Почему наше образование считается слабым звеном?

22 Май 2021
2015

В середине марта Рособрнадзор обнародовал рейтинг субъектов России по качеству и доступности школьного образования. Возглавляют рейтинг центральные мегаполисы – Москва и Санкт-Петербург, а вот замыкают Ингушетия и, не удивляйтесь, Дагестан.

Наша республика набрала низкий балл по всем ключевым показателям, отличившись лишь в двух из них – достижение минимального уровня подготовки школьников и поступление в вузы своего региона. Согласитесь, так себе успех.

Эти данные не стали громом среди ясного неба, как-то буднично и незаметно пройдя в ленте новостей. Может, мы уже начинаем привыкать к проблемам образования в нашей республике? Может, всё это перешло в хроническую фазу? А может, проблема вовсе не в образовании, а в каждом из нас?

Мы попросили дать комментарии по этому вопросу деятелей науки и образования, и вот как им видится эта проблема изнутри, из образовательной среды. И, как всегда, выводы делать вам.

Абакар Халунов, проректор по учебной работе Дагестанского гуманитарного института, кандидат филологических наук, доцент:

«На входе в один известный вуз в ЮАР висит удивительное изречение: "Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение списывать учащимся на экзаменах".

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются в руках таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации.

Говоря о необходимости развития образования, мы должны понимать, что недостаточно лишь констатировать высокую общественную значимость образования. Необходимо найти действенные механизмы по его развитию.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным, так как именно такое образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если вы спросите, куда вложить деньги, на что их расходовать, то мудрец ответит: "Вкладывайте в образование, ведь алмазу нужна шлифовка, а человеку – образование"»!

На ум приходят слова Виктора Цоя, которые актуальны и сейчас:

«Перемен!» – требуют наши сердца.

«Перемен!» – требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах

И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждём перемен!».

 

Саида Сиражудинова, заведующая кафедрой теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института, кандидат экономических наук, доцент:

«Если говорить о школьном образовании, то одна из основных проблем в нехватке школ. И следствие этого – наличие в классах 35-40 детей, что, конечно, не может не сказаться на качестве образования.

Также в школах и на прилегающих к ним территориях нередко можно наблюдать неподобающее поведение школьников. Следует уделить большое внимание воспитанию в школах.

Необходимо, чтобы выпускник школы был социально здоровым, нравственно богатым человеком. В этой связи следует усилить патриотическое и духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях.

Необходимо формировать воспитательную среду, способствующую становлению духовно-нравственных, гражданско-патриотических, социально-трудовых качеств личности.

Если ребёнок будет любить свою Родину, уважать родителей, учителей, старших, младших, беречь свою культуру и традиции, окружающую среду, то он будет защищён от асоциальных явлений.

Почему бы в школах не ввести в штат ставку педагога по духовно-нравственному воспитанию? Это в значительной степени улучшит учебно-воспитательную работу, направленную на повышение качества образования обучающихся».

Найира Надирова, учитель высшей категории:

«Проблем на самом деле много, но, на мой взгляд, все они вытекают из одной.

Во-первых, образовательными учреждениями руководят незаинтересованные люди, которых заботит лишь занимаемая должность, а не прогресс образования в республике. Это, конечно, если не обобщать.

Во-вторых, массовый отток квалифицированных кадров из системы образования. Из таких остались лишь те, кто либо смог монетизировать свои знания (в качестве репетиторов и т.д.), либо принадлежит к взрослому поколению.

За годы своей работы убедилась в том, что самые лучшие педагоги покидают школу, потому что им не на что прокормить свою семью. Например, в нашу школу как-то устроился очень грамотный и креативный учитель химии. За пару лет наши дети начали выигрывать олимпиады, а урок химии стал самым любимым у детей.

Он получал 8 тысяч рублей и часто говорил, что не может уйти, что работает ради детей. Долго это продолжаться не могло. Сейчас он делает печи в домах. Но дети его потеряли, до сих пор в школе химию ведёт биолог…

Остались, конечно, в школе прекрасные педагоги, именно на них и держится сегодня школа.

В-третьих, техническое оснащение, вернее, его отсутствие. В школах нет современных досок, кабинетов химии, физики, биологии. Нет карт по истории и географии, разве что старые, оставшиеся от советской школы. Всё это усугубляется коррупцией, которая тормозит наше образование».

Микаил Микаилов, общественный деятель, блогер:

«Дагестан испокон веков считался территорией грамотных людей. Это сообщается и в арабских источниках, и в русских. Например, это отмечалось в трудах лингвиста и этнографа Петра Услара, который в XIX столетии писал, что уровень грамотности населения в Дагестане даже выше, чем в Европе.

Что же сейчас происходит с нашим образованием? Его изъедает коррупция. Образованный человек не может найти себе достойную нишу, а чьи-то сыны тем временем решают вопросы по знакомству или деньгами.

Таким образом, за последние десятилетия утеряны ценностные ориентиры в образовании, оно не даёт социальных лифтов. Человек, получивший хорошее образование, не конкурентоспособен, не востребован в обществе. Получение диплома, какого бы цвета он ни был, ни о чём не говорит».

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мурад Гайдарбеков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.