Кто ты?

23 Февраль 2022
955

Когда-то очень давно, когда по земле мягко передвигались саблезубые тигры, а для того, чтобы поесть, человек должен был выйти на охоту и кого-то убить, в те дремучие и жестокие времена мораль, как ни странно, значила для людей намного больше, нежели сегодня.

Да-да, именно так! И это при том, что у людей в то время не было как такового источника знаний об этой самой морали, и все познания о духовном приобретались исключительно эмпирическим путём.

Например, для тех эпох характерной чертой порядочного человека считались такие качества, как правдивость и коллективная ответственность. И если, например, человек кого-то намерено обманывал или нарушал договор, то последствия для косячника могли быть самые плачевными, вплоть до смерти.

Странно, не правда ли? Люди знали меньше, но практиковали больше, в то время как сегодня люди знают во сто крат больше, а совершают из того, что знают, позорно мало. Однако это одна из главных фишек нашего безумного времени – долго и много говорить и ни черта не делать, но сейчас речь не об этом.

Сегодня мне бы хотелось немного стряхнуть пыль с ушедших в прошлое идеалов и вместе с вами вспомнить о таком качестве, как правдивость, и о том, с чем её едят.

 

Большой брат

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ، وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يُكْتَبَ صِدِّيقًا، وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ كَذَّابًا

«Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт в Рай, и, поистине, человек будет постоянно говорить правду, пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к огню, и, поистине, человек будет постоянно лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». (Бухари, 6094; Муслим, 2607)

Быть правдивым во взаимоотношениях с окружающими, насколько это возможно – штука, несомненно, крутая. Говорить правду, не распространять домыслы, не притягивать за уши те или иные ситуации и так далее – качество лучших из лучших. Если мы оглядимся, то быстро убедимся, что мир почти полностью погрузился во тьму лжи, и, о ужас, люди приняли её за чистую монету и утвердили как нечто вполне нормальное.

Лучшей иллюстрацией вышесказанного можно считать социальные сети, где на сегодняшний день у человека протекает вторая, пусть и виртуальная, жизнь. Там в, этом параллельном мире, ложь стала насколько ликвидным товаром, что люди, заведомо понимая, что им вешают доширак на уши, с открытым ртом слушают всё, что им заливают. Отсюда растут ноги у фейковых новостей и сплетен, которые всё больше напоминают классический пранк с информацией о заминированной школе. Поэтому не стоит верить всему, что вам попадается на глаза в лентах, и тем более – передавать в массы непроверенную инфу, которая в силу своей скандальности может разлететься, как горячие пирожки. В итоге за каждый репост отвечать придётся всем, кто помог торпедировать данную «утку» в массы.

 

Наедине

От Абу Мухаммада аль-Хасана бин ‘Али бин Абу Талиба (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он запомнил, как Посланник Аллаха сказал:

دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ، فَإِنَّ الصِّدْقَ طُمَأْنِينَةٌ، وَإِنَّ الكَذِبَ رِيبَةٌ

«Оставь то, в чём ты сомневаешься, в пользу того, в чём нет сомнений. Воистину, правдивость – это спокойствие, и воистину, ложь – это сомнение». (Имам Ахмад, 1723; Ибн Хиббан, 722; Тирмизи, 2518)

По сути ты являешься тем, кем ты являешься наедине с самим собой. Ни больше, ни меньше. Быть правдивым и честным в отношении самого себя – задача не из простых. Подумай, например, вот о чём: насколько одинаковым ты бываешь в обществе и наедине с собой. Есть ли между этими двумя образами различие? Если да, то ты, скорее всего, выходя в свет, надеваешь маску, которая со временем становится твоим вторым Я и от которой с годами тебе будет сложно избавиться. И захочешь ли ты вообще от неё избавиться?

Признаваться себе в своих недостатках и в том, в чём ты неправ, замечая свои слабости – на это не каждый способен. Но именно в этом и проявляется правдивость в отношениях с самим собой. Сказать себе, кто ты на данный момент и на какой ступени находишься, может только сильная личность. Слабой личности не свойственно признавать свои изъяны и ошибки, и в этом между ними разница. Именно умение признаваться себе в своих минусах приводит человека к правдивости высшего уровня – откровению с Господом.

 

Храм души

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

غَزَا نَبِيٌّ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ، فَقَالَ لِقَوْمِهِ: لَا يَتْبَعْنِي رَجُلٌ مَلَكَ بُضْعَ امْرَأَةٍ، وَهُوَ يُرِيدُ أَنْ يَبْنِيَ بِهَا، وَلَمَّا يَبْنِ بِهَا وَلَا أَحَدٌ بَنَى بُيُوتًا وَلَمْ يَرْفَعْ سُقُوفَهَا، وَلَا أَحَدٌ اشْتَرَى غَنَمًا أَوْ خَلِفَاتٍ، وَهُوَ يَنْتَظِرُ وِلَادَهَا، فَغَزَا، فَدَنَا مِنَ الْقَرْيَةِ صَلَاةَ الْعَصْرِ، أَوْ قَرِيبًا مِنْ ذَلِكَ، فَقَالَ لِلشَّمْسِ: إِنَّكِ مَأْمُورَةٌ وَأَنَا مَأْمُورٌ، اللَّهُمَّ احْبِسْهَا عَلَيْنَا، فَحُبِسَتْ حَتَّى فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ، فَجَمَعَ الْغَنَائِمَ فَجَاءَتْ يَعْنِي النَّارَ لِتَأْكُلَهَا فَلَمْ تَطْعَمْهَا، فَقَالَ: إِنَّ فِيكُمْ غُلُولًا، فَلْيُبَايِعْنِي مِنْ كُلِّ قَبِيلَةٍ رَجُلٌ، فَلَزِقَتْ يَدُ رَجُلٍ بِيَدِهِ، فَقَالَ: فِيكُمُ الْغُلُولُ، فَلْيُبَايِعْنِي قَبِيلَتُكَ، فَلَزِقَتْ يَدُ رَجُلَيْنِ أَوْ ثَلَاثَةٍ بِيَدِهِ، فَقَالَ: فِيكُمُ الْغُلُولُ، فَجَاءُوا بِرَأْسٍ مِثْلِ رَأْسِ بَقَرَةٍ مِنَ الذَّهَبِ، فَوَضَعُوهَا، فَجَاءَتِ النَّارُ فَأَكَلَتْهَا، ثُمَّ أَحَلَّ اللهُ لَنَا الْغَنَائِمَ، رَأَى ضَعْفَنَا وَعَجْزَنَا، فَأَحَلَّهَا لَنَا

«Отправляясь в военный поход, один из пророков (мир им) сказал своим соплеменникам: "Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает войти к ней, но ещё не вошёл, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них", — после чего двинулся в поход.

Подойдя к определённому населённому пункту ко времени послеполуденной молитвы, он сказал солнцу: "Ты подвластно Аллаху, и я Ему подвластен, о Аллах, останови его для нас", — и солнце не заходило до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу.

После этого он собрал военную добычу, и (с небес) сошёл огонь, чтобы забрать это, однако не тронул (собранного). Тогда этот пророк сказал (своим воинам): "Поистине, среди вас кто-то пошёл на обман, пусть же один человек из каждого племени принесёт мне клятву".

Они так и сделали, и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сказал: "Поистине, обман находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву". На этот раз к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и он сказал: "Это вы пошли на обман".

После этого они принесли сделанную из золота голову наподобие коровьей и положили её, и тогда сошедший (с неба) огонь забрал всю добычу, ибо военная добыча не была дозволена никому из живших до нас, и лишь потом Аллах разрешил нам брать её. Он разрешил нам брать её, когда увидел нашу слабость и бессилие». (Бухари, 3124; Муслим, 1747)

Это кажется сумасшествием, но и в наше время находятся те, кто пытается обмануть Бога. Типа, я сейчас кое-что проверну, а потом резко покаюсь. Или: я сейчас погрешу, но в дальнейшем обязательно с этим завяжу. Или: все же это делают, только я, что ли?! Удивительно, но многом удаётся жить в этой безумной парадигме довольно долгое время, пока всё в одночасье не рушится. Однако стоит ли до этого доводить?

Отношения со Всевышним – это и есть по сути лицо твоего имана. Это не мудрые цитаты в инсте, не хадисы на статусе в вотсапе и т. д. Это то, что наиболее точно определяет уровень твоей веры в Него.

Если ты не из тех, кто искренне и ежедневно делает дуа, кто просит Его о помощи и прощении, то, скорее всего, твой иман застрял где-то на уровне инсташейха и «неопределившегося». Всё остальное – просто слова.

Быть честным с Аллахом означает обращаться к Нему не только тогда, когда ты находишься в мечети вместе с кем-то. Быть честным с Ним – это общаться с Господом, когда тебя никто, кроме Него, не видит и не слышит. Тогда-то твой шёпот и слышен лучше всего. Когда диалог ведут только двое: Господин и раб.

Пусть Всевышний раскроет наши запечатанные сердца и даст тауфик быть максимально правдивыми и честными. Амин!

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Камаль Магомедов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.