Какой Ислам приживётся в Тунисе?

25 Январь 2011
1763

В Тунис под видом Ислама может проникнуть и радикализм.

Какой Ислам приживётся в Тунисе?Тунис - самое маленькое по площади арабское государство Северной Африки. Несмотря на то, что почти все тунисцы мусульмане маликитского мазхаба, позиции Ислама в этой стране долгое время были законсервированы. Во многом положение Ислама в Тунисе было схоже с положением религии в СССР.

С 1956 по 2011 год Тунисом руководили всего два президента: Хабиб Бургиба, провозглашённый в 1975 «пожизненным президентом» и отстранённый от власти в 1987 году, и Зин эль-Абидин Бен Али.

Во внешней политике Тунис проводил политику нейтралитета и неприсоединения, однако с 1960-х годов всё больше ориентировался на страны Запада.

Отношения республики с арабскими странами нередко были сложными.

В начале 1980-х годов правительство приступило к осторожной демократизации.

Легализовав умеренную оппозицию, власти надеялись тем самым ослабить растущую популярность исламских фундаменталистов, которых они продолжали преследовать. 50 ведущих деятелей Движения исламского течения были арестованы. В 1986 правительство ужесточило политику по отношению к радикальным течениями. Власти обвинили фундаменталистов в террористической деятельности и распорядились арестовать ведущих активистов исламистского движения. Фактически свели к нулю их деятельность.

Параллельно с жёстким подавлением радикальных течений шло и полное наступление и на Ислам в целом.

Ещё в 1981 президент Хабиб Бургиба одобрил закон, запрещающий женщинам появляться в государственных учреждениях в хиджабе.

В октябре 1987 Бургиба назначил премьер-министром генерала Зин аль-Абидина Бен Али. Через месяц новый лидер произвёл бескровный конституционный переворот. Он добился проведения медицинского обследования пожизненного президента, и врачи объявили главу государства «неспособным исполнять обязанности в силу возраста» (умер в 2000 в возрасте 97 лет). После этого Бен Али был объявлен президентом Туниса.

С приходом к власти Бен Али ужесточил ограничения в религиозной сфере, в том числе объявил хиджаб «признаком экстремизма» и запретил вовсе.

При 23-летнем правлении Бен Али жительницам Туниса запрещалось носить хиджаб в общественных местах; мечети открывались незадолго перед молитвами и закрывались сразу после их окончания. Верующим не позволялось молиться в мечетях вне времени обязательных молитв. Позиции Ислама были сведены к минимуму.

В период правления Бен-Али в стране резко вырос уровень коррупции, ухудшилось экономическое положение. Увеличилась безработица, в первую очередь затронувшая выпускников школ и университетов. Мелкие политические партии не были запрещены (за исключением исламских), но не имели никакого влияния.

Неожиданная смена власти в Тунисе в 2011 году, которую уже назвали "жасминовой революцией", стала исключительным событием не только для этой страны, но и для всего арабского мира.

Толчком к началу массовых выступлений послужило публичное самосожжение 17 декабря 2010 года уличного торговца фруктов и овощей в Сиди-Бузид (вилайет Сиди-Бу-Зид) Мохаммеда Буазизи, чьи товары были конфискованы властями.

После многолетних ограничений на свободное исполнение религиозных требований, "жасминовая революция" обещает дать новую жизнь Исламу в североафриканском государстве.

Де факто падение режима Бен Али спровоцирует возрождение Ислама в Тунисе. Первые проявления этого мы уже наблюдаем.

Тунисский государственный канал TV7 нарушил многолетний запрет на исламскую тематику в эфире: именно там прозвучал азан на пять ежедневных молитв. После этого большое количество молодых людей совершили намаз на городских улицах.

Теперь также государственные телекомпании передают в эфире хадисы Пророка Мухаммада (мир и благословения ему). Мечети теперь открыты постоянно.

В Тунисе теперь, по всей видимости, будут устранены и ограничения на ношение одежды, соответствующей нормам Шариата.

Возрождение Ислама в Тунисе - радостная весть для всего исламского мира, но опасения вызывает то, что после долгого "религиозного голода" в Тунисе люди начнут без разбора приобщаться к религиозным ценностям - в том числе и радикальные силы могут начать свою широкую пропаганду. Аналогичное явление мы наблюдали на Северном Кавказе, когда после развала Советского Союза, наряду со всеобщим религиозным подъёмом, идеология ваххабизма, переименованная позже в "саляфизм", начала стремительно распространяться и привела к кровопролитиям и смуте, к большим проблемам в стране.

Есть опасность, что пока ещё политически слабое государственное положение в Тунисе может стать благодатной почвой для привнесения туда под лозунгом «религиозной свободы» - радикальных подделок под Ислам. Эти идеи не будут называться ваххабизмом-салафизмом, как в России, а могут называться по-разному. Но суть и цели их одни - раскол среди мусульман, последствия их укрепления в Тунисе могут обернутся ещё большими проблемами, чем на Северном Кавказе.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.