Авианосец аравийских нефтяных полей

23 Апрель 2011
481

Итоги «переформатирования» Большого Ближнего Востока.

Авианосец аравийских нефтяных полейАнализ ситуации последнего месяца позволяет предположить, что американский план по переформатированию Большого Ближнего Востока достиг границ своих возможностей.

Нет оснований утверждать, что он выполнен полностью и именно так, как рассчитывали его составители. Блицкриг революций в Ливии и Сирии дал сбой, а ситуация с Йеменом полна непонятностей, хотя переход страны под внешнее управление Саудовской Аравией становится всё более очевидным. В других государствах ситуация приходит в норму. Game over? Отнюдь. Скорее – начало следующего этапа, который можно условно назвать «перевариванием заглоченного» или, более дипломатично, осмыслением нового геополитического расклада. И, что более важно, реализацией «неочевидных» целей.

Отличительной чертой американских внешнеполитических комбинаций (как, собственно, и всей европейской дипломатии) является обязательное присутствие в них элементов «стратегии непрямых действий». Достаточно вспомнить, как под информационный шум вокруг Ливии к режиму Каддафи активно привязывали Лукашенко и Беларусь. Масс-медиа были полны сообщений о том, что Беларусь снабжает Каддафи оружием, что в правительственных войсках действуют белорусские военные советники. Находились люди, которые, полностью оправдывая принцип «врёт как очевидец», утверждали, что Каддафи то ли уже садится в самолёт, следующий рейсом «Триполи – Минск», то ли уже замечен на минских улицах.

Нечто подобное происходит сейчас вокруг Ирана.

17 апреля Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) призвал Совет безопасности ООН остановить вмешательство Ирана во внутренние дела стран-участниц организации. В официальном заявлении, в частности, говорится, что «GCC призывает мировое сообщество, Совет безопасности ООН принять все необходимые меры, чтобы прекратить неприкрытое вмешательство Ирана, угрозы и провокации, которыми он стремится посеять раздор в странах-участницах организации»[1] .

За три дня до этого на брифинге для журналистов представитель Госдепартамента Марк Тонер открыто заявил, что располагает достоверной информацией о том, что Иран помогает правительству Сирии в подавлении антиправительственных протестов: «И хотя у иранского правительства есть очевидные проблемы с правами человека в собственной стране, оно пытается вмешиваться в дела соседей по региону. Мы считаем, что у нас есть заслуживающая доверия информация, что Иран пытается помочь Сирии. Я не буду вдаваться в детали, касающиеся этой материальной поддержки, но для нас это повод для серьёзного беспокойства» [2].

Необходимо сказать, что с момента написания статьи о том, что иранское вмешательство в события в Бахрейне не более чем пропагандистский миф, усиленно навязываемый масс-медиа [3], моими оппонентами так и не было представлено ни одного доказательства, что данное вмешательство вообще имело место. При всех обвинениях Ирана во «вмешательстве», как совершенно справедливо замечает Хуссейн Ибиш, «до сих пор только одна сторона – правительство (Бахрейна – И.П.) и его союзники – использовала оружие» [4].

Более того, основным разрушителем этого мифа выступил и один из его родителей, король Хамад бен Иса аль-Халифа, который имел неосторожность на заседании GCC 10 апреля, что называется – в тесном кругу, заявить, что «Иран не играл никакой роли в политических событиях в Бахрейне»[5] .

Итог: заявление аль-Халифа (присутствовавшего в качестве гостя) участниками совета было проигнорировано, СМИ о приключившемся конфузе воспитанно промолчали, а всевозможные научные эксперты продолжают твердить, что «Иран, по логике развития событий, вполне мог бы планировать изменение характера власти в Бахрейне и превращение его в исламское государство, близкое по своей политической ориентации Ирану» [6] .

Разумеется, если исходить из подобной «логики», то Иран мог бы планировать что угодно. Точно так же в рамках подобной логики Япония могла бы планировать вооружённую агрессию против РФ с целью отторжения Курильских островов, а правительство Мексики – развёртывание подрывной работы в США с целью возвращения себе Техаса.

Подобная «логика» не имеет ничего общего с аналитикой и относится более к области конспирологии. А точнее – к пропаганде, в которой кто громче и чаще врёт – тот и прав, к тому и прислушается, вопреки здравому смыслу, всё «прогрессивное мировое сообщество». Это не логика, а результат контузии в ходе информационной войны, поэтому нет смысла всерьёз рассматривать подобные заявления. История и международные отношения развиваются не в рамках подобных построений, а в границах, задаваемых экономическими и социально-политическими реалиями.

Собственно, процитированное выше можно было бы не рассматривать. И как на каждый чих не наздравствуешься, так и на каждый эпизод информационной войны не напишешься.

Интереснее другое. По итогам «переформатирования» Большого Ближнего Востока перед нами вырисовывается новая геополитическая ситуация. Такие активные региональные игроки, как Египет и Ливия, в ближайшее время будут представлять интерес только для журналистов и не смогут играть сколько-нибудь значительной роли в регионе. Судан отброшен в своём развитии на пару десятилетий назад и в ближайшей перспективе обречён на внутренние разборки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до превращения в «землю войны» и пристанище террористических группировок.

Кто же остался? В ходе «переформатирования» и «демократизации» странным образом оказалось, что действительно реальную силу в регионе сегодня представляет собой только Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC). Итогом буйства «весны арабской демократии» стало усиление самой недемократической части Большого Ближнего Востока – блока «нефтяных котов Персидского Залива». Улетучился запах жасмина, чуть поутих информационный шум, и перед нами – новый региональный игрок. Нас пугали «братьями-мусульманами», мифическими исламскими фундаменталистами, которые якобы со дня на день придут к власти в странах, подвергшихся «демократическому переформатированию». Пожалуйста – произошло усиление режимов, которые даже самый пристрастный наблюдатель не назовёт демократичными. И, что примечательно, это усиление произошло при полной поддержке ратующего за всеобщую демократизацию Запада.

Перейду от слов к цифрам. Они весьма показательны.

Совокупная экономическая мощь GCC в сравнении с наиболее активными во внешнеполитическом отношении государствами региона представлена на диаграмме № 1:

Экономические потенциалы (ВВП) некоторых государств Большого Ближнего Востока (2010 г., в млрд $)

GCC

$ 1194,15 млрд

Турция

$ 615 млрд

Иран

$ 331 млрд

Источник: The World Factbook (CIA) [7]

Не менее показательно выглядит сравнение военных расходов GCC и этих государств на диаграмме № 2:

Военные расходы некоторых государств Большого Ближнего Востока (2010 г., в млрд $)

GCC

$ 68,3 млрд

Турция

$ 11,3 млрд

Иран [8]

$ 11,8 млрд

Источник: Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI)[9]

По общепринятым методикам [10], перед нами в геоэкономическом пространстве сформировался региональный полюс. А в геостратегическом – налицо превращение субъекта-полюса в региональный центр силы.

Насколько оправданно говорить о шести государствах (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия), входящих в GCC, как о едином субъекте внешней политики?

Я вообще весьма насторожённо отношусь к потенциальным внешнеполитическим возможностям объединений/блоков государств. Согласитесь, воспринимать ШОС, а уж тем более совершенно виртуальный БРИКС как начало переустройства миропорядка, прямой вызов претензиям глобальной финансовой элиты Запада на мировое господство при опоре на доллар и военную силу – это выдающийся оптимизм и кристальную незамутнённость взгляда на мир надо иметь!

Однако в случае с GCC считаю, что мой вывод об этой организации как едином субъекте внешней политики имеет под собой основание:

  • эти государства имеют общие экономические и политические интересы;
  • эти государства имеют сходные формы правления;
  • эти государства объединены общим вероисповеданием, защиту и распространение которого считают своим священным долгом;
  • эти государства ориентированы на США, которые являются их стратегическим союзником и одновременно гарантом безопасности как самих этих государств, так и правящих в них династий;
  • эти государства проводят единую внешнюю политику. Причём в реализации общих целей, как показали последние события, они действуют весьма активно и наступательно.

Добавьте к этому, как заключительный штрих, совместную ядерную программу этих стран[11] – и в итоге получаем что-то вроде геополитического непотопляемого авианосца, бросившего якорь в ключевой точке земного шара.

Только из-за одного факта появления такого «непотопляемого авианосца» в Персидском заливе итоги «переформатирования» Большого Ближнего Востока для США следует признать успешными.

Разумеется, в медиа-пространстве всё выглядит чинно и где-то даже благородно. Есть «иранская угроза». Есть и защита от неё – «Щит Персидского залива».

Вот только любой мало-мальски сведущий в военном деле человек понимает, что щит сам по себе вещь достаточно бесполезная. К нему обязательно должен прилагаться меч. И куда будет направлено острие этого меча, думаю, особых вопросов не вызывает.

[1] ССАГПЗ призывает остановить вмешательство Ирана в дела региона
http://www.rian.ru/arab_news/20110418/365554316.html
[2] Госдепартамент о ситуации в Сирии и Бахрейне
http://www.voanews.com/russian/news/US-Syria-Bahrain-2011-04-15-119904444.html
[3] Шесть мифов о событиях в Бахрейне
http://www.russ.ru/pole/SHest-mifov-o-Bahrejne
[4] Is Bahrain Creating a New Terrorist Threat?
http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/04/14/is_bahrain_creating_a_new_terrorist_threat?page=0,1 [5] King Hamad: Iran has no role in Bahrain unrest
http://www.tehrantimes.com/index_View.asp?code=238362
[6] Эскалация напряженности в королевстве Бахрейн: воздействие иранского фактора
http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5278
[7] The World Factbook (CIA)
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
[8] В данную сумму включены расходы как на вооружённые силы, так и на Корпус Стражей Исламской Революции.
[9] Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI)
http://www.sipri.org/research/armaments/milex/resultoutput
[10] Арин О. Двадцать первый век: мир без России М. 2001, сс. 258-260
[11] В декабре 2009 года ОАЭ заключили с Южной Кореей контракт стоимостью $40 миллиардов на строительство 4 атомных реакторов. Ожидается, что первый атомный реактор в ОАЭ будет запущен в промышленную эксплуатацию в 2017 году.

Автор: Игорь Панкратенко.

www.islam.ru.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.