Нет в исламе никаких дресс-кодов - мнение

17 Март 2011
434

Чеченский омбудсмен считает, что доклад Хьюман Райтс Вотч рассчитан на людей, незнающих реальностей Чечни.

Нет в исламе никаких дресс-кодов - мнениеМуссирование темы дискриминации чеченских женщин на территории Чеченской Республики в последнее время доходит порой до абсурда. Информацию о якобы имеющихся нарушениях их права на частную жизнь, личную автономию, на свободу выражения убеждений и на свободу мысли, совести и религии, и обсуждение этой темы пытаются перевести на международный уровень. Такой попыткой является и доклад «Хьюман Райтс Вотч».

Международная организация составила доклад, в котором утверждается, что в Чечне «насаждается исламский дресс-код для женщин». Авторы его пишут, что глава Чеченской Республики запрещает женщинам появляться на работе и в общественных местах в нескромной одежде и без платка. Однако остается непонятным, почему правозащитники с таким же упорством не защищают нарушенные права мусульманок.

Определенная часть наших интеллектуалов к месту и не совсем любит употреблять модные заграничные словечки. В данном случае термин «дресс-код» с прилагательным «исламский» употреблён умышленно и целенаправленно. Российский и европейский обыватель так напуган «исламским терроризмом», «исламским экстремизмом» и тому подобным, что прочитав сочетание «исламский дресс-код», он должен почувствовать опасность и насторожиться. Это недостойный и подлый приём. Термин «дресс-код» в переводе с английского всего-навсего форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.

А на самом деле нет в Исламе никаких дресс-кодов. В Исламе предписано, как нужно одеваться женщине, чтобы сохранить своё достоинство.

Уважение к женщине – одна из незыблемых основ чеченской традиции. Рамзан же Кадыров стал инициатором учреждения Дня чеченской женщины и возведения памятника ей, сумел практически положить конец такому явлению, как похищение невест.

Я не раз говорил о неприемлемости для многонациональной и многоконфессиональной России слепого копирования чужого опыта. То, что в других обществах воспринимается как способ самовыражения, право на частную жизнь, личную автономию, выражаемых, к примеру, в однополых браках и форме одежды, для народов Кавказа неприемлемо. Но при этом никому из нас не приходит в голову осуждать за это другие народы.

Навязывание определенной этнической группе чуждых ее ментальным особенностям веяний современной псевдомоды есть не что иное, как попытка изменить генетический код нации, что неминуемо ведёт к её деградации. Даже в коммунистические времена чеченцы сохранили свою национальную идентичность, только благодаря бережному отношению к своим обычаям и традициям. Основным хранителем этих традиций была именно женщина. Женщина-мать у чеченцев занимала особое положение в семье и обществе. В чеченском обществе на женщину возлагается самая ответственная миссия – воспитание детей. Трепетное отношение к женщинам издревле было у чеченцев в крови. И тому есть немало свидетельств. Даже жестокая схватка прекращалась, когда женщина снимала с головы платок и бросала его между сражающимися. В чеченском обществе самым постыдным считается неуважение к родственникам матери и жены.

Об отношении чеченцев к женщине сказано и написано немало. Александр Казбеги писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и потому честнее всех. Никогда не допустит она никакой непристойности, хотя имеет право свободно общаться с мужчинами». О свободе чеченских женщин писал и царский генерал Ольшевский: «Должен сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у их соседей». В своей книге «Калужский пленник» Абузар Айдамиров приводит слова русского офицера, где он описывает отношение чеченцев к своим женщинам: «Женщина у них какая-то святая, неприкосновенная личность. Ее нельзя оскорблять и унижать ни словом, ни делом». Любое преступление, совершенное в отношении женщины, каралось в чеченском обществе значительно строже, чем все иные преступления.

Безусловно, две жестокие военные кампании и их последствия существенно надломили и ослабили чеченские традиции. Именно на восстановление прежнего уважительного отношения к женщине, укрепление ее роли в семье и обществе направлены меры по духовно-нравственному возрождению чеченского общества.

На улицах Грозного и сегодня ходят женщины, одетые далеко не по исламским канонам и с непокрытой головой. Они активно участвуют в общественной жизни республики, немало их работает и в государственном секторе. Кстати, успешных предпринимателей в женской среде значительно больше, чем среди мужчин. В Чечне давно уже никто не удивляется, увидев женщину за рулем на улицах городов и сёл.

Изначально несостоятельность и необъективность доклада «Хьюман Райтс Вотч» заложены в их уверенности в том, что «универсальные нормы о правах человека охватывают всех людей», и что этими мерками можно оценивать любую ситуацию.

Авторы доклада не осознают или не желают признавать, что когда в мировые процессы втягиваются новые цивилизации и культуры, сама идея прав человека нуждается в новом осмыслении и прочтении. Как бы этого кому ни хотелось, но не может эта идея в старой (западной) трактовке объять необъятный и такой разнообразный мир. Подтверждение тому – масса кричащих примеров. Мы же видим, чем обернулась попытка «демократизации» Афганистана и Ирака. Это сотни тысяч человеческих жертв и трагедия миллионов. Однако некоторых «радетелей» прав людей этот опыт ничему не научил. Но, как говорится, кто не учится у истории, того будет учить сама история.

Уполномоченный по правам человека Чеченской Республики Нурди Нухаджиев.

Источник: Chechenombudsman.ru.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.