В этот сложный период, когда в мире бушует пандемия коронавируса, мы чётко осознали ценность грамотных врачей. Многие из них стали нашими героями, потому что буквально боролись за жизнь людей.
Немало докторов в этой борьбе, к сожалению, не выжили. Скончался и врач-невролог, заведующий отделением неврологии №1 (ОНМК) в РКБ Шихшунат Мутаев.
Награды и звания
Награждён медалью «Ветеран труда», рядом благодарностей, грамот и дипломов.
Указом Президиума Верховного Совета ДАССР ему присвоено звание «Заслуженный врач Дагестанской АССР».
Указом Госсовета РД ему присвоено почётное звание «Заслуженный врач Республики Дагестан».
С началом пандемии COVID-19 трудился в красной зоне. 12 сентября 2020 года скончался в возрасте 75 лет, заразившись коронавирусной инфекцией. Ему посмертно присвоено звание Народный Герой Дагестана с вручением медали «Золотая Звезда».
Это награды от государства. Но от пациентов он заслужил намного больше благодарности за своё сострадание, милосердие и доброту.
Это был врач, каких в наше время очень мало. Он жил своей работой, никогда не отказывал в помощи. Соседи или родственники, знакомые или незнакомые – для него это не имело значения. К нему приходили домой, его приглашали к тем, кто не мог к нему приехать. Он ездил в другие больницы, чтобы проконсультировать пациентов. А просили его об этом многие.
Как-то и мне пришлось прийти к нему домой. Он меня осмотрел, назначил обследование. Когда были получены результаты, сказал, что нужно лечиться. Я пошла брать направление в Центральную больницу. Мне нужно было его согласие, потому что я городская и к этой больнице не отношусь. И вот, чтобы он подписал своё разрешение на госпитализацию, мне пришлось немало побегать за ним. Я в буквальном смысле бегала. Не могла найти его. В рабочие часы к нему попасть не удавалось, поэтому нужно было ждать его дома. Чтобы вы понимали, это был очень востребованный врач. После работы он практически каждый день ездил к кому-нибудь, чтобы оказать помощь.
Когда у меня получилось всё оформить, меня уложили к нему в отделение, но моим палатным врачом был не он, но как заведующий отделением Шихшунат Мутаевич стабильно приходил во все палаты, консультировал абсолютно всех пациентов.
Обследования больных в его отделении проводились по всем направлениям. Обычно у пациентов обследуют только то, что касается диагноза, с которым человек поступил на лечение, а Шихшунат Мутаевич назначал обследование любого органа, который беспокоил пациента, вплоть до МРТ головы. Меня он отправил даже на гастроскопию, потому что у меня была язва.
Он корректировал диагноз каждого пациента, никого не обделял вниманием. Таких врачей, как он, я больше никогда не встречала. У него всегда был серьёзный, приятный вид, но при этом он имел очень тонкое чувство юмора, любил шутить с пациентами. Умный, грамотный, интересный, он прекрасно вёл беседу.
Много хороших, приятных слов я слышала о нём от сестры, которая была его соседкой. Он был примерным семьянином, отцом, мужем, дедушкой, отзывчивым и внимательным соседом.
Двери его дома всегда были открыты для тех, кто нуждался в помощи. И он помогал всем, независимо от того, беден человек, или богат. Этот врач жил чужой болью, чужими проблемами и никогда не забывал о семье.
В 2000 году у моего зятя в дороге в Калмыкии случилась серьёзная авария. У него оторвало ногу, были и другие травмы и увечья. Сестре сообщили о том, что её муж в больнице. Она пошла к Шихшунату Мутаевичу и рассказала о случившемся.
Он и ещё один сосед поехали с моей сестрой в больницу в другой город. Она осталась там, а они оба уехали в Махачкалу, но через 4-5 дней ей сказали, что мужа нужно перевозить в другую клинику. Сестра спросила, можно ли забрать его в Махачкалу. Врач сказала, что не даёт на это разрешения, так как возможен летальный исход. Как выяснилось, по дороге в другую больницу может случиться то же самое.
Состояние зятя было тяжёлым. Сестра подумала, что раз такое дело, то ей нужно везти его домой, а не ещё дальше от дома. Она позвонила Шихшунату Мутаевичу, и он с тем же соседом приехал и на машине забрал их в Махачкалу. Зятя уложили в больницу... Со временем ему поставили протез, и он доволен результатом лечения. И конечно, они с женой по сей день очень благодарны Шихшунату Мутаевичу за его помощь, уважают и помнят как благородного, доброго человека. Вот так ради других людей он мог оставить всё и поехать в другую республику, чтобы помочь.
Его знают многие местные врачи, ни один пациент не сможет его забыть, потому что такие доктора, как он – самородки. И мы должны ценить, помнить и говорить о них, чтобы они жили в нашей памяти, несмотря на то, что их больше среди нас нет.
Надеюсь, что все, кто испытал на себе его помощь, знания, его неравнодушие, помолится за его душу – душу чистого, светлого человека, который боролся за здоровье людей до конца своего жизненного пути. Ведь он действительно был врачом от Бога!
Хадиджа (Ольга) Григорьева