Часть нашего социума настолько привыкла к негативу, что даже позитивное явление часто окрашивается в чёрно-белые краски, и одно понятие подменяется на перпендикулярно противоположное.
В психологической науке это называется подменой образов, и ею дирижирует чья-то коварная закулисная рука. Эта рука направляет общественное мнение в нужное ей русло, даёт обществу готовые решения, а при необходимости выносит фетвы (шариатско-богословские заключения). А та часть общества, которая привыкла потреблять и не привыкла рассуждать, с остервенением съедает подкинутую ей информационную падаль. Так рождаются фейки, так оболваниваются неокрепшие умы молодёжи.
Один из последних примеров действия этого механизма – указ Патриарха Русской православной церкви Кирилла о награждении Муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева орденом Славы и Чести. Не успел Указ стать достоянием общественности, как дагестанскую блогосферу разорвало на части. Кто-то давал адекватную оценку и отмечал заслуги Муфтия в многолетней службе Исламу и обществу, а кто-то рвал и метал и был готов предать анафеме (такфиру) каждого, кто был причастен к этому награждению. Если абстрагироваться от всего этого или хотя бы попытаться это сделать, то исходными являются следующие положения:
1. орденом Славы и Чести удостаиваются выдающиеся люди, которые не только совершают добро, но и приносят это добро в дома многих из нас, если не всех;
2. такая высокая награда говорит о признании на федеральном уровне, что является дополнительным подтверждением всероссийского масштаба работы, проводимой Муфтием и его командой;
3. орден не содержит каких-либо конфессиональных символов (условно говоря, изображения икон, крестов или знака Давида);
4. официальное заявление члена экспертного совета по взаимодействию с исламским миром при патриархе Романа Силантьева снимает много вопросов и объясняет, чем руководствовалась РПЦ при награждении Муфтия:
«Мы знаем, какой вклад внёс уважаемый Ахмад-афанди в защиту Дагестана от террористов, как рисковал жизнью и терял сподвижников. Он помогал сохранить православную общину республики и всегда откликался на призывы о помощи».
Но если копнуть глубже, то проблема ведь не только в орденах. Те, кто муссирует эту тему, ставят под сомнение саму практику взаимообмена подарками между представителями различных конфессий, считая это явление несоответствующим канонам шариата. А если добраться до корня проблемы, то вообще исключается возможность мирного сосуществования традиционных конфессий России, что в условиях нашей республики и страны в целом является неотделимым понятием, составной частью многовековой истории народов России.
Человек, мало-мальски изучавший жизнедеятельность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), знает, что преподнесение подарков иноверцам не только не является чем-то предосудительным, но и одобряется шариатом. За примерами далеко идти не надо. Пророк отдал часть военных трофеев, полученных в военной кампании Хунайна, мекканцу Сафван ибн Умайя, который к тому моменту всё ещё оставался язычником. Обратный пример – Копсус (Мукавкис), правитель Александрии, который одарил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) целым рядом подарков, среди которых были золотые монеты, одежда, посуда, наборы предметов личной гигиены и т. д.
Эта тенденция была подхвачена и лучшими умами исламской уммы – имамами, шейхами, праведниками, которые не усматривали в принятии и подношении подарков ничего такого, что могло бы заслужить порицание или общественное осуждение. Имам Шамиль не стал отвергать подаренную ему в Гунибе князем Александром Барятинским медвежью шубу, не видел ничего предосудительного также и в поступке императора Александра II, который подарил ему саблю, украшенную драгоценными камнями. Видимо, по логике интернет-активистов имам должен был швырнуть шубу в лицо своему бывшему противнику, а императора вообще зарубить этой самой саблей. Так, получается? Или получается алогизм?
Современник имама Шамиля Абдулкадыр аль-Джазаири, руководивший народно-освободительным движением в Алжире, также принимал подарки от представителей других конфессий. Его роль в сохранении жизни сирийских христиан была отмечена на Западе на уровне руководителей государств, в том числе США. Президент Соединённых Штатов Джеймс Бьюкенен даже подарил ему два револьвера. Кстати, имам Шамиль, узнав об этом благородстве Абдулкадыра, написал ему письмо следующего содержания: «Я очень обрадовался, когда услышал о том, как ты милостив к ним (христианам), как ты успокоил тех, кто перешёл грань, установленную шариатом».
Фундаментальной основой для всех приведённых в материале фактов, в частности, обоснованием добрососедских отношений с людьми, которые не разделяют наши убеждения, является коранический аят, расставляющий все точки над i:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых». (Сура Аль-Мумтахина, 8 аят)
В заключение необходимо отметить, что материал предназначен для тех, кто готов слышать и слушать, анализировать и делать выводы. Для такой категории людей вышеупомянутого более чем достаточно. А те, которые бьются в воображаемую стенку и спорят ради спора, не понимают – как это точно подметил американский писатель Рэй Брэдбери – глубины своего невежества. Кто виноват и что делать?
Мурад Гайдарбеков