Что ни говори, но у нас в республике в плане религии своя атмосфера. И это круто, когда, несмотря на то что ты живёшь в светском государстве, ты имеешь возможность соприкасаться с Исламом так часто, как тебе хочется.
Я имею в виду, что помимо функционирования мечетей, исламских вузов, курсов по изучению Корана, совместных ифтаров мы, мусульмане Дагестана, наделены возможностью собираться со своими братьями и сёстрами по вере в любое время и практически в любом месте. Нашим дедам и тем, кто жил до них, подобные плюхи показались бы фантастикой.
Презент
Маджлисы, где мусульмане могут собирать вокруг себя братьев и сестёр из числа мусульман, являются крайне богоугодным делом, о чём в книгах великих учёных сказано немало.
Вспомним хотя бы слова Пророка Мухаммада ﷺ, которые передаются от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
إِنَّ لِلهِ مَلَائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللهَ تَنَادَوْا: هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ، قَالَ: فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا
«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием Аллаха, а когда они находят их, то обращаются друг к другу со словами: “Идите к тому, что вы ищете!” И они окружают таких людей своими крыльями до самого нижнего неба». (Бухари, 6408)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ لِلَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى مَلَائِكَةً سَيَّارَةً، فُضُلًا يَتَتَبَّعُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا مَجْلِسًا فِيهِ ذِكْرٌ قَعَدُوا مَعَهُمْ، وَحَفَّ بَعْضُهُمْ بَعْضًا بِأَجْنِحَتِهِمْ، حَتَّى يَمْلَئُوا مَا بَيْنَهُمْ وَبَيْنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا
«Поистине, есть у Всевышнего Аллаха ещё и другие ангелы, странствующие по земле в поисках собраний, где поминают Аллаха (маджлисов зикра), и когда они находят собрание, на котором люди занимаются поминанием Аллаха, то садятся вместе с ними и окружают их своими крыльями, пока не заполнят собой всё пространство между нижним небом и землёй». (Муслим, 2689)
Помимо этого на таких собраниях в тренде начинать и заканчивать программу благословением Пророка Мухаммада ﷺ, о чём Сам Всевышний сказал:
إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
(смысл): «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ (то есть Всевышний Аллах проявляет милость к Своему Пророку ﷺ, возвышает его достоинство, повышает его в степени, и Его ангелы возносят за Пророка ﷺ дуа и истигфар, просят у Аллаха прославить Своего раба и Посланника и предоставить ему высшую степень). О те, которые уверовали, вы тоже часто благословляйте его (Пророка ﷺ) и приветствуйте пожеланием мира (читаете салават)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Ахзаб: 56)
Теперь давайте прикинем, какой жирный куш можно сорвать, сознательно посещая место, где собираются мусульмане. Однако стоит внести небольшую поправочку, дабы под определением «место, где собираются мусульмане» люди не поняли абы что. Местом собрания мусульман можно считать те же маджлисы, мавлиды, сборища в мечети для получения пользы, совместное посещение уроков и т. д. Сюда не относятся «гужбаны», «хинкалы», «вписки», «шашлыки», «обмытие» и прочие стрёмные затеи, на которых люди кучкуются тупо для развлечений.
Собравшись в компании, мусульмане не должны заниматься сплетнями, обсуждением несерьёзных тем, рассказыванием анекдотов и т. п.
От Абу Бакра ибн ‘Имрана ибн Хазма (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا يَتَجَالَسُ الْمُتَجَالِسَانِ بِالْأَمَانَةِ، فَلَا يَحِلُّ لِأَحَدِهِمَا أَنْ يُفْشِيَ عَلَى صَاحِبِهِ مَا يَكْرَهُ
«Когда два человека находятся вместе, они сидят с аманатом от Аллаха. Ни одному из этих людей не дозволено предавать гласности то, чем будет недоволен его брат по вере». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад, 106; Байхаки, «Шуабу’ль Иман», 11191)
Но если мы всё же немного уходили в сторону и по мелочи косячили на маджлисе, то вспомним, что искупить подобное поведение можно словами, которые мы произносим, когда встаём:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لاَّ إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إلَيْكَ
«Субх'ана-ка, Аллаhумма, ва би-х'амди-ка, ашhаду алля иляhа илля Анта, астагфиру-ка ва атубу иляй-ка».
«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние». (Тирмизи, 3433)
Это дуа читают ради искупления упущений на маджлисе и сохранения благого, что было на нём, как передано в хадисе.
Ширк, куфр или бид‘а?
Кто-то может сказать, что во времена Пророка ﷺ подобных собраний не было, а значит, это стопроцентное бид‘а и в перспективе огонь Ада. Однако давайте попридержим коней и не будем рубить сплеча.
Имам Аш-Шафи‘и говорил:
«Все новшества делятся на два вида: первое – это новшества, противоречащие или Корану, или сунне, или иджме, или асару (подобное нововведение является заблуждением); второе – хорошие новшества, не противоречащие ничему из вышеперечисленного. Такое нововведение разрешено и заслуживает похвалы».
Поэтому, дорогие братья и сёстры, если вам выпадает шанс посетить подобное мероприятие, ни в коем случае не упускайте его. Ведь придёт время, когда мы будем скучать по тому, что напоминало нам об Исламе, но возможности повернуть время вспять не будет.
В конце концов Всевышний может унизить нас тем, что, проигнорировав возможность посетить собрание мусульман, мы потратим это время на грехи. И это касается не только свободного времени, но и всего, чем Он нас наделил.
В хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сказано:
اغْتَنِمْ خَمْساً قبْلَ خَمْسٍ: حَياتَكَ قَبْلَ مَوْتِكَ وَصِحَّتَكَ قَبْلَ سَقَمِكَ وفَراغَكَ قَبْلَ شُغْلِكَ وشَبابَكَ قَبْلَ هَرَمِكَ وغِناكَ قَبْلَ فَقْرِكَ
«Используй пять вещей, прежде чем столкнёшься с пятью другими: используй свою жизнь до того, как придёт твоя смерть, используй своё здоровье до того, как придёт к тебе болезнь, используй своё свободное время до того, как окажешься занят делами, используй свою молодость до того, как придёт к тебе старость, используй своё богатство до того, как придёт к тебе бедность». (Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 10248)
Камаль Магомедов