Джаназа-намаз на расстоянии

25 Январь 2022
1471
Вопрос: 
Можно ли совершать заупокойную молитву за умершим, если тело находится далеко от молящегося, но в пределах населенного пункта?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Условием действительности заупокойной молитвы в случае, когда молящийся и тело покойного находятся в пределах одного населенного пункта, следующие:

1) молящийся должен находиться за телом покойного. То есть, он не должен быть ближе к кибле чем тело покойного или его могила.

2) тело покойного и молящийся должны находиться на одной территории: 

а) расстояние между ними не должно превышать 144 м, относительная погрешность которого 1,5 м, то есть конечное расстояние может составить 145,5 м. Соответственно, если расстояние между ними будет меньше этого, то намаз действителен, а если больше, то нет. 

б) между телом и молящимся не должно быть препятствия, преграждающего обзор или доступ к телу или могиле. Это условие необходимо соблюдать только при вступлении в намаз. Если потом до завершения намаза тело покойного отдалят, намаз не нарушается. Но если тело покойного и молящийся находятся в мечети, то в расстоянии между ними нет ограничения.

— Дополнительно про совершение заупокойной молитвы при преграде, можете прочитать в фетве под номером 546 t.me/fatawadag/1326

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ويصلى على الغائب عن البلد)... أما من بالبلد فلا يصلى عليه وإن كبرت وعذر ((خلافا للنهاية والمغني عبارتهما ولو تعذر على من في البلد الحضور بحبس أو مرض لم يبعد الجواز كما بحثه الأذرعي وجزم به ابن أبي الدم في المحبوس اه)) بنحو مرض أو حبس كما شمله إطلاقهم.[¹]
عبارة حاشية الجمل: (وشرط) لصحتها ..(وأن لا يتقدم عليه) حالة كونه (حاضرا، ولو في قبر) وأن يجمعهما مكان واحد [تقدم في الجماعة تفسير هذا الشرط بعدم طول المسافة بينهما في غير المسجد وبعدم حائل يمنع مرورا أو رؤية] وأن لا يزيد ما بينهما في غير مسجد على ثلثمائة ذراع تقريبا.. [ومحل ذلك في الابتداء وأما في الدوام بأن رفعت الجنازة في أثناء الصلاة وزاد ما بينهما على ما ذكر وحال حائل بينهما فلا يضر ذلك].[²]
 

[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями Имама аш-Ширвани), т. 3, с. 149.
[²] См.: Хашия аль-Джамаль, т. 2 с. 180.

Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: fatavadag@mail.ru
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Инста: instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.