Конституционные гарантии свободы вероисповедания

24 Май 2011
1423
Ваххабизм посягает на религиозные чувства и права вероисповедания ислама

Намаз в мечети (Prayer in a mosque)Важнейшей гарантией построения правового государства и гражданского общества Конституция РФ определяет свободу совести и вероисповедания, закрепляя в ст. 28 право каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1].

Данное нормативное положение, составляющее конституционное основание принципов и форм деятельности религиозных объединений, миссий и их последователей, в то же время выступает юридической гарантией права на участие в поликонфессиональном пространстве российского государства деноминаций или сект, внутренние установления которых при их явном соответствии требованиям законодательства могут на идейно-теологическом уровне крайне противоречить вероучительным основам и иным положениям уже сложившихся конфессий, имеющих многочисленных последователей. В особенности мировоззренческо-идейный конфликт наиболее ярко проявим в случае возникновения новоявленного вероучения, заявляющего о себе как об истинном пути сформировавшейся и действующей конфессии, имеющей многовековой опыт исторических традиций.

Практическая иллюстрация приводимой ситуации наглядно прослеживается на примере ваххабизма, позиционирующего себя истинным направлением ислама. Ваххабизм как деноминация предполагает собственные вероучительные постулаты, религиозно-догматические принципы и культовый церемониал. С внешней, визуально-формальной стороны ваххабизм воспроизводит элементы ритуального проявления ислама, характерные для него символические признаки. В то же время, по своему идейно-культовому содержанию ваххабизм крайне противоречит уже вероучительной основе мусульманской религии, каноническому смыслу ее столпов, опровергая либо принципиально искажая их смысловое содержание, исконно отстаиваемое мусульманской религией [2, С.480].

Поскольку ваххабизм, являясь суррогатом ислама, принципиально противоречит ему и единогласно признан всеми его каноническо-правовыми школами (мазхабами) учением, не имеющим к нему отношения, но не должен получать правовую возможность позиционирования от имени мусульманской религии

При этом преодоление возникающего идейно-мировоззренческого конфликта между последователями истинного Ислама характерного для большинства населения мусульман России и сторонниками ваххабизма на сугубо теологическом уровне представляется маловозможным, поскольку должно означать отказ одной из сторон исследуемого противоборства от принципиальных для них вероучительных догматов выступающих непосредственной причиной конфликта. Причем такой отказ должен быть абсолютным и, судя по смысловому содержанию провоцирующих противоречия религиозных постулатов, неприемлющим компромисса. Помимо того, внутренние канонические установления конфликтующих позиций требуют однозначного признания оппонентом собственных взглядов ложными и предлагаемых ему взглядов – истинными. А это, исходя из нравственно-моральных принципов религии, означает вероотступничество, крайне противное даже для наименее последовательных сторонников религиозных культов.

Иными словами, конституционная гарантия свободы совести и вероисповедания, рассчитанная на гармонизацию конфессиональных отношений и достижение в них толерантности, может одновременно, при игнорировании момента внутрирелигиозных установлений, на определенном этапе своего действия «служить против себя», переставая выполнять конструктивную функцию сдерживания и согласования. Конституционно-правовой механизм разрешения возникающей ситуации должен исходить, по нашему мнению, из принципа, заложенного в ст. 29 Конституции РФ согласно которой, каждому гарантируется свобода мысли и слова но, при этом, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Поскольку ваххабизм, являясь суррогатом ислама, принципиально противоречит ему и единогласно признан всеми его каноническо-правовыми школами (мазхабами) учением, не имеющим к нему отношения, но не должен получать правовую возможность позиционирования от имени мусульманской религии. В противном случае ваххабизм, интерпретируя с собственных позиций не принадлежащий ему духовный материал, посягает на религиозные чувства и права вероисповедания ислама и, в итоге, объективно провоцирует конституционно запрещаемую религиозную рознь [3, С.20-21]. Рефлексия ваххабизма, в случае ее обращения к атрибутам и положениям ислама, а равно и христианства, буддизма, иудаизма либо иных религий, либо вообще язычества, должна предполагать собственную идентификацию, выступать от собственного имени, но не навязывать своих взглядов иным каким бы то ни было конфессиям и верованиям. При несоблюдении условия идентификации ваххабитское учение закономерно создает предпосылки внутриконфессиональной розни в связи с чем должно рассматриваться ваххабитско-религиозным экстремизмом, запрещаемым в уголовно-процессуальном порядке.

_____________________________

[1] Конституция Российской Федерации. Ст. 28//Электронная правовая система КонсультантПлюс

[2] Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Лотос, 2007. – С.480

[3] Алиев М. А. Характер общественной опасности ваххабитско-религиозного экстремизма и его уголовно-правовое определение//Российский следователь. – 2008. – № 5. – С.20-21.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.