Агрессивная экспансия псевдорелигиозных сил

3 Февраль 2011
811

Проблема комплексного характера противостояния экстремизму в современных условиях.

Агрессивная экспансия псевдорелигиозных экстремистских силПринципиальные изменения в геополитике, выражающиеся в крахе колониальной системы, завершении противостояния между двумя системами, глобализация экономической, социально-политической и культурной сфер общества вызвали неадекватные прогнозам последствия. Международной проблемой стал терроризм - как разновидность экстремистского мировоззрения.

Трагическая реальность современности такова, что объективные (экспансия западного образа жизни, угрожающая сохранению самобытных культур народов Азии и Африки) и субъективные (усиление языческих тенденций в обществе, проявляющихся в приоритете материальных ценностей у части представителей монотеистических религий) предпосылки сделали граждан многих стран мира объектами терактов. Причём, духовно-теоретической основой таких деструктивных тенденций стали разного рода экстремистские учения: такие, как национальные, религиозные и другие, прямо или косвенно выражающие политические устремления определённых социальных слоёв и групп.

Россия, включённая в глобальные процессы, также стала объектом агрессивной экспансии псевдорелигиозных экстремистских сил. Превращение демократизации в «практику вседозволенности», коррупция, отсутствие обратной связи между властью и обществом, усиление центробежных тенденций субъектов Российской Федерации вызвали негативные последствия в сфере государственной безопасности. Они привели к тому, что Россия стала привлекательным объектом для иностранных эмиссаров. Маскируя свои преступные цели религиозной риторикой и атрибутикой, они стремились установить контроль над природными богатствами бывших Советских республик. Когда политика силового захвата определённых территорий провалилась, деструктивные организации перешли к политике постепенного проникновения в Россию, используя разного рода религиозные «просветительские» организации, щедро субсидируемые некоторыми политическими кругами зарубежных стран. Таким образом, в нашей стране сложилась благодатная почва для генезиса экстремистского мировоззрения.

Основная цель любых экстремистских организаций – это завоевание и использование политической власти для реализации своих целей. Однако генезис экстремизма начинается с формирования конкретных мировоззренческих установок, выражающих эмоции недовольства общественной реальностью. Поэтому экстремизм зарождается как духовное явление и профилактика данного деструктивного явления должна начаться в культурно-воспитательной сфере. Речь идёт, таким образом, о необходимости формирования социального иммунитета молодёжи к экстремизму в системе образования.

Рецидив экстремистской и террористической активности в нашей стране, особенно в южных регионах, требует осмысления этих антигуманных социально-политических явлений и пересмотра стратегической линии борьбы с ними. В современных условиях конкретно проявляется принцип «Замкнутого круга», когда уничтожение преступников, сеющих смерть и страдания среди мирного населения, вызывает стремление отомстить. Пояса смертников надевает второе поколение террористов, и нет гарантии того, что их уничтожение не вызовет к деятельности третье поколение, и так далее.

Поэтому жизненной задачей становится требование формировать комплекс срочных мероприятий, носящих интегративный характер. Естественно, первоочередной задачей выступает уничтожение преступников, которые свои корыстные задачи, связанные с властью и материальными богатствами, маскируют исламской риторикой и атрибутикой. В своих трудах мы обращали внимание на то, что «превращение» Ислама, религии мирных и законопослушных людей, в синоним страха и смерти - выгодно «третьей» силе . Именно представители международных финансовых корпораций, стремящихся установить контроль над природными богатствами Земли, являются истинными теоретиками и вождями «исламского экстремизма» и «исламского терроризма». Мнимое сочетание вероучения Всевышнего Аллаха с этими преступными и антигуманными социально-политическими явлениями, прежде всего, наносит удар по истинному Исламу, как фундаменту нравственного совершенства людей. Таким образом, «третья сила», организуя теракты, одновременно добивается выполнения двух задач. Во-первых, это усиление своих позиций в регионах, богатых природными ресурсами, и, во-вторых, дискредитация Ислама, как наиболее сильного мировоззрения, противостоящего натиску бездуховности и атеизма в современном обществе.

Нет сомнений в том, что заблудшие молодые люди, следующие за вождями преступных псевдоисламских организаций, не понимают истинную природу мусульманства, заключающуюся в великих словах: «Рахман» и «Рахим», то есть «Милостивый». Поэтому, физическое сдерживание экстремизма должно сочетаться с профилактической деятельностью, направленной против рецидивов преступной деятельности, прикрывающейся религиозной риторикой. Только целенаправленная воспитательная работа среди школьников и студентов, основанная на непреходящих духовных ценностях и принципах, сочетающаяся с другими формами противостояния экстремизму, сможет дать реальный эффект.

Профилактическая работа с молодёжью по предотвращению экстремистских тенденций должна основываться на прогрессивно-конструктивных основах самого мусульманства. Диалектическая природа исламской религии проявляется в том, что она содержит фундаментальные положения, позволяющие обосновать теоретические предпосылки сдерживания экстремизма, маскирующегося религиозными доктринами. Поэтому изучение морально-этических основ Ислама становится необходимым компонентом комплекса профилактики экстремизма среди современной молодёжи.

Защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие и сострадательность), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики экстремизма лежит на системе образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.

Мы обращаем внимание на то, что выполнение данной задачи не олицетворяет собой тенденцию «слепого» консерватизма, когда любые новшества подвергаются критике и отрицанию. Отметим, что сочетание старых и новых духовных основ жизнедеятельности личности вполне соответствует диалектическим законам и принципам, апробированным многими поколениями людей. История доказывает, что полное отрицание обществом духовных основ прошлого рано или поздно приводит к краху общественных систем, основывающихся на «революционно-новых» идеях. Поэтому сохранение и возрождение конструктивных духовных ценностей прошлых поколений, в том числе и прогрессивных компонентов Ислама и христианства - вполне научно обоснованная тенденция.

Мы обращаем внимание на данный аспект противостояния с экстремизмом потому, что генезис разрушительных явлений в современном мире во многом исходит от бездуховности. Торжество рационально-логического мышления, начавшееся со времен Просвещения, сегодня привело к тому, что человек остался один на один с окружающим его материальным миром. Нет у личности наставника и духовного защитника, нет веры в существование непреходящих ценностей и принципов (адвокат, как «защитник интересов человека», служит тому, кто… больше платит).

Среди разных форм существования экстремизма, наиболее значительными являются политический, этнонациональный, религиозный, которые представляют наибольшую опасность для цивилизованных обществ. Это объясняется тем, что религия выражает основу духовной конструкции личности. Всякие попытки воздействия на такого человека, увлечённого деструктивными идеями и учениями извне, с целью изменения мировоззрения, практически бессмысленны. Экстремист, захваченный псевдорелигиозными утопиями, имеет такую веру и убеждённость, что возможность изменения его мировоззрения крайне мала. Именно такие «мнимые верующие» представляют самую большую опасность для общества, так как из них комплектуются смертники, сеющие смерть и ужас.

Единственным решением данной проблемы, по нашему мнению, является профилактика экстремистского духа у подрастающего поколения россиян. Это означает то, что уже с первых шагов сознательной жизни ребёнка, образно говоря, «с молоком матери», надо формировать принципы и нормы высоконравственной личности, обоснованные в Исламе. Пока терпимое и дружелюбное отношение к иным этносам и конфессиям, любовь к ближнему, сострадание и коллективизм не станут фундаментальными качествами наций и народов нашей страны - нельзя надеяться на скорое окончание процесса воспроизводства экстремизма и терроризма. А самым первым шагом в этом трудном и долгом деле должна стать реализация Закона об изучении основ религиозной культуры в начальных классах школ России. С другой стороны, необходимо резко увеличить образовательные программы телевидения, направленные на воспитание морально-этических качеств личности, апробированные многими поколениями православных и мусульман нашей страны.

Марат Якупов,

кандидат философских наук.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.