
Могучей волной встала память тех лет,
Сурово глядя с фотографий потёртых,
Как будто от нас ждут правдивый ответ, —
Достойны ль сегодня мы памяти мёртвых?
Давно зарастают окопы травой,
И внуки героев в почётных сединах,
Покуда идёт нескончаемый строй, —
То память времён будет вечна, едина.
(Анна Гайдамак)
Вот и наступил очередной день победы, Девятое мая. Тот самый эпохальный праздник из детства рождённых в СССР, который сегодня объединяет всех граждан России и стран бывшего СНГ.
В этот день мы, мусульмане, с особым трепетом вспоминаем, что благодаря подвигу наших олдскульных предков мы сегодня живём в свободной стране. Это очень важно и очень круто — жить на родине, в лоне своей культуры.
Однако давайте на минуту прикинем: а как бы мы жили, если бы не было этой победы в войне? Это предположение кажется, конечно, далёким и сюрреалистичным. Однако на нашей пылающей планете, есть страны и этносы, которые живут в условиях оккупации, угрозы аннексии, а где-то — в условиях непрекращающейся кровавой войны. Это, например народы древнего Ирака, в этом году отметившие своеобразный «юбилей» — пять лет оккупации, разрушения страны, гибели кучи исторических памятников и даже музеев мирового значения. А ещё самое главное — гибели сотен тысяч людей.
Также сюда можно добавить многострадальный народ Палестины, который уже 60 лет борется просто за возможность жить на своей земле. Ещё есть народы Афганистана, где войска «самой демократической страны» вернули их жизнь на уровень средневековья и превратили афганские равнины в одну огромную плантацию наркоты, снабжающую ими весь торчевозный мир. До кучи можно добавить, наконец, народы Сомали и Шри-Ланки, тибетцев в Китае, курдов, разбросанных по разным государствам, и т. п.
Да, в этот день мы можем и должны вспоминать о том, как много тогда наши деды и прадеды выиграли.
Нужно понимать, что война 1941–1945 годов была войной за суверенитет Родины, то есть в каком-то смысле «священной войной», так как основная цель была защитить всеми силами земли своих предков и свои семьи.
В Священном Коране говорится:
أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَٰتَلُونَ بِأَنَّهُمۡ ظُلِمُواْۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ نَصۡرِهِمۡ لَقَدِيرٌ 39 ٱلَّذِينَ أُخۡرِجُواْ مِن دِيَٰرِهِم بِغَيۡرِ حَقٍّ إِلَّآ أَن يَقُولُواْ رَبُّنَا ٱللَّهُۗ وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّهُدِّمَتۡ صَوَٰمِعُ وَبِيَعٞ وَصَلَوَٰتٞ وَمَسَٰجِدُ يُذۡكَرُ فِيهَا ٱسۡمُ ٱللَّهِ كَثِيرٗاۗ وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
(смысл): «Дозволено тем верующим, с которыми поступили несправедливо, сражаться в ответ, защищая свои права. Воистину, Аллах способен помочь им в этом. Это те, кто был не по праву изгнан из своих земель только за то, что говорил: “Наш Господь — Аллах”. Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены монастыри и церкви христиан, синагоги иудеев и мечети мусульман, в которых часто поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему (через помощь его религии, ведь сам Всевышний ни в чьей помощи не нуждается). Воистину, Аллах — Всесильный, достойный». (Сура Аль-Хадж, 22:39–40)
Недаром же эта война вошла в историю России под двумя названиями — Великая Отечественная и Вторая мировая. Первое название для нас по сути важнее и ближе.
Кто они?
Те, кто сражался за Родину и погиб в те дни, с точки зрения Ислама могут быть причислены к шахидам и героям. И мы гордимся тем фактом, что среди них было огромное количество мусульман разных национальностей, многие из которых стали Героями Великой Отечественной войны.
Более того, следует заметить, что на той войне мусульмане в первую очередь сражались за Родину, за свои семьи, за свои (законные) земли, за свои исконные права. И в этом плане наш патриотизм намного глубже поверхностных политических и корыстных мотивов, так как всё в этом мире преходяще и лишь вера незыблема.
Достаточно оглянуться вокруг: где же ныне те идеи марксизма, где портреты вождей «мировой революции», висевшие когда-то на каждом углу? Всё это нынче стало достоянием музеев и антикварных салонов. А что у нас осталось? Осталась Родина! Земля наших прадедов и их вера, которую мы, хвала Всевышнему, сумели возродить.
Ну и то, о чём раньше мы не загонялись — братство конфессий. Как, по-вашему, эту войну воспринимали сражавшиеся в одних окопах с мусульманами верующие православные христиане и т. д.? Они ведь точно так же страдали от потерь и точно так же расценивали свою войну как священную. Да, всё было именно так. Сомневаетесь — спросите у ветеранов.
Трофей
Далёкие от понимания религий субъекты любят паразитировать на сравнении Ислама и Христианства. Якобы, в них присутствуют радикальные противоположности: мол, Ислам — это религия меча и джихада, в то время как Христианство — это путь смирения и сострадания. Как же это далеко от реальности!
Транслирующие такие тейки люди не одупляют, что для мусульманина джихад означает «духовное усилие», а «большим джихадом» называется как раз таки борьба с внутренними грехами и работа над собственным эго. Война с оружием в руках у нас, конечно, тоже называется джихадом, но уже «малым»!
И это принципиальное различие. Откройте Коран, и вы найдете массу примеров того, как Пророк Мухаммад ﷺ решал сложнейшие социальные и политические конфликты мирным путём. И только если мирные средства были исчерпаны, и противники ни в какую не шли на компромисс и заключение договоров, Пророк ﷺ был вынужден призывать уже к «малому джихаду».
Пусть Аллах даст возможность всем нам не застать более ни одной войны и ценить наш хрупкий мир.
Камаль Магомедов