Почему развитие Ислама не влияет на стабильность в Дагестане?

29 Январь 2011
986

Ислам в Дагестане.

Религиозное образование: опыт и проблемы26 января 2011 в Общественной Палате Республики Дагестан прошли слушания по вопросу «Религиозное образование: опыт и проблемы». Для обсуждения данной темы были приглашены представители всех структур, имеющих отношение к исламскому образованию: Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям, Министерство юстиции, духовенство (представители всех конфессий), Министерство образования РД и др.

Вела собрание председатель Комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям ОП РД Людмила Авшалумова. Она вкратце дала справку о религиозном образовании в Дагестане, где в частности затронула вопрос исламского образования. В ходе обсуждения данной темы было высказано много предложений. Но все выступающие были едины в том, что нужно развивать исламское образование, и государство должно помогать этому. Основным докладчиком на слушаниях был Садиков Максуд Ибнугаджарович – ректор института теологии и международных отношений им. Мамма –Дибира Ар-Рочи . Ниже даём полный текст его доклада.

Система исламского образования Дагестана: проблемы и перспективы.

Система религиозного образования Дагестана является уникальной и исторически самой древней из тех, что действовали на территории сегодняшней России.

По сведениям историков, уже к 733 г. в городе Баб аль-Абваб (Дербент) действовала грандиозная Соборная мечеть и семь квартальных мечетей, при которых было организовано обучение жителей города и окрестных мест Корану и основам религии. А в конце ХI века в селении Цахур было открыто первое медресе, явившееся прототипом знаменитого багдадского медресе, учреждённое в 1064-1066 г.г. сельджукским вазиром Низамом аль-Мулком.

С тех времён исламское обучение на территории Дагестана не прекращалось и не прерывалось. Даже в самые сложные периоды жизни горских народов войн, голода, советского периода, и тогда готовились кадры священнослужителей, алимов, преподавателей медресе. Ислам уходил в горские сакли. Там, укрывшись от внешнего мира, религиозное учение и практика продолжали жить и передаваться новым поколениям.

Поэтому система религиозного образования Дагестана, сохранившая преемственность и чистоту знаний, является одной из самых эффективных систем исламской педагогики, исламской методологии обучения. В прошлом Дагестан снабжал весь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами Корана, муллами и кадиями. Как отмечают известные учёные-исследователи Кавказа, «эта груда голых скал была едва ли не самым гра-мотным местом на Кавказе».

Об этом же говорит и Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этно-графии Дагестанского научного центра РАН. В настоящее время в нём сосредоточено бо-лее 3000 рукописей учёных-алимов, древнейшие из которых написаны в XII в. 6000 документов это письма дагестанских учёных, памятники обычного права, переписка правителей и сельских обществ. Там же на хранении находится литература по арабской грамматике и лексикографии, художественному творчеству, Корану и исламскому праву, истории и логике. Множество древних книг и рукописей по религиозной тематике находится в частных библиотеках и коллекциях.

Сегодня алимы Дагестана продолжают традиции исламского обучения и воспитания, развивая и адаптируя их к потребностям, уровню сознания и культуры современного человека и общества.

В настоящее время в Дагестане действуют более 2500 мечетей - это 60 % мечетей на территории современной России. Почти в каждом населённом пункте есть мечеть или не-сколько мечетей в зависимости от численности населения данной местности. Ежегодно из нашей Республики отправляются на совершение Хаджа более 15 тыс. паломников (70% от общероссийской квоты на паломничество).

Неплохо у нас развита и система исламского образования и просвещения. Сегодня на территории Дагестана функционируют 13 исламских вузов и 9 медресе, имеющих государственные лицензии на образовательную деятельность. Ещё 11 медресе находятся на стадии лицензирования. Это 75 % всех исламских учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации. В структуре выпускников исламских учебных заве-дений России, более 80% - выпускники дагестанских религиозных учебных заведений.

Активную работу в сфере исламского образования и науки ведут: Дагестанский исламский университет им. Мухамада Арифа (Махачкала), Институт им. Ашари (Хасавюрт), Исламский институт им. Саида-Афанди (Чиркей), Дербентский Исламский институт им. Абдулла-Эфенди (Дербент), Ассабский Исламский институт им. Шейха Абдурахмана Хаджи (Ассаб) и др. Сегодня выпускники этих учебных заведений работают не только в самой Республике, но и в других регионах нашей необъятной страны.

В 2004 году в Дагестане было учреждено инновационное светское учебное заведение – Институт теологии и международных отношений (ИТИМО), который первым в России приступил к подготовке исламских теологов и специалистов гуманитарного направления с углубленным изучением истории и культуры Ислама. Особенностью института является то, что независимо от выбранного направления и специальности все студенты изучают исламскую теологию, иностранные языки (арабский, английский), технологии межкультурных коммуникаций и межконфессионального диалога. Вуз прошёл государст-венную аккредитацию и выдаёт государственные дипломы.

В 2007 году создан Северокавказский университетский Центр исламского образования и науки (СКУЦ ИОН). Основные задачи Центра:

• координация работы религиозных учебных заведений региона, внедрение современных научно - образовательных и информационных технологий в систему религиозно-го образования;

• повышение квалификации и переподготовка служителей исламского культа, имамов, преподавателей исламских учебных заведений и их адаптация к условиям и по-требностям современного общества.

В рамках СКУЦ ИОН ведётся как учебная, так и активная научно-исследовательская работа. Уже разработаны необходимые для организации учебного процесса на современном уровне УМК, учебные пособия, электронные курсы по многим исламским дисциплинам. Издано более 16 учебников и учебных пособий по Исламу. Учёными Центра разработаны современные адаптированные стандарты подготовки исламских священнослужителей разных уровней: 1) общего образования (получение комплекса знаний, необходимых каждому мусульманину для исполнения всех фарзов и соблюдения традиционной для Дагестана религиозной культуры); 2) среднего образования (получение комплекса знаний, позволяющих свободно исполнять обязанности служителя культа в мечетях); 3) высшего образования (предполагающего получение комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих быть преподавателем для предыдущих уровней, с обязательным изучением блока психолого-педагогических дисциплин, с освоением методологии, необходимой для выполнения научных исследований); 4) послевузовского образования (подготовка научных кадров). Все программы строго соответствуют дагестанской традиционной религиозной культуре. Наши стандарты стали основой и для других регионов России.

По инициативе Исламского центра учреждён Совет исламского образования России. Ведётся работа по разработке образовательных стандартов подготовки исламских свя-щеннослужителей, общих для всех исламских учебных заведений России. Центр участвует в целевых программах Минобразования и науки РФ, в работе Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, в программах международного обмена студентами и преподавателями.

В частности, налажены контакты с исламскими центрами Индонезии, Турции, Сирии. Наши выпускники (бакалавры теологии) с прошлого года обучаются в магистратурах известных университетов этих стран. В следующем году запланированы стажировки и учёба наших выпускников и преподавателей в магистратуре Аль-Азхара в Египте, а также в учебных заведениях Иордании, Малайзии и некоторых европейских стран, в том числе на теологическом факультете Кембриджского университета.

Таким образом, в Дагестане сегодня созданы благоприятные условия для подготовки квалифицированных специалистов в области Ислама: есть медресе, вузы, научные центры. У выпускников и преподавателей религиозных учебных заведений есть возможность продолжения учёбы в авторитетных международных центрах и стажировки за рубежом.

Поэтому когда говорят, что в Дагестане, на Кавказе нет сегодня настоящих специалистов по Исламу, нет экспертов, нет алимов, способных вырабатывать фетвы, то это, конечно же, неправда. Они были, есть и, ишааллах, будут.

Но, вместе с тем, есть и проблемы, решение которых приведёт к более качественному уровню подготовки кадров священнослужителей и теологов Ислама. Над этим мы работаем.

ПЕРВАЯ проблема – слабая материально-техническая и финансовая база религиозных учебных заведений. В большинстве религиозных учебных заведений нет должного библиотечно-информационного фонда, компьютерных классов и доступа в интернет, спортивных залов и сооружений, условий для проведения научно-исследовательской работы. Как вы знаете, нет также централизованной библиотеки религиозной литературы, где можно было бы по-современному поработать над литературой, с источниками по разным областям исламской науки.

ВТОРАЯ проблема - отсутствие возможностей преподавания в большинстве религиозных учебных заведениях светских дисциплин из-за того же финансового вопроса. Мы понимаем, что для подготовки отечественных священнослужителей недостаточно освоение только специальных религиозных дисциплин. Без глубоких знаний в области русского языка, истории, педагогики, информатики, геополитики, иностранных языков и других дисциплин общегуманитарного и естественно-математического цикла невозможна качественная работа священнослужителя в современном обществе. Особенно важны дисциплины по технологиям МКК и межконфессионального диалога. Специалисты по этим предметам не особо желают работать в медресе, если нет гарантированной заработной платы и других условий, которые они имеют, работая в рамках государственной светской системы образования (преподаватели религиозных дисциплин месяцами могут не получать заработную плату, составляющую 5-7 тыс. рублей, но они любят своё дело и рабо-тают).

Мы также хотели бы организовать в религиозных учебных заведениях и дополнительную подготовку по рабочим профессиям, чтобы будущие имамы параллельно владели профессиями слесаря, плотника, сантехника, электромонтёра.

ТРЕТЬЯ проблема - трудоустройство и адаптация нашей молодёжи, которая проходит обучение за рубежом. Более тысячи дагестанцев учится в зарубежных учебных заведениях. Многие из них выезжали за рубеж самостоятельно, и характер получаемого им образования зачастую неизвестен. Тем не менее, с ними нужно работать и налаживать диалог, адаптировать к местным традициям, системе российского образования, трудоустраивать на родине. К примеру, в ИТИМО уже работают выпускники Абу-Нура (Сирия), Аль-Азхара (Египет), университетов Иордании, Туниса, Малайзии. Нельзя прерывать связи с теми, кто обучается за рубежом. Они, в определённой мере, оказались там из-за бесконтрольности со стороны государства и общества.

ЧЕТВЁРТАЯ проблема – проблема отсутствия необходимого, адекватного сегодняшней ситуации в Республике, диалога государственных и религиозных учреждений, светских и исламских учебных заведений.

К сожалению, до сих пор в школах Дагестана не ведётся урок по истории и культуре Ислама. Наши школьники, да и многие студенты средних и высших учебных заведений, не знают разницу между истинной религией и сектантскими, экстремистскими идеологиями, использующими религию как средство своих политических антиобщественных целей.

Сегодня религиозная грамотность молодёжи – это не только потребность верующего в обогащении своих знаний, но и условие обеспечения мировоззренческой безопасности гражданина, и условие мирного сосуществования разных культур современного общества. Отсутствие у большинства граждан базовых знаний в области религии делает их уязвимыми к внешним агрессиям, экстремистским и иным опасным идеологическим проявлениям.

До сих пор не разрешены в наших школах и такие проблемы, как: преподавание араб-ского языка наряду с другими иностранными языками; организация раздельного обучения там, где это целесообразно; разрешение традиционной формы одежды для школьниц-мусульманок и другие. Решать эти вопросы нужно совместно, в диалоге.

Есть и другие проблемы. Но суть в том, что для создания современной и эффективной системы исламского образования Республики не достаточны усилия лишь одних религи-озных учреждений и духовенства. Здесь необходима целенаправленная и плановая поддержка исламских учебных заведений со стороны государства. Изложим некоторые соображения и предложения по возможной совместной работе в области обсуждаемых вопросов.

1.Несмотря на достаточно сложные проблемы, до сих пор не определены место и роль религиозной культуры в существующей системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нашей Республики. Было бы целесообразным разработать (совместно с Министерством культуры и туризма, Министерством образования и науки, Общественной палатой РД, Духовным Управлением мусульман Дагестана) Концепцию образования и воспитания подрастающего поколения с учётом исторических, культурных, национальных, религиозных особенностей нашей Республики, как неотъемлемых факторов в обучении и воспитании нашей молодёжи. Это, несомненно, будет способствовать осмыслению и закреплению молодым поколением чувства собственной ответственности, как перед Всевышним, так и перед обществом, чувства патриотизма и достоинства.

2. Было бы полезным рекомендовать органам исполнительной власти, научным учреждениям и государственным учебным заведениям совместно с Духовным управлением мусульман и исламскими учебными заведениями организовать целенаправленную информационно-просветительскую работу среди населения по культуре и ценностям Ислама, профилактике и преодолению радикальных течений.

3. Было бы полезным Министерству образования и науки Республики Дагестан совместно с Северо-Кавказским университетским центром исламского образования и науки разработать план оптимального сочетания и внедрения в педагогическую деятельность светских и исламских учебных заведений идеалов и ценностей научных и религиозных зна-ний. Мы ещё раз отмечаем, что в исламских образовательных учреждениях необходимо преподавание светских дисциплин. Было бы также желательным вести в исламских учебных заведениях дополнительную подготовку по рабочим профессиям.

4. Учитывая достигнутый уровень развития системы религиозного образования в Дагестане, считаем нецелесообразным отправлять выпускников средних школ на учёбу за рубеж. Было бы полезным использовать заграничные учебные центры для повышения квалификации выпускников и преподавателей наших учебных заведений. В частности для учёбы в магистратурах, докторантурах, курсах имамов, языковой практики.

5. Как известно, религиозные учебные заведения функционируют в основном за счёт пожертвований верующих. И этого, к сожалению, недостаточно для решения обозначенных выше проблем. В связи с этим было бы целесообразным разработать специальную республиканскую (государственную) программу поддержки и развития системы религиозного образования Дагестана как уникальной и эффективной системы, способной организовать подготовку высокопрофессиональных кадров по исламскому знанию.

Будет очень ценным, если власть Республики найдёт финансовые и организационные возможности по созданию Централизованной республиканской библиотеки исламской литературы.

В завершение хочу отметить, что руководство нашей страны понимает наши проблемы и прилагает определённые усилия по их преодолению. Важно, что Президент Российской Федерации - Дмитрий Анатольевич Медведев - постоянно уделяет внимание и способствует развитию авторитета официального духовенства, муфтиев, имамов, алимов, преподавателей и студентов исламских учебных заведений.

В вопросе практической помощи религиозным учебным заведениям достаточно эффективным стало решением Администрации Президента России по созданию Благотворительного фонда «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования». Фонд оказывает существенную помощь в вопросах становления отечественной системы рели-гиозного образования.

Мы также благодарны руководству нашей Республики за понимание наших забот и готовность участвовать в их решении. Мы поддерживаем курс, обозначенный III съездом народов Дагестана против экстремизма, терроризма и коррупции. Надеемся, что новое руководство Дагестана при слаженной и целенаправленной работе совместно с общест-венностью республики, и в том числе с религиозными организациями и духовенством, иншаала, преодолеет сегодняшние проблемы.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.