал, что сопротивляться они смогут ещё 7–10 лет, а армия России технически и тактически быстро развивалась, и исходом могло стать полное исчезновение местного населения.
Некоторые крепости Имамата, которые невозможно было взять, были сданы без боя, может быть, это было дальновидным решением Шамиля. Я думаю, он поступил правильно.
В Чечне этот период был катастрофичен тем, что многие наибы сдавались, я не обвиняю их – ситуация была сложной.
Наша численность с тех пор увеличилась в несколько раз, народ Дагестана ничего не потерял, поэтому я считаю, что Шамиль поступил мудро.
Шамиль смог прославить национальности «дагестанец» и «чеченец» на весь мир.
У нас беда в том, что каждый, кто прочитал пару брошюр, считает, что он умнее всех, это заметно и по социальным сетям, в которых высказываются молодые люди.
- Проведём параллель между событиями 19 века и тем, что происходит в современной России – в чём различия между сопротивлением народов Кавказа колониальной политике России и противостоянием радикалов на территории Чечни и Кавказа?
- Во главе движения 19 века стояли авторитетные имамы, а современное движение всеми критикуется. Те люди знали наше прошлое и знали наши интересы, а эти террористы, наверное, имеют максимум 5 классов образования.
Эти люди знали, что нужно Дагестану, и мы видим последствия их деятельности. На сегодняшний день нам в России кто-то мешает соблюдать религию? Пожалуйста, изучай, молись. Наша экономика процветает, наша численность растёт.
А эти террористы чего хотели? Они слушали кого-то извне. Ну какой результат получился бы в итоге их деятельности? Нам какая была бы польза? Вот этого я не могу понять. Ведь мечети есть, азан звучит, а если азан звучит, значит это территория – как мусульманская. Вот я не могу понять, что нам плохого от того, что мы в составе РФ, этих людей и их доводы я не могу понять. А от них нам были бы неприятности.
Тимур Магомедович, благодарим вас за интересную беседу, желаем вам здоровья и благ обоих миров.
Беседовал Даниял Умаилов