Намаз при эпилепсии

16 Февраль 2021
1681
Вопрос: 
Обязан ли больной эпилепсией совершать намаз?

ОТВЕТ:

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Эпилепсия – хроническое неврологическое заболевание, которое характеризуется, возникающими внезапно и повторяющимися приступами. Некоторые формы эпилепсии сопровождаются судорогами, утратой сознания и другими симптомами.

Относительно этого вопроса дается следующее шариатское заключение. 

Если у человека случился приступ с последующей потерей сознания, и он не приходил в себя в протяжение всего времени намаза, то возмещать молитву необязательно, а желательно. Если же он очнулся, то совершение намаза этого времени и предыдущего намаза, который можно с ним объединить, если он в период этого намаза тоже находился без сознания, обязательно.

Так, если человек очнулся во время предзакатного намаза, то обязательно совершение предзакатного и возмещение обеденного намаза, если за весь промежуток обеденного намаза тоже находился без сознания.

Если очнулся во время ночного намаза, то ему обязательно возмещение вечернего намаза, но не наоборот. Если очнулся в обеденное время и снова потерял сознание, пока не наступил вечерний намаз, он обязан возместить только обеденный намаз, но не предзакатный.

В случае, если он пребывал в сознании на какое-то во время вечернего намаза, но потерял его на всю ночь до утренней молитвы, он возмещает только вечерний намаз, но не ночной. В остальных случаях, человек, который страдает подобной болезнью, обязан совершать намазы своевременно, пока он находится в сознании и имеет возможность совершить молитву.

Если человек потерял сознание после наступления времени намаза, но с момента его наступления он находился в сознании на такое время, за которое можно было бы совершить намаз, состоящий только из обязательных действий, то возмещать нужно именно этот намаз, но не последующий. Также учитывается время, достаточное для совершения малого омовения в том случае, если страдающий эпилепсией является тем, кому обязательно совершение омовения после наступления времени намаза.

Например, страдающий недержанием мочи, или женщина, у которой истихаза (метроррагия), или же является тем, кому нужно совершить таяммум.

Примечание:

Ученые-богословы считают, что причиной возникновения этой болезни может быть и влияние джинов, в результате чего у человека начинаются приступы с дальнейшей потерей сознания. А Аллах знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (ولا) قضاء على شخص... ذي (جنون أو إغماء) إذا أفاق، ومثلهما المبرسم والمعتوه والسكران بلا تعد في الجميع، لحديث «رفع القلم عن ثلاث: عن الصبي حتى يبلغ، وعن النائم حتى يستيقظ، وعن المجنون حتى يبرأ» صححه ابن حبان والحاكم. نعم يسن للمجنون والمغمى عليه ونحوهما القضاء...
(ولو زالت هذه الأسباب) المانعة من وجوب الصلاة (و) قد (بقي من الوقت تكبيرة) أي قدر زمنها فأكثر (وجبت الصلاة) ؛ لأن القدر الذي يتعلق به الإيجاب يستوي فيه قدر الركعة ودونها، كما أن المسافر إذا اقتدى بمتم في جزء من صلاته يلزمه الإتمام، وقضية كلامه أنها لا تلزم بإدراك دون تكبيرة، وهو كذلك كما جزم به في الأنوار... (والأظهر) على الأول (وجوب الظهر) مع العصر (بإدراك) قدر زمن (تكبيرة آخر) وقت (العصر، و) وجوب (المغرب) مع العشاء بإدراك ذلك (آخر) وقت (العشاء) لاتحاد وقتي الظهر والعصر، ووقتي المغرب والعشاء في العذر، ففي الضرورة أولى، ويشترط للوجوب أن يخلو الشخص من الموانع قدر الطهارة، والصلاة أخف ما يجزئ كركعتين في صلاة المسافر.
ﻭﻳﺸﺘﺮﻁ ﻟﻠﻮﺟﻮﺏ ﻋﻠﻰ اﻟﻘﻮﻟﻴﻦ ﺑﻘﺎء اﻟﺴﻼﻣﺔ ﻣﻦ اﻟﻤﻮاﻧﻊ ﺑﻘﺪﺭ ﻓﻌﻞ اﻟﻄﻬﺎﺭﺓ، ﻭاﻟﺼﻼﺓ ﺃﺧﻒ ﻣﺎ ﻳﻤﻜﻦ، ﻓﻠﻮ ﻋﺎﺩ اﻟﻤﺎﻧﻊ ﻗﺒﻞ ﺫﻟﻚ ﻟﻢ ﺗﺠﺐ اﻟﺼﻼﺓ، ﻭﻻ ﻳﺸﺘﺮﻁ ﺃﻥ ﻳﺪﺭﻙ ﻣﻊ اﻟﺘﻜﺒﻴﺮﺓ ﺃﻭ اﻟﺮﻛﻌﺔ ﻗﺪﺭ اﻟﻄﻬﺎﺭﺓ ﻋﻠﻰ اﻷﻇ

(ولو حاضت) أو نفست (أو جن) أو أغمي عليه (أول الوقت) واستغرق المانع باقيه (وجبت تلك) الصلاة لا الثانية التي تجمع معها (إن أدرك) من عرض له المانع قبل عروضه (قدر الفرض) أخف ممكن ولو مقصور المسافر ووقت طهر لا يصح تقديمه عليه كتيمم لتمكنه من الفعل في الوقت، فلا يسقط بما يطرأ بعده كما لو هلك النصاب بعد الحول وإمكان الأداء فإن الزكاة لا تسقط، وكذا لو خلا عن الموانع - في أثناء الوقت - القدر المذكور، لكن لا يتأتى استثناء الطهارة التي يمكن تقديمها في غير الصبي، ويجب الفرض الذي قبلها أيضا إن كان يجمع معها وأدرك قدره كما مر لتمكنه من فعلها، وإنما لم تجب الصلاة الثانية التي تجمع معها إذا خلا من الموانع ما يسعها؛ لأن وقت الأولى لا يصلح للثانية إلا إذا صلاهما جمعا بخلاف العكس.[¹]

عبارة تحفة المحتاج: (ﻭ) ﺣﻜﻤﻪ ﺃﻧﻪ (ﻟﻮ ﺯاﻟﺖ ﻫﺬﻩ اﻷﺳﺒﺎﺏ) اﻟﻜﻔﺮ اﻷﺻﻠﻲ، ﻭاﻟﺼﺒﺎ ﻭﻧﺤﻮ اﻟﺤﻴﺾ، ﻭاﻟﺠﻨﻮﻥ (ﻭ) ﻗﺪ (ﺑﻘﻲ ﻣﻦ) ﺁﺧﺮ (اﻟﻮﻗﺖ ﺗﻜﺒﻴﺮﺓ) ﺃﻱ ﻗﺪﺭﻫﺎ (ﻭﺟﺒﺖ اﻟﺼﻼﺓ) ﺃﻱ ﺻﻼﺓ اﻟﻮﻗﺖ ﺇﻥ ﺑﻘﻲ ﺳﻠﻴﻤﺎ ﺯﻣﻦ ﻳﺴﻊ ﺃﺧﻒ ﻣﻤﻜﻦ ﻣﻨﻬﺎ ﻛﺮﻛﻌﺘﻴﻦ ﻟﻠﻤﺴﺎﻓﺮ اﻟﻘﺎﺻﺮ ﻭﻣﻦ ﺷﺮﻭﻃﻬﺎ.[²]
______

[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 314.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 454.
•————•✿❁✿•————•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.