Проблемы «в режиме ожидания»

15 Февраль 2023
4846

«Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд». (Михаил Лермонтов)

 

Катастрофическое землетрясение в Турции и Сирии обнажило множество проблем, характерных для многих городов не только этих стран. К таковым можно отнести проблемы, находящиеся «в режиме ожидания» и потому незаметные в каждодневной жизни.

Именно из-за таких проблем землетрясение и повлекло за собой большое количество разрушений и жертв, которых можно было избежать, обрати ответственные лица на них внимание в своё время.

В этой статье мы хотим обратить внимание на недостаточный контроль соблюдения строительных норм со стороны муниципальных властей. Ведь нередко ответственные работники муниципалитетов различных уровней из корысти или проявляя «снисходительность» и «доброту», закрывают глаза на те или иные требования градостроительного законодательства.

Эти требования могут казаться несущественными в обычных, не экстремальных условиях, поэтому многие чиновники не учитывают строительные нормы при выдаче разрешительных документов на постройку.

То же самое происходит с контролем хода строительства и при вводе объекта в эксплуатацию. В итоге при попустительстве чиновников в городе появляется опасный для жизни объект. Даже если он годен в обычных условиях, в критический момент он может стать источником многих несчастий. Беда приходит не каждый день, и в обычных условиях заложенная таким образом «бомба» находится в «режиме ожидания».

Как показали последние события, в разных городах Турции степень разрушений разная. Даже в одном и том же городе некоторые дома развалились, как карточные домики, а другие продолжают стоят неповреждёнными.

Самое поучительное – в городе Эрзин (провинция Хатай) с населением более 40 тысяч человек, расположенном чуть ли не в эпицентре землетрясения, не разрушено практически ни одно здание. И это при том, что саму провинцию Хатай землетрясение разрушило основательно.

Секрет этого «чуда» заключается в том, что мэр города Оккеш Эльмасоглу был бескомпромиссен и строго следил за соблюдением всех норм строительства. Он говорит: «Я не разрешал нелегально строить даже одно здание. На меня злились, критиковали и угрожали, говорили: “Думаешь, в этой стране только ты честный?Но зато теперь меня не мучает совесть».

То, что этого мэра не мучает совесть – только одна сторона медали, которая касается этого света. С точки зрения верующего человека есть и другая сторона – ответственность перед Всевышним. Очевидно, с этим у Оккеша Эльмасоглу на том свете будет гораздо меньше проблем, чем у мэров разрушенных из-за их халатности городов.

С точки зрения Ислама руководитель любого уровня является «пастырем своей паствы», и его ожидает великое воздаяние в виде вознаграждения за ответственное исполнение своих обязанностей и в виде наказания – за упущения.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ في بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا ، وَالخَادِمُ رَاعٍ في مال سيِّدِهِ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем и ответственен за свою паству. Мужчина в своей семье является пастырем и ответственен за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, и она ответственна за свою паству. Слуга является пастырем для имущества (денег) своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем, и [каждый из вас] несёт ответственность за свою паству». (Бухари, 893, 2409; Муслим, 1829)

Это побуждало многих правителей жертвовать собственными интересами ради должного исполнения обязанностей руководителя. Точно так же все руководители на местах должны следить за своей паствой и исполнять свои обязанности, как положено.

А как в Дагестане обстоят дела с «проблемами в режиме ожидания»?

Боюсь, что гораздо хуже, чем в Турции. Махачкала, например, с 90-х годов прошлого столетия строится хаотично и бесконтрольно. Есть большая опасность, что даже при землетрясении гораздо меньшей силы у нас могут быть большие разрушения. И в других городах вряд ли дела обстоят лучше.

Не дай Аллах, если тряхнёт и разрушатся дома с соответствующими жертвами, за это придётся отвечать перед Всевышним всем, кто был причастен к строительству – и застройщикам, и подрядчикам, включая всех работников (рабочие, мастера, прорабы и т. д.), и чиновникам, которые должны были контролировать строительные работы. Каждый ответит по мере своих ошибок и упущений.

Не только руководители…

Раз уж мы затронули тему ответственности перед Всевышним, надо отметить, что эта ответственность касается всех людей, работающих в разных областях. Ответственность человека за качество своей работы, за свои обязанности является очень важной составляющей в любой сфере. Каждый работник, начиная с дворников, рабочих, инженеров, чиновников разного уровня и заканчивая руководителями государств, несёт ответственность перед Всевышним за должное исполнение своих обязанностей.

От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يُحِبُّ إِذَا عَمِلَ أَحَدُكُمْ ‌عَمَلًا ‌أَنْ ‌يُتْقِنَهُ

«Поистине, Аллах любит, когда кто-то из вас выполняет какую-нибудь работу и делает это с умением (идеально, крепко и точно)». (Табарани, «Му‘джам аль-Авсат», 897; Байхаки, «Шу‘аб адь-Иман», 5313; Абу Я‘ла, 4386)

Например, если дворник, который обязан очистить от снега участок тротуара, не очистил его, и из-за этого кто-то упал и сломал себе руку или ногу, или если снег проник в чью-то обувь, у него замёрзли ноги, и он заболел, дворник в Судный день ответит перед пострадавшим за причинённый вред. И увильнуть от этой ответственности не получится.

Также, если производитель создал некачественный продукт, вследствие чего пострадал потребитель, или работник правоохранительных органов, пользуясь служебным положением, допустил несправедливость, или чиновник вследствие неполноценного исполнения своих обязанностей нанёс вред рядовому человеку – во всех подобных случаях работнику придётся держать ответ перед Всевышним и возместить ущерб потерпевшему или потерпевшим. А возмещение произойдёт за счёт благих деяний провинившихся работников, которые будут отданы пострадавшим, или возложением на них грехов пострадавших.

К большому сожалению, очень многие об этом не думают, а некоторые не имеют даже представления об этом. Поскольку незнание не освобождает от ответственности, логично было бы каждому изучить возможные последствия своих халатных действий на работе, обратившись за помощью к тем, кто имеет соответствующие знания (например, имамам).

Дай Аллах всем лёгкого отчёта в Судный день благодаря изучению возможных проблем касательно своей работы и соблюдению соответствующих требований!

Хажимуса Ичалов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.