Диагноз: юность

24 Июнь 2022
2737

Извне

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الفِطْرَةِ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ

«Каждый ребёнок рождается мусульманином (с врождённым Исламом [фитрой]), а уже потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Имам Ахмад,7712; Бухари,1385; Муслим, 2658; Абу Давуд, 4714)

Сложно понять, что в последнее время творится в жизни нашей (да и не только) молодёжи, но творится однозначно что-то ненормальное. Со стороны это напоминает перевал, за которым начинается что-то доселе неизвестное и тёмное.

Так, на днях в одной из школ Махачкалы, а конкретно в школе № 39, ученица 6 класса покончила с собой. Мотивы остались сокрытыми, но лично мне трудно представить, что могло сподвигнуть настолько юную девочку, а по сути, ещё ребёнка, на такой радикальный шаг.

Скорее всего, причина должна была быть реально тяжёлой, а ситуация – на самом деле непоправимой, настолько, что вынести это, видимо, не представилось возможным, из-за чего девочка решила свести счёты с жизнью. Но так ли это на самом деле?

Самое ужасное, что этот случай далеко не первый из подобной категории, но дай Бог, чтобы последний.

 

Причины

Катализатором суицидальных мыслей в подростковом возрасте может стать всё, что угодно, от нервного срыва до плохих отметок по ЕГЭ, однако я для себя тут выделил три основных фактора:

 1. родительский пофигизм;

От Са’ида ибн Аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا نَحَلَ وَالِدٌ وَلَدًا مِنْ نَحْلٍ أَفْضَلَ مِنْ أَدَبٍ حَسَنٍ

«Ни один отец не подарит своему ребёнку ничего более ценного, чем хорошее воспитание». (Имам Ахмад, 16717; Тирмизи, 1952; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир», 1323)

Как бы избито это ни прозвучало, в наше непростое время детям катастрофически не хватает именно родительского внимания. И я сейчас не о том, что нужно сидеть над своим чадом и сдувать с него пылинки или слепо выполнять все его прихоти. Я подразумеваю обычный налаженный диалог в формате «отцы-дети».

Как показывает практика, вовремя и правильно выстроенный диалог с ребёнком по сути является лучшей превентивной мерой для профилактики тех духовных недугов, которыми ребёнок может заболеть по мере взросления.

Вроде бы максимально просто, но многие ли из нас обращают на это внимание?

Я лично знал немало родителей, чьи дети занимались, мягко говоря, нехорошими вещами, о чём узнавал даже я, но чем не интересовались сами родители. После, когда что-то всплывало на поверхность и поднималась буча, было уже слишком поздно и больше напоминало размахивание кулаками после драки, то есть было, конечно, эффектно, но по факту бесполезно.

В одном из хадисов, который передаётся от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), наш Пророк Мухаммад ﷺ дал этому аспекту очень точное определение:

أَكْرِمُوا أَوْلَادَكُمْ وَأَحْسِنُوا أَدَبَهُمْ

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Ибн Маджах 3671)

Первые зёрна абсолютно любых отклонений в характере ребёнка прорастают достаточно рано, и если вовремя не взяться за обработку этой «целины», то отравленным окажется весь посев, причём на несколько поколений (цепочка передачи морально-нравственных устоев) вперёд.

Воспитывать детей нужно обязательно, иначе, предоставленные сами себе, они непременно вырастут сорняками, забывшими о том, что у них вообще есть или когда-то был садовник. Отсюда возникает и маргинальное поведение, и неуважение к старшим, и тотальное подчинение собственным страстям, что в итоге может привести не только к неудачно сложившейся жизни, но и прямиком к суициду.

Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَأَنْ يُؤَدِّبَ الرَّجُلُ وَلَدَهُ ‌خَيْرٌ ‌لَهُ ‌مِنْ ‌أَنْ ‌يَتَصَدَّقَ ‌بِصَاعٍ

«Поистине, если человек займётся воспитанием своего ребёнка, как положено (в соответствии с шариатом), это будет лучше (будет больше блага) для него, чем раздача одного са’а (съестного) в качестве милостыни». (Тирмизи, 1951)

В той версии этого хадиса, которую передаёт имам Ахмад и Табарани от Джабира бин Самурата (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَأَنْ يُؤَدِّبَ أَحَدُكُمْ وَلَدَهُ خَيْرٌ لَهُ مِنْ ‌أَنْ ‌يَتَصَدَّقَ ‌كُلَّ ‌يَوْمٍ بِنِصْفِ صَاعٍ

«Если кто-либо из вас займётся воспитанием своего ребёнка как положено (в соответствии с шариатом), это будет лучше для него, чем если он будет каждый день давать милостыню в размере половины са’ а». (Имам Ахмад, 20970; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир», 2032)

2. кенты;

На первый взгляд, идея о том, что окружение оказывает огромное влияние на формирование нравственности ребёнка, кажется сильно притянутой за уши. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что влияние «тусы» на ребёнка порой может быть просто чудовищным и иметь плачевные последствия. Нередко родители не придают значения тому, с кем трётся их малой или кто и почему трётся рядом с ним.

Это касается в большей степени девочек-подростков. Попав в дурную компашку, нормальные девчата идут по наклонной, а здравые пацаны превращаются в откровенных мерзавцев с элементами девиантного поведения.

Если же говорить об истинной дружбе, то в качестве хрестоматии можно привести следующий хадис, переданный от Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَرَى الْمُؤْمِنِينَ فِي تَرَاحُمِهِمْ وَتَوَادِّهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى عُضْوًا تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ جَسَدِهِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу – когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Бухари, 6011)

В наше же время всё происходит с точностью до наоборот. Видя, как наших близких или друзей поражает духовный рак, мы даже не пытаемся их спасти, становясь их соучастниками, вместо того чтобы быть врачами.

Отсюда вывод: пусть у наших детей вовсе не будет друзей, чем будут такие, которые станут причиной их морального разложения.

3. общественное давление.

Да, с годами мы так и не стали «быстрее, выше, сильнее», и мнение общественности всё так же оказывает влияние на наш затуманенный разум, толкая в самую гущу грехов.

Естественно, это в первую очередь касается детей, которым очень важно, что о них подумают взрослые или их сверстники. Также дети часто имеют привычку загоняться о том, что их вдруг кто-то начнёт критиковать или хейтить.

Это – боль. Больно, что дети могут быть настолько зависимы от мнения неправильно размышляющих ровесников или равнодушных взрослых, что в одинаковой степени губительно.

Тут очень важно с раннего возраста формировать в них стойкий иммунитет к критике и мнению со стороны. В конце концов, то, что думают о нас другие, не более чем мнение толпы, которая нередко мало чем отличается от стада.

Думаю, если акцентированно подойти к работе над вышеперечисленными аспектами, составляющими квинтэссенцию жизни наших детей, можно избежать большинства проблем, которые превращают милых деток в трудных подростков.

Пусть Всевышний поможет всем неравнодушным родителям преуспеть в этом. Аминь!

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.