Я – журналист, Аль-хамду ли-Ллях

15 Декабрь 2020
2577

Памяти погибших журналистов.

Введение в школьную программу предмета «Основы Ислама», раздельного (на выбор учащихся и их родителей) обучения, съёмка фильмов об актуальных проблемах общества, лекции об Исламе для молодёжи, написание и публикация интереснейших книг об Исламе, в которых доходчиво и с учётом современных реалий написано об обязательных и желательных в жизни мусульман положениях, выпуск газеты «Ас-Салам» на аварском языке и многое, многое другое…

Герои нашей статьи делали всё для того, чтобы рассказать об истинном Исламе, используя для этого все свои возможности, их целью было принести пользу человечеству в обоих мирах. Это подвигало их, рискуя жизнью, продолжать своё дело. Ведь в их адрес не раз поступали угрозы жизни и безопасности, а они всецело стремились к главной жизненной цели – довольству Аллаха.

15 декабря – день памяти погибших журналистов.

В 2008, 2010, 2011 годах дагестанская земля потеряла четверых своих сыновей, выдающихся журналистов, которые работали в сфере исламского просвещения: Абдуллу Алишаева, Мухаммадвакиля Султанмагомедова, Яхью Магомедова, Шамиля Алиева.

Они были среди первых в исламской журналистике и ушли первыми. Их убийство было потрясением и шоком для всей общественности, ведь они не призывали ни к чему, кроме веры в Аллаха, и всему, что приводит к вере.

 

Мухаммадвакиль Султанмагомедов

Главный редактор телекомпании «Махачкала-ТВ». Был убит 11 августа 2010 года, в первый день священного месяца Рамадан в 8:20 утра. Он направлялся на работу, на троллейбусном кольце его машина остановилась на светофоре, её обстреляли из двух автоматов. Скончался, не приходя в сознание на операционном столе. Ему было 58 лет.

«Твои способности пригодятся Исламу»

«Уважаемые родители и учителя! Для того, чтобы твёрдо стоять на пути Истины и оградить будущее поколение от неверных и чуждых Исламу толкований, необходимо прививать нашим детям любовь и симпатию к чистой религии предков, в которой вся суть нашей жизни».

Так начиналась книга под авторством Мухаммадвакиля Султанмагомедова «Азбука Ислама», в те годы настольная книга практически каждого студента факультета теологии. Её покупали в исламских магазинах приезжие и местные жители, дарили друг другу.

А он щедро делился сведениями об Исламе, не просто используя для этого подвернувшуюся возможность, а создавая её там, где немыслимо было её себе представить. К примеру, в Парке победы, в здании кинотеатра «Победа» – в его стенах никогда не звучали громко положения Ислама или любая другая информация о религии, в 90-е это произошло впервые под его руководством.

Мухаммад Меджидов, бывший коллега Мухаммадвакиля Султанмагомедова:

«Это был 1996 год, я со своим родственником проходил мимо кинотеатра «Победа», мы увидели, что там дверь открыта. Смотрим, люди сидят в зале. Посмотрели на надпись у входа, написано "Исламские лекции", а в тот момент я как раз только начал делать намаз и испытывал большую жажду в религиозных знаниях. Я заглянул туда, в это время Мухаммадвакиль стоял на сцене и со свойственным ему красноречием говорил о грехах сердца, глаз, ушей, рук. Я с удовольствием послушал его и, помню, ещё сказал своему родственнику: "Смотри, как интересно, а я думал, что грех один. Не молится человек, пост не соблюдает, и всё это ему записывается как один грех, а оказывается, есть грехи глаз, языка, сердца, мыслей". Это меня очень поразило».

«Влюблённый в своё дело, он в этом нашёл себя», – так говорили о Мухаммадвакиле и его новой деятельности те, кто знал его во времена научной работы. Для них это было неожиданно, ведь он был перспективным научным работником с возможностью создания карьеры и в Ленинградском государственном университете, где он учился, и в Дагестанском государственном университете, где он преподавал.

Всем было интересно, почему он занялся исламской работой, да ещё и настолько искренне. А Мухаммадвакиль жалел лишь об одном – что не изучал углублённо религиозные науки.

Мухаммадвакиль – кандидат физико-математических наук, окончил аспирантуру Ленинградского государственного университета, после преподавал в ДГУ, был избран депутатом Народного собрания РД. Но именно когда он занялся духовным просветительством, он с увлечённостью своей энергичной натуры ждал субботы, дня, когда он проводил лекции.

Как человек, имевший научную степень и базовые религиозные знания, имевший опыт публичных выступлений, он рассказывал об Исламе искренне и красноречиво. Сейчас мы видим много прекрасных богословов из отдела просвещения Муфтията РД, читающих интересные проповеди, смотрим интересные видео с их участием, а когда-то Мухаммадвакиль был первым руководителем отдела просвещения Духовного управления мусульман Дагестана, помощником муфтия РД. После его смерти Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди сказал: «Заместителей у меня много, помощник был один».

Выступая с исламскими лекциями, Мухаммадвакиль постоянно улучшал их качество, привлекал молодого алима – ещё тогда неизвестного широкой публике Магди-хаджи Абидова, и аудитория на его лекциях становилась всё больше.

Магди-хаджи Абидов, богослов: «Он убедил меня участвовать в проведении лекций. У меня ведь не было такого опыта, он настаивал через больших учёных, говорил, приводил доводы, что я не имею права не выходить на публику и не рассказывать им об Исламе».

Так они и работали бок о бок. Лекции читал Мухаммадвакиль, за профессиональную каноническую часть отвечал Магди-хаджи. Это было время, когда с открытием границ в Дагестан хлынул поток миссионеров разных течений и сект в Исламе. Они везли массу литературы; в красочных изданиях излагались экстремистские идеи. Наивный и неискушённый дагестанский читатель охотно приобретал такую литературу, думая: «Что там может быть плохого? Написано-то об Исламе». Мухаммадвакиль понимал, что происходит, и всеми силами старался противостоять тому злу, которое надвигалось на Дагестан.

На его лекциях, куда приезжали слушатели из близлежащих посёлков и городов, люди получали ответы на мучившие их вопросы. Мухаммадвакиль же каждый раз вносил разнообразие в тематику своих лекций, рассказывая об Исламе и его правильных ценностях через призму точных и гуманитарных наук, привлекал к участию историков, востоковедов, врачей и других интересных людей/специалистов.

 

Абдулла Алишаев

Главный редактор телекомпании «Махачкала-ТВ», предшественник Мухаммадвакиля Султанмагомедова на этом посту. Был убит 2 сентября 2008 года в семь часов вечера, он возвращался после работы домой, к семье. Его машину обстреляли на улице Хуршилова, когда он остановился неподалёку от дома. Скончался к утру после операции в больнице, куда был доставлен после покушения. Ему было 39 лет.

«Я нашёл счастье и хочу до всех людей его донести».

Он поднимал самые актуальные общественные вопросы в своих телепрограммах. К каждой поднимаемой теме подходил основательно; если речь шла о введении основ Ислама в школах, то подробно изучал закон, каждый его пункт и то, каким образом включить в школьную программу этот предмет, как юридически грамотно составить письмо в соответствующие инстанции, и на каком основании они не имеют права отказать. Ведь от тех, кто стремился добиться для своих детей преподавания исламских основ вместо обучения тому, как человек произошёл из обезьяны, в любой инстанции отмахивались неправомерными: «Не положено!», «Не получится!»

Алишаев стал голосом народа и в вопросах раздельного обучения, он не просто снял документальный фильм о раздельном обучении, но и инициировал обращение в Министерство образования РД, которое подкрепил собранными им десятью тысячами подписей в пользу раздельного обучения в качестве альтернативы.

Касательно вопроса преподавания Ислама детям в школах он снял множество эфиров одной из своих авторских программ «Крупный план» с привлечением политиков, педагогов, религиоведов, социологов, чиновников. Плюс к этому он обратился в соответствующие инстанции с юридически грамотно составленным письмом о том, чтобы исламские основы преподавали в качестве факультатива в дагестанских школах.

Разъясняя то, что истинный Ислам красив и к террору не имеет никакого отношения, он снимал программы и фильмы. Один из его проектов – профессионально снятый документальный фильм «Обыкновенный ваххабизм» – получил главный приз Второго Всероссийского фестиваля документального кино.

В каждой работе Абдуллы был оригинальный подход и новизна. Сам Абдулла, когда-то мучившийся вопросом: «Неужели материальная жизнь – это всё, для чего существует человек?», красоту Ислама добывал, как алмазоискатель, путём долгих внутренних поисков – как духовных, так и интеллектуальных.

Абдулла Алишаев: «Я искал ответы на многие вопросы, понимал, что за материей существует духовная сторона. Изучал все конфессии и философии, прочитал множество книг. Я искал истинный путь, и уже было сделал вывод, что истинный путь утерян. Что были пророки, были святые люди, они доносили до людей чистую информацию, и люди её исказили, я уже тогда понимал это, но это время ушло, безвозвратно утеряно.

Об Исламе я тогда ещё не читал; что интересно, к тому моменту прочитав очень многое, до изучения Ислама я ещё не дошел… А потом у нас появились соседи, соблюдающие религию, я наблюдал за ними, обучился совершать намаз и попросил у них книги об Исламе. Я начал читать.

И вот тогда я понял – Ислам не то что на голову, а на многие порядки выше всех тех учений, с которыми я знакомился до этого, и вот тут я понял, что нашёл, наконец, истину. Вот тогда наступила эйфория. Я подумал, вот оно – счастье! Я нашёл его! Надо его до всех людей донести! О том, что не все так углублённо и усиленно его ищут, я не думал».

Абдулла Алишаев работал над духовно-просветительской программой «Мир вашему дому» на студии Духовного управления мусульман Дагестана. Талантливого юношу порекомендовали Муфтию, и он пригласил Абдуллу в Духовное управление.

Это произошло как раз в то время, когда Абдулла просил у Всевышнего помочь ему оказаться среди тех, кто доносит религию Ислам до людей. Он с усердием взялся за дело. В своих передачах Абдулла Алишаев был сценаристом, режиссёром, оператором, монтажёром и ведущим. Так, один, он делал по две 15-минутных передачи в неделю. Покидал работу стабильно к четырём утра, утром в 9 уже снова был на работе. Но и этого ему было мало, он начал участвовать в просветительских лекциях и диспутах для молодёжи вместе с алимами Духовного управления,

Магди-хаджи Абидов, учёный-богослов: «Мы проводили лекции в учебных заведениях среднего и высшего образования, детских садах, реабилитационных центрах. Бывали лекции даже в таких местах, куда, как думали люди, не могли прийти работники Духовного управления: какие-то заводы, производства, “Дагдизель”, Троллейбусное управление. Не было таких организаций, куда мы не ходили.

Засучив рукава, Абдулла-хаджи работал вместе с нами. Таких как я нужно было четыре человека, чтобы за ним успеть. На лекциях мы доносили то, что касалось религии, а светскими знаниями владел он.

Присутствие Абдуллы особенно облегчало нам работу, потому что он говорил тем языком, которым надо говорить, чтобы люди поняли. Он говорил со светской публикой, приводя свой опыт: “Я был там, я знаю эту сторону жизни, но есть иной путь…”».

 

Яхья Магомедов

Редактор газеты «Ас-Салам» на аварском языке с 2003 по 2009 гг. Был убит в селении Кокрек 8 мая 2011 года в одиннадцать часов ночи. Его расстреляли во дворе собственного дома. Ему был 31 год.

«От смерти невозможно уберечься – если дни твои закончились, никакая охрана не спасёт».

Ученик Курамухаммада-хаджи Рамазанова, он мог сидеть над выпуском газеты до рассвета. Глубокие религиозные познания плюс прекрасное знание родного аварского языка, в том числе письменного литературного, были преимуществом редактора газеты «Ас-Салам» на аварском языке Яхьи Магомедова.

Мухаммадрасул Омаров, коллега Яхьи Магомедова: «Он мог всю ночь просидеть, заканчивая статьи, чтобы отдать материал вовремя. Эта усидчивость, стремление к тому, чтобы люди получили побольше правильных знаний Ислама, вот что им двигало, в этом был его стержень, его особенность».

Магомед Ахмедов, председатель Союза писателей Дагестана: «С первого дня знакомства он произвёл на меня впечатление человека очень точного, ясного, который, если сказал, значит сделает, у него не было понятия "сделать завтра или послезавтра", он делал сегодня, это была какая-то математическая точность. Ещё запомнилось, как яростно, с любовью, со всей своей внутренней чистотой он защищал основы истинного Ислама».

Среди авароязычного населения статьи Яхьи Магомедова были чрезвычайно популярны. Читатели от выпуска к выпуску ждали их. Аудиторией его была молодёжь, к ним он нашёл подход через интересную подачу материала. Секрет того, что его статьи доходили до сердец людей, был, как считают коллеги, в том, что крепкий иман Яхьи передавал этот импульс читателю через строчки.

Он снимал квартиру вместе с молодой женой и маленьким ребёнком, и несмотря на то, что вся семья жила на маленькую зарплату, Яхья отвергал любую предлагаемую многими уважающими его людьми материальную помощь, предпочитая аскетичный образ жизни и радуясь, что у него есть такая работа, есть возможность призывать к Исламу.

Все те основы поведения в Исламе, к которым он призывал в статьях, а статьи в то время были отчасти и проповедями, он строго соблюдал сам. Писал о скромности, и его поразительную скромность отмечали все знавшие его при жизни, писал о том, что любовь к мирскому губительна и мирское не стоит и крылышка комара, и его самого оно не занимало даже мимолётом.

Ахмад Абдурашидов, богослов, односельчанин Яхьи Магомедова: «Единственное, что было для него трудным – видеть безответственность в человеке, заметить, что кто-нибудь относится безответственно к своей работе или к своей вере, вот это было для него самым тяжёлым. А вот больше не могу припомнить ничего, что он считал для себя тяжёлым, что его могло тронуть.

Каждый день, каждый его час был расписан. К примеру, он ездил в село, обучал там мутаалимов – два часа, после ехал в другое село, там тоже обучал – два часа, вечером приезжал домой, и там его ждали ученики. Он давал уроки, и это не считая той работы, которую он проводил, обучая имамов, и всё это ежедневно. Весь день его был занят. Бренный мир его не занимал. Только исламская работа».

Яхья Магомедов был не только редактором, но и алимом с хорошим знанием исламских наук. Как это бывает у богословов, он изучал всё более сложные книги в разных отраслях наук, и с этой целью он на год направился в селение Асаб Шамильского района – место, где всегда жили и преподавали сильнейшие богословы разных эпох.

Он приехал, перечислил, какие книги собирается пройти за этот год и сдать экзамен по ним. Тамошние преподаватели сильно удивились, ведь такие книги и в таком количестве проходят за 3-4 года. Яхья осилил весь этот объём за семь месяцев. После он преподавал по этим книгам уже своим мутаалимам.

В те же годы строил медресе в родном селе Ритляб Чародинского района, планировал открыть его в сентябре, но умер в мае. Угрозы поступали ему регулярно, родственники просили его как-то обезопасить себя, но он повторял: «От смерти невозможно уберечься…»

 

Шамиль Алиев, генеральный директор радиостанции «Ватан»

Был убит 5 мая 2010 года.В 13:00 в центре г. Махачкалы его машину обстреляли из автоматического оружия. Он и его охранник Саидмагомед Убайдуллаев погибли на месте.

Первое патриотическое радио, с волн которого в Дагестане зазвучал азан, нашиды, мавлиды, всеми любимый «Ватан», дагестанское представительство телеканала «Домашний» в Махачкале – это короткий перечень его и поныне действующих проектов.

Работал он много, и на главном месте у него всегда было качество. Он многое делал первым, профессионально, на высоком уровне, работая бок о бок с каждым своим сотрудником. Благодаря редкому дару талантливого управленца его коллеги и подчинённые, творческие люди, были так мотивированы на достижение общих целей, что были готовы работать сутками, вдохновенно и с радостью. А Шамиль Алиев управлял не одним творческим коллективом.

Шамиль родился 21 августа 1967 года в высокогорном селе Мехельта Гумбетовского района. Имел высшее экономическое образование. 2007 – это год рождения его успешного детища – радиостанции «Ватан». Это был новый проект Шамиля.

У него было благородное предназначение – содействовать исламскому просвещению в Дагестане. Он хотел привить истинный патриотизм молодёжи республики, донести ценности истинного Ислама до всех.

В эфире новой радиостанции дагестанцы слушали проповеди учёных-богословов, нашиды, мавлиды. Именно чистота и призыв к добру покорили слушателей. Слово алимов стало доступно каждому жителю республики, проповеди слушали все.Даже те, кто никогда не посещал мечеть, включив в магнитоле автомобиля радио «Ватан», узнавали о своей религии. Звучащие на радиоволне призывы любви к Родине, добру, братству, взаимопомощи были очень востребованы.

Параллельно с запуском «Ватана» началось вещание дагестанского представительства телеканала «Домашний», в работе которого Шамиль принимал самое активное участие. В сетке вещания регионального представительства был блок, насыщенный проповедями алимов, фильмами об истории Ислама, передачами на исламскую тематику.

У него были качества истинного руководителя-мусульманина. К подчинённым он относился лояльно, ценил профессионализм. Он относился к работникам, как к членам семьи, заботился о них. И всем помогал и советом, и материально.

В дни исламских праздников делал подарки независимо от вероисповедания подчинённых. Но самой важной чертой Шамиля, как подчёркивают знавшие его, была скромность.

У Шамиля осталось четверо сыновей.

 

Неужели вы не видите?

Республика прожила нелёгкие времена. Но то, что времена наступили трудные, видели не все. Выступление духовенства по радио и телевидению, каждый выпуск газеты «Ас-Салам» были посвящены анализу опасного нововведения – ваххабизма.

Несведущие, а в начале 90-х их было очень много, удивлялись, почему работники Духовного управления так резко выступают против ваххабизма: «Надоело уже об этом слушать!»

Все судачили о том, что, дескать, духовенство пытается избавиться от своих идеологических оппонентов, ведь только Духовное управление мусульман Дагестана в то время официально обратилось к государству с предупреждением о том, что распространение ваххабизма в республике, которое происходило тогда быстрыми темпами, неизбежно приведёт к кровопролитиям и гражданской войне.

Остальная же часть республики пребывала в равнодушной неосведомлённости и спячке. С болью в голосе с разных трибун Муфтий Дагестана Сайидмухаммад Абубакаров повторял: «Неужели вы не видите? Неужели вы не видите?»

Остановить надвигавшуюся тогда неизбежную волну засилья экстремистских учений в Дагестане нашим алимам удалось остановить. Своими знаниями, призывами, своим имуществом, собственными жизнями.

Оставшиеся смиренно продолжат работу

Мухаммадвакиль преподавал основы Ислама в Институте теологии и международных отношений, студенты с интересом слушали его лекции об Исламе, о пророках, удивительные параллели с повседневностью, которые он находил.

Там же он в последний раз давал интервью. В тот день в зале сидели его студенты, слушали, задавали вопросы. Мухаммадвакиль рассказывал о себе, искренне, открыто, как родным людям. Незадолго до интервью и незадолго до его гибели была предпринята попытка покушения на него. В его автомобиль заложили самодельную бомбу, но тогда ему удалось выжить. Из зала ему задали вопрос о покушении: «Способно ли это остановить вашу просветительскую работу?». Также спросили об убийствах алимов, двое из которых – Ахмад Тагаев и Курамухаммад-хаджи Рамазанов – были его близкими друзьями.

На это он ответил так: «Тех людей, которые посвятили себя исламской работе, остановить невозможно, это бесполезно, если их будут убивать, Аллах на их место приведёт ещё больше. Конечно, потеря большая: Курамухаммад за период своей деятельности написал около пятидесяти книг, но Аллах даст других, и они тоже будут писать книги, и даст даже ещё больше Курамухаммадов. Помните, когда Сайидмухаммада взорвали, его отец Хасмухаммадхаджи Абубакаров сказал: "Те, кто хотел убрать Саидмухаммада, фактом его убийства сделали для Дагестана тысячи таких Саидмухаммадов". Убив Курамухаммада, они сделали тысячи Курамухаммадов. Не только потому, что люди дают своим детям теперь такие имена, но и потому, что многие мусульмане теперь посвящают себя этой работе, у них есть с кого брать пример».

 

Эпилог

15 декабря – день памяти погибших журналистов. В этот день в Дагестане скорбят о лучших. О тех, кто в тот период, когда все молчали, говорили, о тех, кто в тот период, когда все спали, работали не покладая рук.

Им говорили: «Это вы там что-то сами между собой и своими оппонентами поделить не можете, а нам ваххабиты не мешают». Один из слушателей на очередной лекции Курамухаммада-хаджи Рамазанова об опасности ваххабизма возмутился громко: «Надоело уже, опять приехал и про ваххабитов говорит, если ещё раз приедет про них говорить, не пустим его сюда!»

Но они не опускали руки и, не тратя ни одной минуты зря, призывали всех соотечественников к истине, которая отнюдь не была очевидна всем, как сейчас. Когда-то не было той ясности, которая есть у нас сегодня, тех возможностей, которые есть сейчас, и такой твёрдой почвы под ногами, ведь перед дагестанцами брезжило кровавое зарево смут и бед.

Никто не может сказать, что у этих исламских журналистов, да и у всех убитых религиозных просветителей были какие-то преимущества, им как-то особенно повезло делать великое дело. Нет. Все имели шанс для призыва, у всех были равные возможности. Цели были разные. Целью наших героев было довольство Аллаха.

Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.