Без неё он был, как орёл без крыльев

15 Март 2023
5214

Селение Цада Хунзахского района уже много лет популярно среди туристов из всех уголков России и зарубежья. Они посещают высокогорное село не только потому, что там родился всемирно известный поэт Расул Гамзатов, но и ещё и потому, что жизнь здесь, несмотря на наличие всех современных коммуникаций, протекает аутентично, по-горски.

К роднику за водой уже ходят редко, только нынешней холодной зимой водопроводные трубы замёрзли, и в некоторых домах носят воду от родника. А в остальном село похоже на прочие сёла.

Наш корреспондент выехал селение в Цада, чтобы рассказать о его жизни, быте, который начинается каждое утро у домашнего очага, и о жизни женщины в этом ауле.

Зачастую рядом с успешным мужчиной стоит женщина, которая вдохновляет его и обеспечивает надёжный тыл. Для Расула Гамзатова такой женщиной стала его жена Патимат, которая тоже выросла в селении Цада. Патимат успела за свою жизнь многое: стать кандидатом физических наук, открыть уникальный Музей искусств в Махачкале, быть прекрасной женой и матерью.

Патимат называют великой женщиной. Конечно, Расул Гамзатович был поэтом и до встречи с ней, но именно рядом с ней его талант расцвёл и стал известен всему миру. Когда Патимат не стало, для него всё изменилось, его стихи стали грустными: «Жизнь уже не та», – говорил он, и признавался, что это самая большая потеря для него.

Известный всему миру цадинец умел любить главную женщину своей жизни и умел уважать женщин. Все его стихи пронизаны трепетом перед женщиной.

С первых же минут пребывания в Цада впечатляет открытость и искренность местных жительниц. Независимо от возраста, они все ведут себя перед камерой непосредственно. В каждой семье есть платок – так называемый платок невесты. По старинной традиции он передаётся из поколения в поколение, от матери к дочери и дальше к внучке, и каждая из них старается сохранить эту семейную реликвию.

Заведующая библиотекой и Домом Поэзии в Цада Анисат Алибегова рассказывает:

«Техшал называют наш цадинский платок. Отличает его то, что он весь расписан цветами. Каждому возрасту присущ платок определённого оттенка. Девочки помладше носят платки светлых цветов, постарше – уже чуть ярче и темнее.

Пожилые женщины могут позволить себе носить платки тёмно-бордовых тонов, а в преклонном возрасте – чёрный платок. А вот белый платок с вышивкой – это платок, который накидывали на невесту, когда она уходила из отчего дома в дом мужа».

После свадьбы у невесты начинались будни молодой женщины: с самого утра набирать воду в роднике, ухаживать за скотиной, за курами, заботиться о муже, вкусно ему готовить и поддерживать во всём.

Женская забота и любовь ярко отражены в творчестве Расула Гамзатова. Он с нежностью относился к своей маме, Хандулай была верной, преданной женой и любящей матерью. А любовью всей его жизни стала Патимат, дочь Саида. Многие его стихи – о жене и матери».

Исследуя Цада, мы подошли к дому, который на первый взгляд показался современным, но при ближайшем рассмотрении стало очевидным, что это старинный дагестанский дом как минимум 100-летней постройки, просто отреставрированный, в остальном он сохранил характерные исторические черты. Оказалось, это родительский дом Патимат Саидовны, жены Расула Гамзатова.

Раннее её детство прошло в этом доме, а затем её родители переехали в Махачкалу. Отец был видным, уважаемым человеком, вместе с тем религиозным.  Он научил своих детей всему, чему должен научить отец в Исламе. Умирая, он попросил своих детей засвидетельствовать, что при жизни обучил их необходимым исламским знаниям и практикам, и они свидетельствовали.

Окна старинного дома смотрят на горы. Сейчас они заснеженные, а летом покрыты зеленью. Это самый красивый вид, который только можно придумать.

Что интересно, дом, в котором родился и вырос Расул Гамзатов, отделяет от дома Патимат лишь узенькая улочка. Окна их домов выходят на горы. Может, именно в таких живописных местах рождаются поэты, ведь они вдохновляются этими удивительными видами.

В Цада мы заметили, что практически каждый житель имеет поэтический, творческий взгляд на жизнь. Это видно даже на кухне у плиты. Цадинки прекрасно готовят и делают это не как унылую обязанность, а со всей возможной лёгкостью души и тела, с любовью к еде и к гостям, которых они угощают.

А тем временем нас ждала в гости гостеприимная Салихат Патахова. Обед был уже готов, но мы немного припозднились, поэтому нам позвонили. Гостей здесь ценят, гости – это баракат. На наш вопрос, в чём счастье каждой цадинки, Салихат ответила:

«Счастье любой цадинки – это благополучная семья. Я окончила школу, поступила в педагогический вуз, окончила с отличием. Вернулась в свой район и пошла работать в самое высокогорное село, оно находится на плато. С одной стороны моим счастьем была любимая работа, с другой – моя семья: любящий муж, прекрасные дети.

Каждый день я ходила на работу по узкой горной тропинке. Время пути – один час и десять минут. Каждый день, зимой – по сугробам. В то время зимы были суровые. С удовольствием ходила в школу и с удовольствием – домой. Так вот, счастье любой женщины – это с удовольствием ходить на работу и с удовольствием возвращаться домой».

Салихат угостила нас хинкалом – кукурузным, слоёным и тёмного цвета из необычной муки. Эту муку делают у них в селе, она называется «семь злаков», так как приготовлена из семи разных злаков. Этот вкусный хинкал здесь особенно часто готовят в Рамадан, он полезный, сытный и вкусный – незаменимое блюдо в месяц поста.

Как мы заметили в начале нашей поездки, за успешным мужчиной стоит заботливая женщина. Салихат, как и все цадинки, умеет готовить всё, что любит её муж. Чуду – одно из таких блюд. Мы попросили Салихат показать нам процесс его приготовления, а пока она его готовит, вспоминает своего двоюродного дядю Расула Гамзатова:

- Я сегодня думала о Патимат, ведь она сподвигла дядю Расула на создание великих стихов, она была его музой.

 

- А как вы думаете, она готовила вот такие чуду и хинкал?

- Она очень вкусно готовила и всё умела. Из-за нехватки времени в доме ей помогала помощница, но еду она готовила сама.

 

- Какой должна быть жена великого человека?

- Патимат была очень грамотной, обаятельной, красивой женщиной, она была прекрасной хозяйкой, рядом с такой женой дядя Расул чувствовал себя великолепно.

 

- Говорят, что после её смерти он изменился, даже стихи стали грустными.

- Не то слово. Он очень горевал, когда её не стало. Её смерть для всех была неожиданностью, потому что дядя Расул (мы так его называли) долго болел, и мы думали, что он уйдёт первым. Как гром среди ясного неба на всех свалилось известие о том, что Патимат умерла. Без неё он был, как горный орёл без крыльев. Конечно, на всё воля Аллаха, но мы говорили, что если бы она была жива, он бы ещё жил и жил.

 

***

Поскольку мы в селении Цада, не заглянуть в дом-музей Гамзата Цадасы мы не могли. В этом доме прошло детство Расула Гамзатова. Несмотря на тесноту, семья была дружная, сплочённая, все относились друг к другу уважительно. Дети хорошо учились. Отец Расула Гамзат Цадаса был богословом, и в определённый момент это стало угрозой его безопасности.

Об отце Расула Гамзатова рассказывает директор мемориального Дома-музея Гамзата Цадасы в селении Цада Айшат Патахова. Как оказалось (и мы узнали об этом только по окончании поездки), Айшат и Салихат – родные сёстры. Рассказывая о Гамзате Цадасе, который был не только поэтом, но и известным богословом, шариатским судьёй, обладателем глубоких исламских знаний, Айшат не может сдержать слёз:

«На первый взгляд, ему всё давалось легко. Но на самом деле за каждое своё слово ему приходилось объясняться, нести ответственность. Бабушка рассказывала, что его часто вызывали на допросы, во времена советского атеизма, ведь он был большим авторитетом, его слово было значимо и весомо.

Однажды его вызвали на допрос и обвинили в том, что он совершал джаназа-намаз по умершему, он ведь работал председателем шариатского суда. Донос на него написал парнишка-односельчанин. Гамзат спросил на допросе у доносчика: "А покажи, как совершают такой намаз?" Парень начал показывать. Делал он всё неверно, у него не было даже представления об этом. Гамзат Цадаса ответил: "Нет, джаназа-намаз совершают не так". Так он доказал, что донос ложный.

Бабушка рассказывала, что в ту ночь, когда его отпустили, они все собрались и до утра читали зикр, благодаря Аллаха за спасение Гамзата».

Тут голос Айшат затихает, в глазах стоят слёзы:

«На самом деле мне бывает очень тяжело, когда рассказываю об этом, слёзы наворачиваются. Это был истинно верующий человек, и в какие бы рамки его ни заключали, он не терял своё лицо».

В доме Гамзата Цадасы мы увидели много старинных, ценных вещей. Очень запомнилась история Хузу, жены старшего брата Расула Гамзатова, который не вернулся с войны:

«Она жила в другой части этого дома и всю жизнь носила траур по своему мужу. Когда он ушёл на фронт, ей было 18, когда погиб – 21. Она больше не вышла замуж. Эти девочки были уникальные, самоотверженные. У одной из них муж погиб на фронте, и как жене фронтовика ей полагались специальные выплаты, от которых она отказалась: "Не хочу денег, доставшихся мне такой ценой", – сказала она».

Старые фотографии, мебель, предметы быта хранят прикосновения семьи, тут жившей. На первом этаже прошло детство Расула Гамзатова, второй этаж был пристроен позднее. Первый этаж в корне отличается от второго, здесь царит старинная дагестанская эпоха саклей, а вот на втором уже чувствуется, что дом принадлежит семье поэтов, академиков.

Уже затемно, к концу поездки, мы вернулись в дом Салихат, нас ждали там на кофе. Кофе здесь пьют в любое время дня. Ну а кофе на костре – деликатес от которого мы не смогли отказаться. Тем более что Расул Гамзатов так же, как его двоюродная племянница Салихат, угощал своих гостей кофе.

На закате под треск костра пришла такая мысль: Цада переводится с аварского как «в огне», может, это потому, что в высокогорном селении «огненные» рассветы и закаты.

Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.