Плов в тарках

14 Ноябрь 2020
533

В каком состоянии находится межэтнический диалог?

Пока мы увлеклись религиозно-политическим экстремизмом, или экстремизмом под прикрытием Ислама, другие проблемы дагестанского общества остались без должного внимания, даже где-то позабылись. Но от этого не исчезли.

Межэтническая стабильность хоть и имеет некую внешнюю безмятежность, тем не менее, нуждается в постоянном мониторинге и анализе. Вот и феномен «плова в Тарках» был показателен в плане понимания того, что же происходит или может произойти в сфере межэтнического благополучия.

Напомним, что в начале 2020 года, ещё до пандемийных кризисов и изоляций, дагестанское общество стало свидетелем межэтнической напряжённости между представителями кумыков и аварцев, которая имела место в п. Тарки.

Здесь молодёжь Шамильского района решила провести сход с дальнейшим завершением мероприятия спортивными и кулинарными состязаниями. В частности, был организован достархан, приготовлен жирный плов. Всё это не понравилось части таркинской молодёжи, которая сняла ролик, на котором был запечатлён стихийный сход, а в центре мероприятия мужчина выкрикивал лозунги, не совместимые с дружбой дагестанских народов.

Вопрос, который можно было решить в узком кругу представителей молодёжи Тарков и Шамильского района, был вынесен на всеобщее обозрение благодаря социальным сетям, где, как известно, мало мудрости и много ненужных и вредных разглагольствований. К сожалению, новое информационное общество требует жертв и новых фото-, видео- и аудиоматериалов, чтобы удовлетворить потребность пользователей в информации. Новые медиа живут этим, а информационный плебс жаждет порой деструктивного хайпа, слухов, интриг, расследований, боёв, битв и столкновений, за которыми, как в амфитеатре за гладиаторской схваткой, наблюдает зритель, вскидывая большой палец вверх или вниз.

Но если в античном мире зрители были реальные, то в социальных сетях под масками сидит большое количество «не ведающих, что творят» молодых людей, которых хлебом не корми, дай откомментить. Другого в соцсетях не бывает, очень мало там осмысленного диалога и комментариев: либо пан – либо пропал! По такому лозунгу и живут.

Политолог Ханжан Курбанов писал: «На внутренний стабильный фундамент дагестанского общества (демоса) (высокий потенциал общедагестанской идентичности, стремление к светскому государству и превалирование пророссийских настроений) накладываются внешние проявления терроризма, стихийных протестов, межнациональных столкновений, "завёрнутых" в земельные, кадровые и прочие социальные проблемы. Это может свидетельствовать о том, что протест дагестанского общества не направлен на гражданский раскол и противостояние, как в Украине».

Под межнациональными столкновениями, о которых говорит эксперт, полагаю, нужно понимать напряжённость в межэтнической среде. Такая напряжённость имеет место в Казбековском районе между аварцами и чеченцами в сёлах Ленинаул и Калиниаул. Есть определённые лёгкие вибрации в межэтнической атмосфере в Левашинском районе, это двуэтничный район, где проживают аварцы и даргинцы. Здесь глава района, как правило, даргинец, а первый заместитель – аварец.

В Левашинском районе девять аварских сел; некогда жители двух сёл (Чуни и Цухты) не поделили поливную воду, произошла массовая драка. Ситуацию усугубляло то, что жители сёл относились к разным этносам – аварцам и даргинцам.

Порой бытовой национализм при недостаточной работе педагогических, общественных, религиозных, властных, парламентских структур выползает в атмосферу межэтнического благополучия и производит там определённые тектонические сдвиги. Резкие или мягкие, всё зависит от степени выхода негативной энергии.

Задача всего общества и госорганов не допускать даже в шутку и блокировать случаи издевательств над национальностями, распространения баек, анекдотов, прочих рассказов и побасёнок. При внешней безобидности они могут отложиться в сознании молодого человека как обоснование относиться к другому (осмеиваемому) народу как низшему, худшему. Всё это потенциальные пути для зарождения этнополитического экстремизма.

Дагестан в целом имеет прекрасный опыт маслиата, медиации, примирения. Это заложено в генотипе народов, тысячелетней истории выживания и самосохранения. Как только какие-то молодые (или не очень, старики тоже бывают провокаторы) люди начинают разжигать смуту, приходит волна примирения и накрывает злодеев и всех бузотёров, которые считают, что «здесь должны быть мы, а мы должны оставаться мыми на нашей земле». Приходят люди, которые напоминают им, что двух метров земли хватит всем. Конфликт в Тарках был исчерпан, когда собрались – развиртуализировались – представители кумыков и аварцев и вместе сели за стол переговоров и… плова.

Муслим Акимов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.