Слово пацана, олдскул и фейспалм

12 Январь 2024
8157

Жизнь по-прежнему не перестаёт преподносить сюрпризы.

Не так давно какой-то сверхразум выгрузил в интернет ролик с налётом девяностых. На видео старшеклассники одной из российских школ где-то в провинции, желая показать, как они держат руку на пульсе, ставят на колени своего одноклассника только за то, что тот позволил кому-то называть себя «чушпаном».

На ещё одном высокоморальном видосе уже девушка докапывается до незнакомого мужика и предъявляет ему за замечание в свой адрес. Мужик, к слову, до последнего пытался избежать склоки и делал всё, чтобы отбодаться от назойливой дамочки, однако та никак не хотела отставать, используя лексикон блатной молодёжи, но, получив пару звонких пощёчин, сразу пришла в себя и спустилась на землю.

 

Куда мы катимся, народ?

Очевидно, снова в эпоху хаоса, то есть прямым рейсом и без пересадок в родные олдскульные девяностые.

Что же меня сподвигло затронуть эту тему? Катализатором для моего «эссе» стал прогремевший на всю страну сериал про молодых и дерзких молодчиков, среди которых по законам кинематографического жанра нашлись решалы, чушпаны, коммерсы и шестёрки. Суть сериала передаёт его максимально примитивное название «Слово пацана» (хорошо ещё не «Взгляд орла», «Лев Тигрыч» и т. п.)

На ум сразу приходят шапка-ушанка, осенний воздух Мытищ, разбитые бутылки у подъезда и шайка местных бродяг, ищущих, куда бы сбагрить украденный из «восьмерки» мафон. Всё это авторы и попытались впихнуть в своё детище, и, надо признать, эффект получился что надо. Тут, впрочем, ничего удивительного. Отечественный кинематограф давно дышит на ладан, а чтобы тинейджеров, рождённых в нулевых, хоть чем-то впечатлить, много ума не надо. Эта страта молодёжи падка на всё яркое и броское, а потому готова фанатеть от чего угодно, лишь бы это вызывало эмоции и содержало максимум эпатажа. Как раз с этим у сериала нет проблем. Однако есть проблемы с передачей посыла и самой идеи повествования.

Увы, но у большинства тех, кто залипает на сериале, где милые холёные мальчики пытаются косплеить подростковых гангстеров, живших в жёсткое время и прошедших суровую школу жизни, нет реального представления о том, как всё было на самом деле.

Поэтому сделаем небольшое отступление и совершим исторический экскурс в мир советского криминала конца семидесятых.

 

Естественный отбор

Прототипы главных героев были выбраны неспроста. Казанские ОПГ семидесятых годов в своё время навели немало шороха по всей стране и стояли особняком в истории советского криминала.

Наиболее ярко среди «казанских» выделялись ребята из района Теплоконтроль (рабочее название посёлка), которые, собрав одну из самых жестоких и отмороженных банд, именовались не иначе как «Тяп-ляп». Авторитет банды держался на одном из её лидеров, молодом Джавдате Кантемирове по прозвищу Джавда. Некогда талантливый боксёр и прирождённый лидер он смог внушить своим «торпедам» идею культа силы и «справедливого беспредела».

Если отбросить в сторону блатную романтику и художественное повествование, то банда молодых ребят не делала ничего особенного, чего не делали бы другие банды тех лет. Они занимались вымогательством (рэкетом), выбиванием долгов, подчинением несговорчивых конкурентов, злоупотреблением силы и «дойкой» простых людей.

Верхушка банды на деньги, которые «торпеды» (они же «шестёрки») во имя идей справедливости и своеобразной демократии собирали в общак, спокойно тусила в ресторанах, снимая девушек и ни в чём себе не отказывая.

Ну а периодически на сходках с горящими глазами рассказывали молодым пацанчикам о том, как важно питать средствами общак для жизнедеятельности банды, которая а-ля Робин Гуд отбирает у богатых, чтобы дать бедным (тут можно доставать салфетки, чтобы утирать слёзы).

Естественно, ничего подобного не было и в помине, это были самые обычные ублюдки и отморозки, которым всё человеческое было чуждо. Если вскрыть архивы тех лет и посмотреть пару документов криминальной хроники, станет понятно, что ребята в достижении своих целей не останавливались ни перед чем: убийства, издевательства, пытки, разгул и т. д.

Однако, когда руки правосудия наконец-то решили вплотную заняться ими, то с фальшивых смельчаков очень быстро слетели маски. Например, когда суд зачитывал приговор лидеру банды Джавдату Кантемирову, тот, услышав, что его ждёт казнь, забился в истерике, не веря до конца в происходящее.

Остальные члены группировки получили внушительные сроки и, отмотав их, разъехались кто куда. Некоторых из них на свободе ждали мстители из числа конкурирующих банд, которые и стали в итоге их палачами.

Если вкратце, то конец у этой истории был весьма печальный, но предсказуемый.

 

Кто мы и откуда?

Именно поэтому, когда мне сегодня попадаются на глаза отрывки из этого сериала, я, мягко говоря, недоумеваю от того, как вчерашние антигерои стали вдруг борцами за нравственность и кумирами.

К сожалению, сегодняшняя молодёжь не знает, что такое 80-е и 90-е и что такое реальный беспредел. Они не понимают до конца, что в преступности нет никакой романтики и высоких идей.

Сегодня ты можешь быть маргиналом, вором, прелюбодеем, алкоголиком, но если при этом ты яркий персонаж и ведёшь себя вызывающе, то априори привлечёшь к себе внимание. Более того, у тебя появятся подражатели, фуры с хайпом и лавры признания. Но если ты всего лишь тихий мусульманин, учёный, богослов, врач с двадцатилетним стажем, учитель одной из горных школ, куда и транспорт не едет, то для сегодняшней молодёжи ты ноунейм и серая мышь, которыми никто не будет интересоваться.

Больно это признавать, но с годами от монумента, который когда-то назывался «горец», не осталось и следа. Не хочется выглядеть маразматиком, но складывается ощущение, что наша молодёжь при желании может заруинить всё, что только можно.

Мы видим эти процессы прямо сейчас, когда на наших глазах молодёжь пытается похоронить в памяти поколения реальные заслуги лучших представителей общества.

Я уже неоднократно слышал, проходя мимо группы подростков и школьников, как те используют блатные выражения, услышанные из вышеназванного сериала. И ведь это наши дагестанские школьники и дети мусульман. Потомки тех, за кого столько лет боролся великий имам Шамиль. Но оглядываясь вокруг, я всё чаще задаюсь вопросом: а стоило ли оно этого?

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.