Вправе ли мы жить, когда погибла честь?

14 Декабрь 2011
1303

«Обычаи и традиции, сложившиеся на протяжении многих веков, стали пережитками прошлого…»

Вправе ли мы жить, когда погибла честь?Нравственная культура – это то, на чём зиждется любое общество, это стержень, состоящий из духовных, материальных и нематериальных ценностей.

Через призму нравственных устоев можно судить об уровне развития любой эпохи, узреть достижения и недостатки в любой сфере жизнедеятельности общества.

Нравы и обычаи народов зависят от многих факторов: от климата и ландшафта той территории, которую они заселяют, от образа жизни и воспитания  и т. д. С зарождением группы людей, живущих на одной территории и взаимодействующих в процессе жизнедеятельности, конечно же, постепенно создаются определённые правила и нормы поведения.

Развиваясь столетиями, они способствуют духовному самосохранению, развитию нации, регулируют отношения в обществе и семье.

Если говорить о наших предках, веками живших в скалистых горах, где каменистая  почва почти непригодна для пахоты, то из этого, в первую очередь, ясно одно – они дорожили свободой больше, чем жизнью. Хотя видели внизу плодородные долины, они не спускались туда, зная, что это будет стоить им их независимости.

Готовые терпеть всякие лишения и суровые условия жизни, они выбрали хребты – природные крепости, которые спасают от преследователей, и где они могут разбить самого грозного врага. И нетрудно догадаться, что законы гор были жёсткими и суровыми, но им следовали  все, и это делало горцев сильными духом и выносливыми.

Их законы и кодекс чести не были зафиксированы письменно, да и незачем было их писать, когда они впитывались с молоком матери, когда были в их крови и плоти.  Нравственным стержнем горца всегда были совесть, достоинство, мужество, честь, а его добродетелями – глубокое уважение к старшим и почитание родителей, верность дружбе и гостеприимство, любовь к родине и духовное богатство.

Изменить этим принципам, а то есть потерять честь, означало для горцев потерять больше, чем жизнь, это был позор, передающийся из поколения в поколение.

Но традиционный уклад жизни горцев Дагестана был разрушен с вторжением на Кавказ Российской империи.

А позже советская власть превратила эту жемчужину, с богатой культурой и самобытностью, в пороховую бочку, которую сегодня так пытаются поджечь те или иные.  Обычаи и традиции, сложившиеся на протяжении многих веков, стали пережитками прошлого, духовные и нравственные принципы оказались вне закона, как факторы, противоречащие коммунистической идеологии.

Среди нового поколения массово пропагандировались уже другие ценности  и, с раннего детства, из них лепили  тех, кто нужен был власти советов. Естественно, многое им удалось, так как СССР был огромной налаженной машиной, сметавшей всё на своём пути. Но она оказалась слишком громоздкой и неповоротливой, и многие, видя в ней угрозу, искали и находили её слабые места и били по ним, раз за разом.

Однако то ли механики халтурили, то ли хозяева не углядели, но «машина» начала ржаветь. Долго делали вид, что ничего не происходит – время от времени наносили тонкий слой краски, чтобы спрятать ржу, но это лишь оттягивало срок, когда она развалится на множество частей, больших и малых. Этот день настал, и наш Дагестан – частичка той «машины» – оказался подобен обездоленному сиротке с голодным жадным взглядом.

Началась новая эпоха… Ценности, которые втирались со скамьи детского сада, сегодня уже назывались абсурдом, где-то с высоких трибун кричали о свободе слова и вероисповедания, свободе взглядов и свободе передвижения. 

Вчерашние вожди и враги народа поменялись местами, и… прорвало. Все куда-то побежали, словно тараканы от яркого света. Кто-то погнался за властью, кто-то за деньгами, кто-то за материальным, а кто-то и вовсе уехал восвояси.

Реакция ждавших, когда же рухнет «нерушимый» Союз Советских Социалистических Республик, была молниеносной. Они щедро «одаривали» и заполняли вакуумы во всех сферах жизни, и люди, подобно внезапно получившим свободу рабам брали всё подряд и помногу. Те, кто уже до мозга костей стали коммунистами, не изменили своим взглядам, другие, обиженные ненужностью и неоправданностью их идеологии, просто начали плыть по течению.

Эти колоссальные перемены, произошедшие в жизни нашего народа за короткий исторический период,  перевернули с ног на голову всё то, что создавалось и совершенствовалось на протяжении многих веков, и  породили контрасты, достигающие сегодня своего пика,  вступающие в конфликты между собой. Особенно ярко это, конечно, проявляется в городах.

Безусловно, в сложившейся ситуации виноватых много, в том числе и властная верхушка, открывшая ящик Пандоры своей недальновидной политикой. Сегодня хватаются за больные головы, но нельзя снимать ответственность и с нас самих, превратившихся в марионеток «невидимой руки», которая манипулирует нами и направляет в разные русла.

Человек всегда был зависим от общества. Выжить в одиночку невозможно, поэтому  приходится подстраиваться под идеи, принципы и законы большинства. Особенно молодёжи очень важно отношение к себе со стороны сверстников и вообще окружающих людей, их мнение и взгляды.

К сожалению, многие молодые ребята, не имея жизненного опыта и не умея разбираться в людях, даже правильно воспитанные, нередко попадают под пресс окружающих контрастов. Многих из них просто ломают. Это самое страшное, потому что после этого ими можно управлять и направлять куда угодно.

Человеку очень трудно жить в непонимании, трудно, когда его не принимают как своего, трудно не измениться, когда он не окружён людьми, подобными себе, и со временем его внутренний стержень ломается. Он начинает подстраиваться под жизнь других, потому что так легче, так живут все, легче оправдать себя, а потом, войдя в роль, и вовсе закапывает в глубине души свои прежние принципы. Все сегодня прекрасно знают, чем живёт молодёжь, чем она занимаются, но часто закрывают глаза на поступки

собственных детей, как будто и не замечают ничего. При этом уверяя себя, что им это не грозит, не допуская мысли, что их дети живут теми же принципами, что и дети соседа. Тогда чьи же все эти дети, покуривающие травку между гаражами и в закоулках, продающие и покупающие своё тело в притонах, насилующие и убивающие братьев и сестёр, бегающие по лесам и бродящие по улицам, просящие и отбирающие, поющие и плачущие, одетые и раздетые??? Чьи они??? Все соседские??? И ни один не твой – ни сын, ни брат, ни родственник???  Все всё прекрасно знают, но почему мы ведём себя как слепые кроты, когда дело касается нас самих, и злорадствуем, когда касается соседа?  Может, это просто трусость, бессилие перед этой идеологией жизни и боязнь бросить вызов в одиночку? Нам нужно осознать, что завтра мы окажемся в тупике, даже если пока ещё кое-как и выкручиваемся. Сегодня с разных трибун во все голоса кричат о том, что нужна идеология, которая повлечёт за собой массы. Нет. Нужна нравственность. А нравственность в моем понимании – составляющая духовности. Значит, нужна вера, нужна духовность.

Но и здесь «невидимая рука» вбивает клинья внутри верующих, и опять нашими же руками. Так мы и живём, бросаясь из одной крайности в другую, сортируя общество, как овощи и фрукты.

Сегодня, когда говоришь о кодексе чести горца, очень часто спрашивают: «А кем написан этот кодекс?», «А кто его придумал?», «Где можно его достать?»  и т. п. Но если любой из нас представит перед собой своего прадеда, то один лишь его полный достоинства взгляд будет ответом на все эти вопросы.  И, безусловно, в каждом из нас есть частичка этой чести – чести горца. Но мы не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днём растворяясь в чужой культуре, мы используем их только тогда, когда они нам выгодны.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.