Воспитание молодёжи во все времена считалось неотъемлемой частью социальной жизни любого мало-мальски развитого общества. В основе этой парадигмы лежало стремление старших передать накопленный годами тем, кому с этим самым «опытом» ещё предстояло столкнуться.
Польза от подобной иерархической модели была настолько очевидна, что никому и в голову не приходило её оспаривать. Однако лукавый не дремлет! Эволюция развития нашего общества, как бы печально это ни было, пошла в другом направлении, и сегодня нашим старшим приходится доказывать окружающим своё законное право наставлять молодёжь.
Почему так происходит и что с этим делать, чтобы Апокалипсис не начался для нас раньше времени? Попробуем разобраться.
Сладкая жизнь
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Если абстрагироваться от бытовухи и проблем, которые так или иначе присутствуют в жизни каждого, то даже относительно недалёкого прошлого сегодняшняя молодёжь как сыр в масле катается и практически не знает, что такое стеснённые условия и настоящие проблемы. Отсюда и недовольство, упрёки в адрес родителей и сравнение себя с кем-то.
Последнее, кстати, и является главной червоточиной в моральном облике сегодняшней молодёжи. Согласитесь, невозможно, сравнивая свою жизнь с чьим-то «успешным успехом», не скатиться в яму неблагодарности и не уподобиться большинству.
Большинство молодых людей, судя по их поведению и разговорам, считают себя великомучениками, повидавшими многое на своём интернет-веку. На деле их хлебом не корми — дай только пожаловаться.
Отсюда и вытекает то, что мы в итоге видим. А видим мы, к сожалению, очень много грязи, айсбергами среди которой выделяются случаи, о которых не хочется даже говорить вслух. И всё это наша молодёжь.
Выскажу немного циничную мысль. Хотите, чтобы ваши дети ценили то, что у них есть, лишите их этого, хотя бы на время. Возможно, не стоит доводить ситуацию до крайней точки, но зачастую это актуально.
Другими словами: хочешь сделать человеку хорошо, сделай ему плохо (лиши его чего-то на время), а после сделай, как было. Железобетонная схема, работающая без сбоев!
Представьте человека, который жаждет заниматься живописью, имеет дорогущие холсты, кисти и краски, но при этом испытывает острый недостаток мотивации. Стоит забрать у него все примочки, а вместо этого сунуть ему в руки простой карандаш, поверьте, человек будет писать на потолке, обгрызая кусок карандаша, но при этом что-то да сотворит.
Поэтому не создавайте слишком комфортных условий, если не хотите, чтобы ваши дети превратились в человека, взращённого в тепличных условиях и не пригоднго к холодной реальности жизни.
Размытые границы
Возможно, многие из вас замечали, что сегодняшнее поколение практически потеряло ориентиры между возрастными границами. Молодые ребята, живущие строго на имане, спокойно «тыкают» людям, годящимся им в дедушки и бабушки. Это серьёзное упущение, в том числе со стороны взрослого поколения, позволившего своим молодым так себя вести.
Основа тут — это отрицательная воспитательная практика, полученная в каждой конкретной семье. Мне непонятно: как молодой человек может не испытывать дискомфорта, обращаюсь на ты к человеку вдвое старше него?
Поэтому, уважаемые родители (опекуны), учите своих детей проявлять хотя бы минимальный адаб в отношении старших. И всё для того, чтобы мы однажды не проснулись в мире животных.
Царь в голове
Нередко хаос в жизни молодого человека начинается из-за влияния со стороны (ровесников, друзей). В этой связи необходимо регулярно интересоваться у своих детей, кто является их лучшими друзьями (подругами), что те им говорят, чем занимаются, совершают ли они намаз, а если нет, то почему.
Обязательно делайте упор на то, чтобы сформировать у ребёнка собственное мнение, и научите его отстаивать. Нужно как можно раньше заложить у него фундамент собственного мировоззрения, взгляда — что правильно, а что неправильно, и на выбор поступков. В противном случае вместо разумного взрослого вы получите в будущем стандартное бревно, которое на протяжении всей своей жизни будет плыть по течению мутных вод до тех пор, пока его не облекут в саван. И тогда уже будет слишком поздно.
Довольно странно — многие родители не придают значения тому, чтобы их ребёнок имел собственное мнение. Видимо, боясь того, что это мнение может быть осуждаемо и обсуждаемо окружающими. То есть даже если мой ребёнок не прав, пусть лучше он будет неправ вместе с остальными, чем будет поддерживать правду вопреки всем. Спим спокойно, голова не болит… Так себе логика, но почему-то до сих пор рабочая.
Постскриптум
Не буду слишком углубляться в тему, оставлю что-то и на следующий раз. Но повод задуматься и проанализировать свои отношения с детьми, думаю, сегодня, заложен.
Всем мира.
Камаль Магомедов
Фото: freepik.com