Где начинается экстремизм?

16 Июль 2022
4770

Непрекращающаяся вереница туристического потока, мирное небо над головой и безмятежные улицы. Дагестан, ты ли это? Люди в возрасте, во всех смыслах пережившие лихие 90-е и не менее лихие 2000-е, прекрасно понимают, о чём мы говорим.

Дагестан эволюционирует, он становится всё менее бандитским и всё более мирным. Как долго мы этого ждали. Но так было не всегда. Каких-то десять лет тому назад, в 2012 году, в Дагестане было совершено 400 террористических актов. Стоит ли объяснять, что мы тогда с большим отрывом возглавляли террористический список среди всех регионов России. Мы были рекордсменами со знаком минус, горячей точкой, как это принято называть.

Дальше события развивались стремительно – появление, откуда ни возьмись, запрещённой в России организации ИГИЛ, Олимпиада в Сочи и год без терактов. Мы, наконец-то, дожили до года без терактов. Главное – мы дожили.

Когда-то в Японии с большой помпезностью отмечали полную ликвидацию безграмотности, а для нас год без терактов стал сродни празднику общенационального масштаба.

Тогда, в 2014 году, экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своём ежегодном послании Народному собранию отметил всю торжественность этой долгожданной для нас действительности: «Впервые за последние 10-15 лет Дагестану удалось прожить год без террористических актов. Это наша общая победа над силами зла. Хочу всех нас поздравить с тем, что мы живём в более безопасной, благополучной, обновлённой и очищенной республике. Это то, о чём большинство из нас мечтали два года назад».

Это был год победы, который мы приближали, как могли.

Но в нашем случае это, к сожалению, не повод петь дифирамбы и маршировать по центральной площади. Наш Северо-Кавказский регион – слишком сложный и местами противоречивый. Находясь на стратегически важном участке, на стыке Азии и Европы, мы словно на пороховой бочке или на действующем вулкане. В любой момент что-то может рвануть – чуждая для нас идеология или привезённая извне «норма» жизни. Такова наша участь на протяжении столетий. И я вовсе не утрирую.

Вот, например. Террористическое бандподполье в Дагестане уничтожено в пух и прах, в лесах (почти) никто не сидит, но значит ли это, что с экстремизмом покончено? А экстремизм, как известно – идеологема терроризма, его основной механизм, убежденческая ось.

Человек ввиду тех или иных обстоятельств может не совершить теракт, но значит ли это, что он законопослушный гражданин? Есть ли какие-либо гарантии, что из спящей террористической ячейки он не перейдёт в активную, «бодрствующую»?

И кстати, спящие ячейки у нас по-прежнему есть, вербовка никогда не прекращалась – ни в 2012, ни в 2022 году. Вербовка новых адептов – вещь в себе, на которую мало влияют внешние факторы, она удивительным образом может приспособляться к новым обстоятельствам. ВЕРБОВКАВОТ ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЭКСТРЕМИЗМ.

Вербовка, к сожалению, идёт в ногу со временем и перманентно мутирует. Те, кто занимается вербовочной деятельностью – не стихийно собранная шпана айтишников, а спецы высшего разряда, прошедшие спецподготовку. По сути, это спецназ нашего времени, виртуальные ассасины, ловцы душ.

Повсеместное распространение Интернета и информационных технологий только облегчает их работу. Судите сами, в 1997 году экстремисты имели в своём распоряжении лишь 12 онлайн-площадок, а десять лет тому назад – 50 ТЫСЯЧ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ. Ужасающая статистика, не правда ли? Не попасть бы нашей молодёжи в эту экстремистскую паутину.

А как же распознать вербовщика? – спросите вы. Как обезопасить себя и своих детей от пропаганды? Для этого достаточно соблюдать ряд простых, но очень эффективных правил. Это правило трёх «НЕ»:

- НЕ ЗНАКОМИТЬСЯ В СЕТИ;

- НЕ ВПУСКАТЬ В ЖИЗНЬ НЕЗНАКОМЦЕВ;

- НЕ БРАТЬ УРОКИ РЕЛИГИИ У СОМНИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ.

Кроме этого, следует помнить, что вербовщик ВСЕГДА пытается занять какую-либо нишу в жизни своей «жертвы», морально и материально помочь. Он будет представлять мир в чёрно-белых красках, мол, вокруг нас одни враги, да и живём мы в разлагающемся обществе. И САМОЕ КЛЮЧЕВОЕ – ТЫ ИЗБРАННЫЙ, ТЫ ОСОБЕННЫЙ, ТЫ ДОЛЖЕН.

Так работает экстремистская машина с незапамятных времён. Методы меняются, время меняется, но цель остаётся неизменной – распространение пропаганды. Без пропаганды нет экстремизма, а без экстремизма нет терроризма. ВОТ ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЭКСТРЕМИЗМ.

Британский писатель и публицист Джордж Оруэлл как-то написал: «Любая пропаганда – ложь, даже если она говорит правду».

Мурад Гайдарбеков,

центр исторических исследований «Врата истории»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.